Фетишизация потребительных процессов. Типы потребительного
поведения.
Субъект с доминирующей потребительной направленностью мотивационной сферы стремится проявлять себя и получать удовлетворение в соответствующих формах активности; наиболее характерной из них является собственно птребление - процесс присвоения, поглощения тех или иных средств или условий существования, среди которых: пища, воздух, комфортные условия обитания, предметы роскоши; комфортное социальное окружение и проявления внимания, почтения, слава, власть . В принципе, все эти потребительные ценности призваны выполнять функцию необходимых предпосылок для развивающей, производительной активности и социальной консолидации. Но, становясь доминирующими в мотивационной сфере, они фетишизируются, подчиняют себе ценности реального развития.
В результате, основные интересы субъекта сужаются, замыкаются на потребительных ценностях и соответствующих видах активности; во всяком случае, они становятся ведущими, натуральными - именно в них субъект получает значимое удовлетворение, удовольствие. Развивающие, производительные ценности и виды активности для такого субъекта несут подчиненную, вспомогательную, инструментальную роль, хотя именно они связывают субъекта с окружающим миром, с процессами его познания и преобразования. Поэтому внимание субъекта сужается, стягивается на самого себя, то есть на то пространство, куда должны поступать удовольствия. Сужается мировоззрение, развивается узость мышления, и не только по охвату, но и по активности. Общение, в свою очередь, может быть и интенсивным, но практически всегда направлено на получение потребительных ценностей; такое общение носит более или менее поверхностный, то есть суженный характер, так как не способствует реальной межличностной взаимосвязи, взаимопроникновению и кооперации.
В основе фетишизации потребительных процессов лежат экономические факторы. Неотъемлемой чертой товарного производства и рыночных отношений является отчуждение труда производителя, сущность которого К.Маркс выражает в словах: "Что отошло в продукт труда, того уже нет у него самого. Поэтому, чем больше этот продукт, тем меньше он сам" (21, с.88). Продукт деятельности, который не стал для субъекта его развивающим предметом, тем не менее наделяется в его глазах общественными свойствами и начинает собственную жизнь, распространяя соответствующие правила и на самого производителя.
В "общественной жизни вещей" естественным образом фетишизируются про-цессы приобретения, обладания и потребления. Они превращаются в ведущие виды активности, при которых производительные процессы занимают подчиненное место. Э.Фромм отмечает: " Потребление – это одна из форм обладания и, возможно, в современных развитых индустриальных обществах самая важная"(43,с.34).
Э.Фромм считает потребление одной из разновидностей обладания, и с этим можно поспорить. Потребление является, наряду с производством, распределением и обменом, одним из основных экономических процессов. Кроме того, наряду с обладанием и потреблением следует выделить еще один родственный процесс – приобретение, присвоение. В этой триаде – приобретение, обладание, потребление- последнее является заключительным и решающим звеном, придающим завершающую ценность всей триаде.
Но дело, конечно, не в этом, а в фетишизации. В психологическом плане фетишизация потребления проявляется в перераспределении рейтингов в иерархической структуре мотивационной сферы личности. Рассмотрим в этом плане континуум мотивов труда, характерный, повидимому, для творческой личности ( если исходить из результатов, полученных в исследовании сходных мотивационных установок на учение (27):
1. Непосредственный интерес к работе, нахождение в ней творческих моментов,
2. Понимание социальной необходимости работы.
3. Работа ради чувства долга,
4. Процесс работы как возможность общения,
5. Работа ради поощрения от значимых лиц,
6. Стремление показать себя, быть в центре внимания,
7. Стремление к лидерству, престижу, власти,
8. Стремление к материальным благам и условиям комфорта,
9. Работа ради поддержания существования,
10. Работа ради избежания определенных неприятностей.
Легко увидеть, что мотивы первой трети этого списка являются в целом созида
тельными, мотивы последней трети – потребительного характера. Мотивы из середины списка связаны с социальной жизнью субъекта и могут иметь как созидательную, так и потребительную основу, в частности, в зависимости от того, как развиты в его мотивационной сфере мотивации первой и третьей части списка. Под влиянием различных факторов экономического, социального и психологического характера доминирующие мотивы труда могут сдвигаться "снизу – вверх" или "сверху – вниз". При фетишизированном понимании и реализации в деятельности соотношения основных побудительных тенденций - производительной и потребительной, формируется потребительно направленная личность
Субъект с доминирующей потребительной направленностью мотивационной сферы стремится проявлять себя и получать удовлетворение в соответствующих формах активности. Это собственно потребление - процесс присвоения, поглощения тех или иных средств или условий существования, среди которых: пища, воздух, комфортные условия обитания, предметы роскоши; комфортное социальное окружение и проявления внимания, почтения, слава, власть . В принципе, все эти потребительные ценности призваны выполнять функцию необходимых предпосылок для развивающей, производительной активности и социальной консолидации. Но, становясь доминирующими в мотивационной сфере, они фетишизируются, подчиняют себе ценности реального развития.
В результате, основные интересы субъекта замыкаются на потребительных ценностях и соответствующих видах активности; во всяком случае, они становятся ведущими, натуральными - именно в них субъект получает значимое удовлетворение, удовольствие. Развивающие, производительные ценности и виды активности для такого субъекта несут подчиненную, вспомогательную, инструментальную роль, хотя именно они связывают субъекта с окружающим миром, с процессами его познания и преобразования. Поэтому внимание субъекта сужается, стягивается на самого себя, то есть на то пространство, куда должны поступать удовольствия. Сужается мировоззрение, развивается узость мышления, и не только по охвату, но и по активности. Общение, в свою очередь, может быть и интенсивным, но практически всегда направлено на получение потребительных ценностей; такое общение носит более или менее поверхностный, то есть суженный характер, так как не способствует реальной межличностной взаимосвязи, взаимопроникновению и кооперации.
Выражаясь буквально, субъект становится меньше, менее функциональным, можно сказать, другим, если говорить, в частности, о смене нормального образа жизни на потребительный. Известны случаи, когда такая смена приводила к роковому исходу, например в случае популярнейшего американского эстрадного певца Элвиса Пресли, воспылавшего страстью к наркотикам и обжорству и довольно скоро закончившего жизнь, как считают, именно в результате этого. Логически совершенно ясно, что продолжение сужения приводит субъекта к деградации, разлому личности, внедрению в него “чуждых субъектов”- в общем, к психической патологии. З.Фрейд, конечно, не был в корне не прав, считая гипертрофированное либидо (имеющее, несомненно, характер погони за удовольствиями, то есть потребительски направленный) причиной психиатрических расстройств.
В жизни встречается большое разнообразие потребительно направленных форм поведения. Все же можно выделить несколько основных типов такого поведения.
“Прагматический”. Жизнь построена так, что каждый работоспособный человек должен обеспечивать средства существования себе и неспособным к этому близким. То есть, он должен работать, и при этом он побуждается потребительными запросами, так как средства существования - это средства и условия потребления. В этом случае он реализует деятельность типа производительного потребления, что обычно и имеется ввиду, когда говорят о прагматическом поведении. Повидимому, такое поведение характеризует большую часть человечества, и при этом в мотивационном аспекте оно обуславливается характером и величиной стимуляции, побуждающей субъекта.
Ясно, что пленный раб (явление, встречающееся и в наше время) и его деятельность, ценой которой является сохранение жизни, кардинально отличается от бизнесмена, “делающего деньги”, которые, как известно, представляют собой эквивалент потребительной ценности; все же в обоих случаях характерна прагматическая мотивация, различающаяся ценой достигаемого, и неясно, для кого она выше. Но ясно, что личностное развитие как рост субъектности здесь совершается едва ли. В то же время большинство людей, которых относят к нормальным, которые “утром с охотой идут на работу, а вечером с радостью возвращаются домой”, заняты в своей жизни той же прагматической активностью типа производительного потребления, и при этом им могут быть не чужды романтические порывы, способствующие творческим проявлениям.
“ Сибаритский”. Наиболее естественный способ реализовать свои потребительские устремления - предаться соответствующим формам активности. Естественно, это бывает возможно тогда, когда для этого имеются соответствующие возможности - материальные и социальные, при наличии свободного времени. Такой субъект может уделять много времени поглощению изысканной пищи, быть окруженным предметами роскоши, комфортной обстановкой, приятно проводить время в приятном обществе, наслаждаться всеобщим вниманием, славой, властью и пр. Такое времяпрепровождение может переходить в определенные саморазрушающие формы: увлечение алкоголем, наркотиками и пр. Или просто в пассивное ленивое существование - “обломовщину”. В целом, “сибаритский” образ жизни разрушает субъекта, так как, ничего не приобретая для своего развития, он теряет и то, что имел. При том, могут развиваться патологические состояния.
В целом, такой образ жизни, побуждаемый исключительно потребительскими
устремлениями, несомненно ведет к сужению личностного потенциала, так как в этой ситуации нарушается естественное динамическое взаимодействие производительных и потребительных процессов; субъект, ничего не приобретая для своего развития, теряет свои интеллектуальные и личностные накопления, деятельные способности в целом. Такая потеря может доходить и до саморазрушения.
“Деструктивный”. Выделяются характерные и очень распространенные в жизни типы личности: “Созидатель”, “Потребитель”, “Разрушитель”( 38 ). Это несомненно верно, так как разрушение является естественным развитием замкнутого на самом себе потребления. Субъект потребления всегда в той или иной форме разрушает свой предмет, поглощая его или изнашивая; субъект разрушения стремится уничтожить его. В этой активности и сибарит и вандал стремятся получить достаточно сходное удовлетворение. Кроме того, разрушение может являться способом разрешения проблем в межличностных, идейных, деловых и пр. отношениях. Это -“инструментальная”деструкция, совершаемая “по нужде”; примеров ее в наше время больше, чем достаточно, впрочем, как и случаев “личностной” деструкции, совершаемой “по охоте”.
Очень распространенной формой, подтипом деструктивной активности является поведение, которое можно охарактеризовать как фрустрационная активность. Подобно описанным в классическом психоанализе механизмам регрессии, нигилизма, агрессии и пр., такая активность, состоящая преимущественно из жалоб, обвинений, претензий, угроз (активность Ж-П-У), является, по ощущениям ее субъекта способом разрешения фрустрации, выхода ее на пути потребительной деструкции, хотя этот путь тупиковый. Реальным путем выхода из фрустрации может быть только нахождение конструктивных созидательных решений возникших проблем, однако, потребительно упертый гражданин этого не понимает и понимать не хочет; он продолжает эту активность, травмируя окружающих его близких и дальних. Эта активность становится привычной, она его устраивает, тем более, что найти и реализовать свое действенное отношение к предмету разрушения несопоставимо легче, чем к предмету созидания.
Совершенно ясно, что деструктивное поведение, даже в большей степени, чем другие потребительно ориентированные формы, прямо ведет к сужению субъектности, обедняя человека во всех отношениях: препятствуя творческим проявлениям и нормальным взаимосвязям с социумом. Действительно, “общество потребления” - это не просто хлесткое выражение группы критически настроенных к капиталистическому образу жизни философов франкфуртской школы. Один из них, Э.Фромм справедливо отмечает: “Впервые в истории удовлетворение потребности в наслаждении не только является привилегией меньшинства, но стало доступным более чем половине населения. В индустриальных странах этот эксперимент уже дал отрицательный ответ” (43, с.36) - автор имеет ввиду ответ на вопрос, может ли это являться целью жизни. В нашем обществе ответ на этот вопрос, кажется, еще не получен, и потребительно ориентированное поведение уверенно формирует в массовых масштабах товарный способ жизнедеятельности и характерный для него потребительский, антитворческий менталитет.
ВЫВОДЫ
1.Капиталистические реформы последнего времени вызвали перераспределение основных видов человеческой деятельности в целевом и, особенно, в мотивационном плане в сторону потребительной ориентации.
2. Соответствующим образом изменился, поддерживаемый новой идеологией, моральными нормами и средствами массовой информации, общественный менталитет, принимающий культ денег, удовольствий, богатства, власти, насилия, - менталитет антитворческий в своей мотивационной основе. В наибольшей степени этому подвержена молодежь, проходящая этап формирования своего деятельного мировоззрения.
Литература.
Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.
Маркс К. Капитал. – Соч. т. 23.
Мильман В.Э. Влияние рыночной экономики на индивидуальную мотивацию
"Психология личности в критической ситуации". М. 2002. с.30- 41.
Мильман В.Э. Рыночная экономика и индивидуальная мотивация. - "Психоло
гия сегодня. Ежегодник Российского психологического общества." М. 2002.
Вып. 2.т.1. с.185.
Мильман В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотива
ция. "Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического обще-
ства." Материалы 3 съезда психологов России. М. 2003. т.5. с. 282-286.
.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 902;