ПОНЯТИЕ ОПЫТА. НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
При гносеологическом анализе понятия "эмпирического", - т. е. опыта - следует руководствоваться указанием В. И. Ленина о том, что под словом опыт несомненно может скрываться и материалистическая, и идеалистическая линия в философии, а равно юмистская, и кантианская; но ни определение опыта как предмета исследования, ни определение его как средства познания ничего еще не решает в этом направлении *.
* См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 152.
В противоположность различным направлениям и школам идеализма, рассматривающих опыт как совокупность ощущений и восприятий, как нечто внутренне присущее субъекту, марксистская философия понимает "опыт" как общественно-историческую практику человечества *, включающую преобразование природы и общества в процессе материального производства, социальных революций, классовой борьбы, национально-освободительных движений, строительства социализма и коммунизма и т. п., а также преобразование объекта с целью его познания. Для всех этих аспектов понимания опыта характерно признание внешнего материального мира и его взаимодействия с познающим субъектом. Наблюдение и эксперимент представляют собой ту часть практики, опыта, которая характерна для научного познания.
* Иногда термин "опыт" понимается в более узком смысле - как эксперимент.
Наблюдение является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Оно состоит в целенаправлен~ организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. В отличие от различных видов наблюдения, имеющих место в обыденной жизни, научное наблюдение характеризуется рядом особенностей, к числу которых относятся: связь с решением определенной теоретической задачи, с проверкой гипотезы; планомерность и организованность; систематичность, исключающая ошибки случайного происхождения.
Особым видом наблюдения является измерение. Если обычное наблюдение - непосредственное или с помощью приборов - дает нам информацию о качественных особенностях объекта, о его свойствах, то измерение дает нам информацию о количественных отношениях, характерных для изучаемого объекта. Измерение - это эмпирическая операция, в результате которой мы узнаем, во сколько раз измеряемая величина, характерная для объекта измерения (время, длина, скорость, вес, число элементов и т. п.) больше или меньше другой величины, принятой за образец (эталон) . Следовательно, измерение, в отличие от простого наблюдения, состоит в познании некоторого отношения. Хотя иногда измерение осуществляется непосредственно с помощью наших органов чувств, например, в случаях подсчета объектов - голов скота, монет, шагов и т. д., однако в научном познании обычно используются специальные измерительные приборы, начиная от простой измерительной линейки и кончая современной сложной измерительной аппаратурой с электронным устройством и т. п.
Измерительные приборы, выполняя роль усилителей слабых эффектов, используются как технические средства получения более точной (метрической) информации. Их применение основано на взаимодействии между прибором и объектом и предполагает наличие определенных физических сигналов, например, электромагнитных колебаний в виде света и т. п., несущих и передающих в конечном счете нашим органам чувств необходимую информацию о внешнем мире.
Предполагалось, что сами измерения не изменяют существенным образом ту величину, которую требуется измерить. Однако в атомной физике и физике элементарных частиц взаимодействие между средствами измерения и объектом настолько существенно, что от него нельзя отвлечься. В связи с этим познание микромира требует обязательного учета свойств прибора, характера его взаимодействия с микрообъектом, а также природы и физических законов сигналов, с помощью которых получается соответствующая метрическая информация.
Хотя наблюдение и может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной связи, однако, само по себе оно совершенно недостаточно для утверждения и доказательства такой связи, ибо наблюдение, как метод познания, страдает существенными недостатками, оно ограничено возможностями чувственного познания (узость диапазонов воспринимаемых электромагнитных колебаний в виде света и механических колебаний среды в виде звука,наличие порогов чувствительности и т.п.).
Правда, эти недостатки в значительной степени преодолеваются применением различных инструментов, приборов, позволяющих наблюдать процессы, недоступные непосредственно нашим органам чувств. С помощью приборов становятся доступными для наблюдения далекие звезды и галактики, атомы, молекулы и их строение, белки и микроорганизмы и т. п. Такие приборы, как оптические телескопы и радиотелескопы, микроскопы, счетчики элементарных частиц, рентгеновская аппаратура, телевидение и т. п. необыкновенно расширили область наблюдаемых явлений. Их применение показало, что не существует принципиально ненаблюдаемых явлений и процессов. И то, что вчера было ненаблюдаемо, сегодня становится объектом наблюдения с помощью соответствующих технических средств, как об этом свидетельствует, например, исследование обратной стороны Луны с помощью космического телевидения, фотографирования.
Осуществляя наблюдение, человек констатирует то, что происходит в объективной действительности, он может не вмешиваться в объективно протекающий процесс, не вносить в него никаких изменений. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования. Эксперимент представляет собой вид деятельности, осуществляемой в целях научного познания. В ходе него субъект воздействует на изучаемый объект посредством специальных инструментов и приборов, благодаря чему ему удается: а) изолировать изучаемый объект от влияния побочных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в чистом виде, б) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных и поддающихся контролю и учету условиях, в) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия, в целях получения искомого результата.
В экспериментировании предметно-орудийная деятельность исследователя теснейшим образом связана с его теоретической мыслью; эксперимент проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, он необходим как средство накопления и изучения фактов, составляющих эмпирический базис всякой теории, он является, как и вся практика в целом, объективным критерием истинности тех или иных теоретических положений и предположений (гипотез) .
Эксперимент является основной формой эмпирического познания в естественных науках. Он применяется и в общественных науках, хотя здесь его значение ограничено рядом факторов. Проведение социального эксперимента ограничено моральными, гуманистическими принципами, большинство социальных явлений нельзя воспроизвести в лабораторных условиях и подвергать их воздействию разных приборов и инструментов, многие социальные явления невозможно также неограниченно повторять, искусственно изолировать, отделять одни условия от других (например, экономические от политических, политические от идеологических и т. п.). Поэтому социальный эксперимент допустим и возможен лишь в определенных рамках, в связи с чем в общественных науках критерием истинности теоретических положений выступают не столько отдельные социальные эксперименты, сколько производственная, политическая и всякая другая общественно-историческая деятельность людей, т. е. практика в широком смысле слова.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1189;