Естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.
Возникновение новой исторической формы материализма, обогащенного приобретением диалектики, было подготовлено также и успехами естествознания. Развитие промышленного капитализма оказало большое воздействие на развитие всех отраслей знания, особенно естественных и технических наук. Метафизический метод мышления, господствовавший в науке и материалистической философии, пришел в противоречие с новейшими открытиями в естествознании первой половины XIX в.
Развитие Декартом, Спинозой, французскими материалистамипросветителями XVIII в. мысли о том, что природа есть causa sui, противоречило метафизическому воззрению, но оно не устраняло его господства. Экспериментальное обоснование Ломоносовым всеобщего закона сохранения материи и движения подрывало религиозно-идеалистические взгляды и подтверждало правильность исходных положений материализма. В этом ломоносовском открытии имеются все основания к тому, чтобы не только материалистически, но и диалектически объяснить развитие природы. Но в условиях XVIII в., когда наиболее развитой наукой была механика, невозможно было понять в полной мере саморазвитие материального мира.
Кантовская теория о происхождении Солнечной системы из газообразных туманностей пробивала брешь в метафизическом воззрении. В ней, говорил Энгельс, лежал зародыш всего дальнейшего прогресса. Если Земля была чем-то,ставшим в ходе времени, то чем-то ставшим, развившимся должно было быть и е теперешнее геологическое, климатическое, географическое состояние, ее животные и растения. Это учение о развитии в отношении Земли обосновал английский ученый Лайель, главный труд которого "Основы геологии" вышел в 1830 - 1833 гг. Он внес здравый смысл в геологию, заменив внезапные, вызванные капризом творца, революции постепенным действием медленного преобразования Земли. Недостаток лайелевского взгляда заключался в том, что он считал действующие на Земле силы постоянными как по качеству, так и по количеству.
В 30 - 50-е годы XIX естествознание достигло огромных успехов. В этот период бы сделаны три великих открытия, сыгравших огромную роль в борьбе против метафизического взгляда на природу и в подготовке диалектического материализма.
В 1842 - 1845 гг. немецкий физик Роберт Майер открыл закон сохранения и превращения энергии. Независимо от Майера этот закон был открыт английскими физиками Гровом и Джоулем, датским инженером Кольдингом, русским ученым Ленцем. Исследования этих ученых явились важнейшим этапом в раскрытии смысла общего начала сохранения свойств материи, обоснованного Ломоносовым. Открытие закона сохранения и превращения энергии показало, что механическая сила, теплота, свет, электричество, магнетизм, химические процессы, т. е. различные формы движения материи не изолированы друг от друга, как об этом думали метафизики, а связаны друг с другом и при известных условиях переходят одна в другую без какой бы то ни было потери силы. Оно доказало, что нет возникновения и исчезновения энергии, а есть непрерывное превращение энергии из одной формы в другую. Закон сохранения и превращения энергии Энгельс называл абсолютным законом природы. Он является естественнонаучным основание~и диалектического взгляда на мир.
Развитие науки о растительном и животном мире также подрывало основы метафизического воззрения. В 30-e годы XIX в. было завершено создание клеточной теории. Растительная клетка впервые была открыта Р. Гуком в 1665 г. Каспар Вольф в середине XVIII в. писал о клеточном строении растений и животных. В первой трети XIX в. о клеточном строении организмов писали многие ученые. Благодаря трудам русского естествоиспытателя П. Ф. Горянинова, чешского биолога И. Пуркинье, немецких ученых ботаника М. Я. Шлейдена и биолога Т. Шванна была разработана клеточная теория строения растений и животных. Эта теория разрушила старое метафизическое представление, не видевшее генетического и морфологического единства между растительным и животным миром, а также между различными видами. Она установила единство строения организмов животных и растений, объяснила процесс их роста, легла в основу дальнейшего развития всей биологии и заставила, как говорил Энгельс, подвергнуть полному пересмотру все окончательные истины в изучении органического мира и выбросить за борт целые груды их5 10. Третье великое открытие в области естествознания, сыгравшее огромную роль в понимании диалектики природы, было совершено великим английским ученым Дарвиным **. Исходные положения своей теории он сформулировал в первых своих работах конца 30 - начала 40-х годов, но лишь через двадцать лет упорной работы им был опубликован в 1859 г. основной труд "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". На основании многочисленных фактов из жизни растений и животных в естественных и искусственных условиях Дарвин пришел к твердому убеждению, что виды не постоянны, а изменчивы.
Он убедительно доказал, что ныне существующие виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Изменение видов растений и животных, по Дарвину, происходит в результате естественного и искусственного отбора. Дарвин, писал Ленин, положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними ***.
* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 304.
** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 510 - 513; т. 21, стр. 304.
*** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 139.
Книга Дарвина "Происхождение видов", - писал Маркс Энгельсу, - дает естественноисторическую основу нашим взглядам ****. Энгельс подчеркивал, что Дарвин разрушил теологию в учении о развитии растений и животных. До Дарвина не было грандиозной попытки доказать историческое развитие в природе, да еще с таким успехом. "Какие бы превращения ни предстояли еще этой теории в частностях, - писал Энгельс о дарвиновской теории, - но в целом она уже и теперь решает проблему более чем удовлетворительным образом. В основных чертах установлен ряд развития организмов от немногих простых форм до все более многообразных и сложных, какие мы наблюдаем в наше время, кончая человеком.
**** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 30, стр. 102.
Благодаря этому не только стало возможным объяснение существующих представителей органической жизни, но и дана основа для предыстории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А. без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом" *.
Таким образом, успехи естествознания к середине XIX столетия убедительно вскрывали диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие, качественные превращения в различных областях природы. Если, говорил Энгельс, до конца XVIII столетия, и даже до 1830 г., естествоиспытатели более или менее обходились при помощи старой метафизики, ибо действительная наука не выходила за пределы механики, земной и космической, то после 1830 г. они не могли по-старому смотреть на вещи. "...Эмпирическое естествознание достигло такого подъема и добилось столь блестящих результатов, что не только стало возможным полное преодоление механической односторонности XVIII века, но и само естествознание благодаря выявлению существующих в самой природе связей между различными областями исследования (механикой, физикой, химией, биологией и т. д.) превратилось из эмпирической науки в теоретическую, становясь при обобщении полученных результатов системой материалистического познания природы" *.
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 512.
** Там же, стр. 511.
Однако буржуазные философы и сами естествоиспытатели не могли в полной мере понять все эти эпохосозидающие завоевания естествознания и использовать их для разработки материалистической диалектики. Младогегельянцы не шли дальше гегелевских суждений о природе и, как правило, не касались последних достижений естествознания. Выдающийся материалист Фейербах был изолирован реакционерами Германии от научных центров, и великие достижения науки не задели его глубоко. Поэтому, когда он касался вопросов естествознания, то, говорил Энгельс, за исключением отдельных гениальных обобщений, часто довольствовался беллетристическими фразами. Никто из буржуазных философов не обобщил достижений естествознания первой половины XIX в. Здесь особенно сильно сказалась ограниченность буржуазного мировоззрения. Наука пришла в столкновение не только с метафизическим методом, превратившимся в сильнейший тормоз для развития естествознания, но и с буржуазным мировоззрением в целом. Буржуазная философия с 40-х годов XIX в. мельчает, вырождается, теряет былую прогрессивную силу.
Естествоиспытатели, подобно буржуазным философам, в своей основной массе придерживались метафизических взглядов, а некоторые из них склонялись к идеализму и агностицизму. Под влиянием открытий бурно развивающегося естествознания середины XIX в. они стихийно шли к диалектике, но не умели, как отмечал Энгельс, рационально объяснить и связать новейшие факты науки, которые наглядно показывали наличие диалектики в природе.
Здесь ярко обнаружился конфликт между объективным содержанием естествознания, отражавшим различные стороны диалектики природы, и метафизическим способом мышления, господствовавшим столетия среди естествоиспытателей *.
* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 368 - 369.
Лишь идеологи пролетариата Маркс и Энгельс смогли правильно оценить и обобщить не только новые явления общественной жизни, но и великие достижения естествознания первой половины XIX в.
и создать диалектический материализм. С самого начала своей научной деятельности они опирались на достижения всех наук, в том числе естествознания. Уже в ранних работах Маркс и Энгельс развивали глубокие мысли о диалектике природы, противоречившие суждениям Гегеля, отрицавшего развитие природы во времени. Они прекрасно знали историю атомистики, высоко оценивали научные открытия Коперника, Галилея, Фарадея, Лавуазье, Лайеля, небулярную гипотезу, достижения органической химии и. т. д. В зрелые же годы Маркс и Энгельс систематически следили за успехами науки и техники. Обобщая достижения естествознания, они развивали и конкретизировали проблемы диалектического материализма, а также развили ряд проблем естественных наук.
Таким образом, возникновение марксизма и его философии было не случайным, а закономерным явлением. Оно подготовлено социально-экономическими причинами и предшествующим развитием общественной мысли. Маркс и Энгельс, обобщая опыт рабочего движения и достижения естествознания, критически перерабатывая лучшие достижения предшествующей философской мысли, совершили великий революционный переворот в философии.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 3153;