Теоретические источники марксистской философии.
Возникновение марксизма и его философии определялось не только социально-экономическими условиями, но и всем предшествующим развитием общественной мысли, науки и культуры. Марксистская теория возникла не в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность основоположников марксизма, говорил В. И. Ленин, состоит именно в том, что они дали ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Маркс и Энгельс явились продолжателями и гениальными завершителями трех главных идейных течений XIX в.: классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах), английской политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французского социализма (Сен-Симон, Ш. Фурье) и английского коммунизма (Р. Оуэн) **.
** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 43 - 48.
Первоначально Маркс и Энгельс были идеалистами-диалектиками, сторонниками философии Гегеля, господствовавшей в 30 40-х годах XIX в. в Германии. Маркс познакомился с ней в 1837 г., а Энгельс - в 1839 г. Диалектические положения гегелевской философии увлекли молодых Маркса и Энгельса. Они примкнули к младогегельянцам, использовавшим философию Гегеля в борьбе против религии и абсолютизма. Но среди младогегельянцев Маркс и Энгельс занимали особую позицию: они были более решительными в борьбе против существующих общественных отношений. Если младогегельянцы полагали, что изменения в обществе произойдут под влиянием критически мыслящих личностей, творящих якобы историю, то Маркс и Энгельс с ранних лет своей деятельности с глубоким уважением относились к народным массам и не мыслили себе преобразование общественной жизни без революционной борьбы народных масс. Уже в первых своих произведениях они стремились связать философию с общественно-политической борьбой трудящихся.
Маркс и Энгельс не раз указывали, что они в своем умственном развитии многим обязаны немецким философам, и в частности, Гегелю. Без немецкой философии, говорил Энгельс, не было бы и научного социализма. Заслуга Гегеля состоит прежде всего в том, что он дал острую критику метафизического метода мышления и противопоставил ему диалектический метод. Гегель первым сформулировал законы диалектики. Диалектика рассматривалась им как душа всякого истинного научного познания. Она, говорил мыслитель, открывает в каждом предмете внутренние противоречия, развитие которых приводит к отрицанию одного предмета и возникновению другого, нового предмета. Она вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость.
Молодые Маркс и Энгельс, по словам Женни Маркс, независимо друг от друга, "проходят сквозь строй гегелевских категорий" и в совершенстве овладевают диалектическим методом. Революционные идеи гегелевской диалектики использовались ими для обоснования своих революционно-демократических устремлений.
Под влиянием общественно-политической борьбы и материализма Фейербаха во взглядах Маркса и Энгельса в 1842 - 1843 гг.
намечается переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Этот переход окончательно завершился в конце 1943 - начале 1844 г. Маркс и Энгельс резко подвергли критике идеализм философии Гегеля, показали, что его учение о государстве и праве не соответствует действительности, что гегелевская абсолютная идея есть не что иное, как человеческое сознание, взятое вне человека и природы, и превращенное в абсолют, что гегелевские суждения о превращении чистой мысли, идеи в природу - инобытие духа - бездоказательны и т. д. Отбрасывая идеализм, мистику гегелевской философии, Маркс и Энгельс критически переработали рациональные идеи его диалектики. Они прекрасно понимали, что в педантически темных словах и неуклюжих, скучных периодах гегелевских текстов, скрывались революционные мысли.
Гегелевская диалектика, писал Маркс, является основной формой всякой диалектики, но после очищения ее от мистической формы.
Это освобождение гегелевской диалектики от идеализма, мистики сделали Маркс и Энгельс, разработавшие принципы материалистической диалектики. Марксистская диалектика не только отличается от гегелевской, но прямо противоположна ей. Она является высшей исторической формой диалектики.
Вторым мыслителем, оказавшим большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, был Фейербах, решительно порвавший с философией Гегеля и выступивший с яркой и страстной критикой религии и идеализма, с пропагандой материализма и гуманизма. В 1841 г. вышло основное сочинение Фейербаха "Сущность христианства". Выход этого сочинения имел огромное значение. До появления "Сущности христианства" в среде младогегельянцев царила путаница в вопросе о взаимоотношении между природой и сознанием. "Сущность христианства", говорил Энгельс, одним ударом рассеяло это противоречие, снова и без всяких оговорок провозгласило торжество материализма *.
Природа, по Фейербаху, первична, она существует вечно, независимо от сознания человека и от какой бы то ни было философии.
Человек есть продукт природы. Он со своими потребностями и мыслями зависит от природы и не может творить природу из ничего.
Гегелевское суждение об абсолютной идее, мировом разуме, творящем мир из ничего, Фейербах называл мистикой. Не боги творят мир, а люди создают богов по своему образу и подобию в зависимости от тех условий, в которых они живут.
Сочинение Фейербаха было с восторгом воспринято не только в Германии, но и в России, во Франции и Англии. "Надо было, пишет Энгельс, - пережить освободительное действие этой книги, чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами" **.
* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 280.
** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 281.
Фейербах для молодых Маркса и Энгельса был огненным потоком, чистилищем времени. Своей критикой идеалистической философии он помог им быстрее освободиться от идеализма и прочно встать на позиции материализма. Влияние фейербаховской философии особенно сильно отразилось в сочинениях Маркса и Энгельса 1844 - 1845 гг. Но следует иметь в виду, что Маркс и Энгельс никогда не были последовательными фейербахианцами, точно так же как никогда не были последовательными гегельянцами. В отличие от Фейербаха, полностью отбросившего философию Гегеля, Маркс и Энгельс сохранили и критически переработали гегелевское учение о развитии, его диалектику. Фейербаховский материализм был метафизическим, а они развивали диалектический материализм.
Кроме того, Фейербах в суждениях об обществе был идеалистом, а Маркс и Энгельс уже в середине 40-х годов XIX в. сформулировали исходные положения материалистического понимания истории. Далее, Фейербах не понимал общественно-политической борьбы, роли практики. Он выступал как просветитель, пропагандист гуманистических и материалистических идей. Маркс и Энгельс были революционерами, практическими материалистами и коммунистами. Вопросы теории, философии они увязывали с революционной борьбой народных масс, пролетариата. В "Тезисах о Фейербахе", в "Немецкой идеологии", в книге "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" и в других работах Маркс и Энгельс дали глубокую критику фейербаховского материализма, но они всегда подчеркивали огромную роль Фейербаха в борьбе с религией и идеализмом, в формировании их материалистических взглядов.
Формирование диалектико-материалистических взглядов Маркса и Энгельса проходило не только под влиянием гегелевской и фейербаховской философии. Маркс и Энгельс, как мы уже говорили, с ранних лет принимали активное участие в борьбе классов. Это давало им богатейший материал для понимания диалектики, противоречивости общественного развития. Кроме того, выступление в защиту пролетариата, всех трудящихся вело их к всестороннему изучению материальных отношений и политической экономии, занимавшейся, в отличие от философии, вопросами производства, распределения, организации труда и т. п. Изучение классической политической экономии и положения рабочего класса в буржуазном обществе постепенно убеждало их в том, что экономические, материальные интересы классов играют решающую роль в политической и идеологической борьбе, что трудовая, производственная деятельность людей представляет основу развития общества, что частная собственность является экономической основой классовых противоречий. Другими словами, диалектико-материалистическое понимание истории формировалось у Маркса и Энгельса под влиянием общественно-политической борьбы, с одной стороны, изучения политико-экономических проблем - с другой. Далее. Выступая против капитализма, Маркс и Энгельс, естественно, мечтали об обществе, где не будет эксплуатации человека человеком. 0 таком обществе много писали социалисты и коммунисты, начиная с Томаса Мора. Маркс и Энгельс начинают пристально изучать социалистические и коммунистические теории с 1843 г. Среди социалистов они особенно высоко ценили Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Изучение критически-утопического социализма также давало им богатейший материал для диалектико-материалистического понимания общественной жизни. Социалисты-утописты в яркой форме обнажали противоречия буржуазного общества - богатство и роскошь кучки собственников и нищету широких народных масс, противоположность между умственным и физическим трудом, между- городом и деревней и т. п. На капитализм они смотрели как на преходящее общество, которое рано или поздно будет заменено новым, более разумным общественным строем - социалистическим. Социалисты домарксовского времени были утопистами - не понимали законов развития общества и исторической роли пролетариата в борьбе за социализм. Но они сыграли большую роль в формировании не только коммунистических, но и философских взглядов Маркса и Энгельса.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 2917;