Сужение субъектности.
Одна из заповедей древней индийской мудрости, отраженная в "Дхаммападах", говорит: "Душа того, кто не творит добро, обращается к злу". Созвучно этому, тот, кто не следует по пути расширения субъектности, идет в направлении ее сужения. Действительно, постоянно отчуждаемый продукт деятельности, основанной на фетишизированной потребительной мотивации, отбирает у человека его созидательную направленность, оставляя вместо жизненного и трудового творчества – потребительно стимулированную привычку, а вместо широкой и насыщенной мотивационной структуры личности – суженную и обедневшую мотивационную сферу.
В результате, основные интересы субъекта замыкаются на потребительных ценностях и соответствующих видах активности; во всяком случае, они становятся ведущими, натуральными - именно в них субъект получает значимое удовлетворение, удовольствие. Развивающие, производительные ценности и виды активности для такого субъекта несут подчиненную, вспомогательную, инструментальную роль, хотя именно они связывают субъекта с окружающим миром, с процессами его познания и преобразования. Поэтому внимание субъекта сужается, стягивается на самого себя, то есть на то пространство, куда должны поступать удовольствия. Сужается мировоззрение, развивается узость мышления, и не только по охвату, но и по активности.
Общение, в свою очередь, может быть и интенсивным, но практически всегда направлено на получение потребительных ценностей; такое общение носит более или менее поверхностный, то есть суженный характер, так как не способствует реальной межличностной взаимосвязи, взаимопроникновению и кооперации.
Представителей суженной субъектности, порожденной потребительским жизнепониманием, в составе человечества очень много. Они имеют свою жизненную идеологию, которой руководствуются в движении по жизни. Смысл жизни видится ими в достижении максимального личного потребительского благополучия, то есть максимально благоприятных условий, материальных и социальных, жизненного существования. Распространенное понимание счастья обычно умещается в расхожем представлении о нем, как о некотором нестерпимо привлекательном эмоциональном состоянии, как об очень большом удовольствии. Узкое понимание любви сводится к представлению о ней как о чем-то,что вносит в отношения между мужчиной и женщиной ( а в определенных кругах и не только между ними ) много удовольствий. Понятия духовности и добра в этой идеологии вообще не в ходу. Или же они понимаются очень по разному, часто и в противоположном смысле.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 717;