Поняття культури мислення і роль філософії в її формуванні.

 

1. Неизменность понимания субъекта в конкретных исследованиях и структурных описаниях состоит в том, что в этом качестве практически всегда рассматривается отдельный представитель человеческого рода - индивид.

 

2. Реальное развитие человека в рамках индивидуального субъекта невозможно. Оно неизбежно будет совершаться в соответствии с ведущей потребительной мотивацией - в рамках прагматической, отчужденной формы развития личности, как сужение субъектности

 

3. Реальное творческое развитие личности возможно только при ведущей роли производительной, созидательной мотивации на пути включения индивидуального субъекта в развивающую деятельность субъектов более высокого порядка - как расширение субъектности.

 

4. При таком понимании творческого развития личности вся периодизация жизни человека, от рождения до завершения жизненного пути, предстает как последовательный процесс подготовки, становления и реализации свободного, творческого роста субъектности, то есть его включения во всеобщие формы деятельности

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

1. Человеческие мотивы построены по иерархическому принципу и отличаются различной широтой и глубиной.

 

2. Мотивы-интересы характеризуют отдельные стороны человеческой направленности и, соответственно, могут определять отдельные характеристики поведения человека.

 

3. Направленности личности отражают побудительные силы человека в достаточно широкой сфере его стремлений и образа действий; в значительной степени могут определять формирование и структуру его личности в целом.

 

4. В функциональных побудительных тенденциях отражаются и проявляются характеристики отношений человека с миром, природой, человечеством, социумом; поэтому соответствующие побудительные силы могут определять такие глобальные стороны его деятельности как действенное понимание смысла жизни, творчества и развития.

 

5.Производство, распределение, обмен, потребление , представляя собой основные экономические процессы общества, одновременно характеризуют жизнедеятельность каждого отдельного человека, определяя его формы поведения и психологические черты.

 

6. В производительной активности установка субъекта направлена на придание предмету деятельности определенной социально значимой ценности; в потребительной активности установка субъекта связывается с присвоением им индивидуально значимой ценности, заключенной в предмете. Это определяет характерные черты соответствующих систем ценностей и способов действия.

 

7. Разделение и взаимодействие производительных и потребительных процессов создают все характерные виды человеческой активности - свободные и вынужденные формы созидания и потребления различных человеческих ценностей; их обмен и распределение образуют основные формы человеческого взаимодействия.

 

8. Так же, как в мотивационной типологии, в психодиагностических процедурах и результатах отражается иерархическая структура характеристик общей мотивационной структуры личности. Симптоматика мотивов-интересов складывается в основные личностные направленности, которые, в свою очередь, образуют созидательную и потребительную побудительные тенденции личности.

 

9. Основными составляющими мотивационной структуры личности выступают мотивационные профили – "прогрессивный", "регрессивный", "экспрессивный",

"импульсивный", "уплощенный", а также мотивационные профили – "стенический", "астенический", "смешанный стенический", "смешанный астенический".

.

10. Главной, системообразующей мотивационной характеристикой личности, на которую "ложатся" различные жизненные проявления, является соотношение ее производительной и потребительной направленностей. Это соотношение воплощается в характерных мотивационных профилях – "прогрессивном" и "регрессивном"; оно представляет собой важнейшую составляющую мотивационной сферы личности по линии "личностное развитие – регресс", будучи подверженным, в свою очередь, влиянию таких факторов как возраст, пол, род занятий, интеллектуальные и социальные установки индивидов.

 

11. Другие мотивационные профили – "экспрессивный", "импульсивный" и "уплощенный" в смысле влияния на характер и результаты деятельности можно считать вторичными, формообразующими; в то же время, в определенных условиях они могут оказывать большее или меньшее влияние на параметры деятельности. Так, представители "экспрессивного" МП, повидимому, могут успешно действовать в условиях, требующих повышенного самовыражения, самоутверждения. Характерная для представителей "импульсивного" МП борьба основных групп мотивов может отрицательно влиять на процесс и результаты целенаправленной деятельности. Впрочем, аналогичное влияние может быть присуще и "уплощенному" мотивационному профилю, для которого характерно отсутствие борьбы мотивов, что может вызывать определенное равнодушие, пассивность.

 

12.Существенное влияние на поведение могут оказывать характеристики эмоционального профиля личности. В целом, положительным фактором творческой, учебной и рабочей активности можно считать ЭП стенического типа; астенический ЭП в этом аспекте скорее может играть отрицательную роль. Наиболее распространенным типом ЭП, в то же время, является смешанный стенический тип.

 

13. Мотивационными полюсами, определяющими отношение человека к учебе, работе и творчеству являются "прогрессивный" и "регрессивный" мотивационные профили личности. "Прогрессивный" МП коррелирует со школьной успеваемостью, интеллектуальной активностью и одаренностью, социальной активностью и взаимодействием, активным рабочим настроем, творческой установкой и достижением успеха в своей деятельности. Соответственно, "регрессивный" МП с этими параметрами деятельности коррелирует скорее отрицательно, в то же время, может быть очень распространен среди некоторых профессиональных групп, таких как работники бюрократической сферы и торговли.

 

14. Эволюция мотивационной сферы личности школьников с этой позиции име-ет, в целом, негативный характер: отмечено снижение мотивационных факторов учебной и творческой активности. Это зафиксировано как в поперечном срезе 1989-1990 гг., так и в продольном исследовании 1991- 1996, в последнем случае – значительно более отчетливо, что должно говорить об отрицательном влиянии на мотивационную сферу личности учащихся социально-экономических реформ девяностых годов.

 

15. Капиталистические реформы последнего времени вызвали перераспределение основных видов человеческой деятельности в целевом и, особенно, в мотивационном плане в сторону потребительной ориентации.

 

16. Соответствующим образом изменился, поддерживаемый новой идеологией, моральными нормами и средствами массовой информации, общественный менталитет, принимающий культ денег, удовольствий, богатства, власти, насилия, - менталитет антитворческий в своей мотивационной основе. В наибольшей степени этому подвержена молодежь, проходящая этап формирования своего деятельного мировоззрения.

 

17. Неизменность понимания субъекта в конкретных исследованиях и структурных описаниях состоит в том, что в этом качестве практически всегда рассматривается отдельный представитель человеческого рода - индивид.

 

18. Реальное развитие человека в рамках индивидуального субъекта невозможно. Оно неизбежно будет совершаться в соответствии с ведущей потребительной мотивацией - в рамках прагматической, отчужденной формы развития личности, как сужение субъектности

 

19. Реальное творческое развитие личности возможно при ведущей роли производительной, созидательной мотивации на пути включения индивидуального субъекта в развивающую деятельность субъектов более высокого порядка - как расширение субъектности.

 

20. При таком понимании творческого развития личности вся периодизация жизни человека, от рождения до завершения жизненного пути, предстает как последовательный процесс подготовки, становления и реализации свободного, творческого роста субъектности, то есть его включения во всеобщие формы деятельности.

 

Литература.

 

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. М. 1982.

2. Асеев В.Г.Личность и значимость побуждений. М. 1993

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов, 1983.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. 2002.

6. Братусь Б.С. Проблема развития личности в зрелом возрасте.- Вестник.

Моск. Ун-та. Сер.Психология, !980, № 2.

7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М. 1987.

8. Гройсман А.Л. Психология. (Личность. Творчество. Регуляция состояний.)

Пособие для творческих вузов. М. 1992.

9. Гройсман А.Л., Мильман В.Э. Методы психогигиенических воздей

ствий при психической дезадаптации у студентов высших учебных заведений.- “Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Л. 1986, с.137-144

10 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. “Политиздат”, 1978.

11 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-П. 2003

12 Каган М.С. Человеческая деятельность. М.”Политиздат”, 1974.

13 Климов Е.А., Левиева С.Н. Человек и профессия. Л-д, 1975

14 Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.1980.

15 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. "ХYIII Международный психологический конгресс." Тезисы сообщений. т.II, с. 25. М. 1966

16 Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.

17 Леонтьев Д.А. (Ред.) Современная психология мотивации. М. 2002.

18. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. М. 1985.

19 Лучшие тесты по профориентации и профотбору. Петрозаводск, 1990.

20 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. – Соч. т.42.

21 Маркс К. Капитал. – Соч. т. 23.

22 Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. 1984.

23. Мильман В.Э. Динамическая структура мотива, цели и плана. – "Материалы IX Всесоюзной конференции по кибернетике". М. 1981. т.3. с. 89-93.

24 Мильман В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности. - "Вопр. психологии", 1982, № 3, с. 5-16.

25 Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психологич. ж-л", 1988, № 3, с.27- 40.

26 Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность. – "Эмоции в физическом воспи тании учащихся". Воронеж. 1986, 87-105.

27 Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. – "Во- просы психологии", 1987, № 3, 129-139.

28. Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности – "Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции", М. МГУ, 1990, с.21-43..

29. Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. – "Психология подростка", М. МПУ, 1993.

30 Мильман В.Э. Структура мотивации и творческая активность учащихся.-

"Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества." М. 1996. Вып. I.т.2. с. 116.

31 Мильман В.Э. Влияние рыночной экономики на индивидуальную мотивацию "Психология личности в критической ситуации". М. 2002. с.30- 41.

32 Мильман В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная

мотивация.- Ежегодник РПО. Материалы 3 Всероссийского съезда психоло гов." 2003 г., т.5, с.283-286

33 Мильман В.Э. Эволюция мотивационной сферы личности школьников. - Ежегодник РПО. Материалы 3 Всеросс.съезда психологов. 2003 г., т.5,

с.286-289.

34 Николов Л. Структуры человеческой деятельности. М. 1984.

35 Обуховский К. Психология влечений человека. М. 1972

36 Петровский А.В, Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью. "Вопросы философии", 1982, № 3.

37 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1940.

38 Рейнвальд Н.И. Психология личности. М. 1978.

39 Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 1987

40 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. 1966.

41 Философский словарь. Ред. Фролов И.Т. М. 1980.

42 Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций". М.МГУ. 1980.

43 Фромм Э. Иметь или быть? М. 1990.

44 Хекхаузен Ф. Мотивация и деятельность. М. “Педагогика”, 1986.

45 Швейцер А. Культура и этика. М. “Прогресс”, 1973.

46 Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. – "Психология личности. Тексты.". М.МГУ. 1982. с.55-61.

47 Щедровицкий Г.П. К характеристике категориальных определений деятельно- сти - "Проблема деятельности в советской психологии", М 1975, с.83-93.

48 Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. “Наука”, 1978.

49 Allport G. Pattern and growth in personality. N-Y. 1964.

50 Maslow A. Motivation and personality. N-Y. 1952.

51 МсСlelland D. Personality. N-Y, 1951.

52 Vroom V. Work and motivation. N-Y, 1964.

 

[S1]

Поняття культури мислення і роль філософії в її формуванні.

Однак філософське поняття культури і далі є невизначеним. Стосується воно, насамперед, сфери людського мислення в його найзагальніших, інваріантних характеристиках, які виявляються у формах діалектичного процесу (перехід, рефлексія, розвиток). Принципові ідеї щодо розуміння діалектики як культури мислення висунув німецький філософ Гегель. У «Науці логіки» він виокремив основні види зв’язку категорій мислення: перехід, рефлексія, розвиток.

Ефективність мислення людиною визначається здатністю вирішувати завдання, які встають перед нею. Ця спроможність залежить, з одного боку, від природної інтелектуальної обдарованості індивіда, а з іншого — від виховання індивіда, навчання, самоосвіти, життєвого досвіду і, нарешті, від її залучення до культури.

З культури людина черпає знання, використовуючи їх для рішення різних завдань; уявлення про цінності і ідеали, які визначають її відношення до цих завдань; і, нарешті, навички, прийоми, правила мислення, що допомагають вирішувати ці завдання.

Рефлексивність. Організація мислнтельного процесу, що включає в себе не тільки роздуми над вирішуваним завданням, але й роздуми про те, як протікають роздуми над завданням.

Термін «рефлексія» з латинської: загинати, обертати — це унікальна здатність людської свідомості (і думки) у процесі сприйняття дійсності сприймати і себе саму; внаслідок цього людська свідомість постає відночас і як самосвідомість, думка про щось — як думка про думку, знання про щось — як знання про саме знання.

Аргументованість. Потрібно чітко розрізняти тезу і її аргументацію. Думки, які не обґрунтовані, повинні вважатися не більш ніж гіпотезами. Ця норма передбачає критичність і самокритичність.

Отже, рефлексія й упорядкування мислення ( і свого, і чужого), мабуть, повинні вестися з позицій наукової і технічної раціональності, від якої ми в нашій цивілізації, навіть якби хотіли, просто на можемо ухилитися, із позиції особистості, тобто "автора" мислення, із позиції групи або співтовариства, де мислення породжується й обертається, нарешті, із позиції культури (культурної традиції).

Культура мислення — усвідомлене відношення до процесу міркування, тобто вміння правильно будувати доведення, спростування,проводити аналогії, висувати гіпотези,знаходити й усувати помилки у своїх і чужих міркуваннях. знання правил та законівлогіки,забезпечуючи культуру мислення, зумовлює необхідну систематичність, послідовність,обґрунтованість і переконливість нашихміркувань. Під впливом власного або набутого досвіду в кожної людини формуються певні елементи культури мислення (без спеціального вивчення законів і правил логіки). Але людина, яка не вивчала логіки, може «відчувати» логічні помилки в міркуваннях, свідомо ж і кваліфіковано їх позбутися вона не спроможна.

Філософія прокладає стратегічні траси людського самобудівництва, є смислотворчістю життя в її надіях, безнадійності та суперечності, тобто ви​ступає як літургія смислу. Вона є єдиним засобом поставити людину перед основними проблемами буття, які асоціюють загрозливі істини, щодо безод​ні існування, коли життя виявляється, за словами П. Флоренського, трем​тячим вогником на протягах світових просторів. Тому людина ховається від межових ситуацій буття та небуття чи за "захисну стіну символів", чи за мороком таїни та незбагненності долі. (Кримський)








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1146;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.