Факторы и проводники новой ментальности.
Если в предшествующей, социалистической идеологии ведущими классами рассматривались рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция - то есть носители производительных сил, то сейчас в качестве “социальных маяков” выступают люди, умеющие “делать деньги” и “красиво жить” на них. Материальное богатство наделяется превращенными качествами - как выразитель достоинств своего владельца, как самодовлеющая социальная сущность. Американский писатель Синклер Льюис так иллюстрировал это в своем знаменитом романе “Бэббитт”: “К своим вещам Бэббитт относился серьезно. Он видел в них вечные ценности, такие же как бейсбол и республиканская партия”.
В социалистической идеологии в качестве основных ценностей жизни рассматривались: патриотизм, главенство социального над личным, любовь к труду, “товарищество и взаимопомощь” и связанные с ними моральные нормы. И хотя в значительной степени это носило декларативный характер, многое внедрялось в общественное сознание и формы жизнедеятельности. Это - ценности свободной, созидательной, социально направленной деятельности.
Сейчас эти ценности не в почете. В соответствии с законами и требованиями рынка социальными эталонами образа жизни стали: материальное богатство, неу-меренное потребление, нравственная вседозволенность. К примеру, проблема проституции на бытовом уровне и в средствах массовой информации обсуждается обычно с прагматическим пониманием. Вопросы социальной справедливости и морали взаимоотношений не рассматриваются вообще как излишние. Поскольку основным фактором и критерием успеха стали деньги, то в качестве основных ценностей жизни рассматривается то, что на них можно купить - ценности потребительские; соответственно, ведущая форма активности, к которой нужно стремиться - потребление ценностей материальных и социальных.
На внедрение всего этого в общественное сознание задействованы громадные средства массовой информации в пропаганде соответствующего образа жизни и мышления. Огромное распространение получила всякого рода “развлекаловка”, являющаяся существенной частью потребительной сферы жизнедеятельности, многочисленные произведения “масс-культуры” с отчетливым культом потребительства, эротики, порнографии, насилия и пр. При этом, вся эта желтая и черная пресса и видео не сопровождаются даже намеками на то, что это как-то служит для иллюстрации социально значимых идей; все это имеет статус самодостаточности – воспринимая соответствующие сцены, молодежь привыкает к тому, чтобы считать их тем, к воспроизведению чего только и следует стремиться. Серьезные произведения практически полностью "вымываются", особенно из молодежных программ. Характерный пример. В сентябре 2002 на "Русском радио" звучит следующий конферанс ведущего: "Наш слушатель просит нас поставить для своего друга полонез Огинского "Прощание с родиной". Это замечательная вещь. Я помню, как играл его в детстве, занимаясь на фортепьяно. Но, к сожалению, в нашей фонотеке этой записи нет. Мы поставим для друга нашего слушателя песню, которую помним с детства – "В нашу гавань заходили корабли…"
Большое распространение на телевидении получили игры, среди которых многие имеют и полезную, в частности, познавательную направленность. Но если раньше в качестве призов давались, к примеру, книги, то сейчас - в первую очередь, товары и деньги. В популярной телевизионной игре "Поле чудес" в случае выпадения приза можно даже поторговаться - товар или деньги ? Популярная познавательная игра "Что, где, когда ?" переоформилась в "интеллектуальное казино". Привлекательным призом в сериале другой познавательной передачи "Своя игра" стал "21 кг денег".
Наиболее агрессивным пропагандистом "нового" образа жизни и менталитета является реклама. Если коснуться наиболее характерной и действенной ее разновидности - рекламы на телевидении, то легко увидеть, что она крайне агрессивна как в отношении к аудитории, к которой обращается, так и в отношении к реально производительным, созидательным ценностям жизни. В отношении зрителей это постоянно раздражающий фактор - из-за своей чрезмерной навязчивости, побивающей все нормы поведения в приличном обществе, неумеренного восхваления потребительских товаров до уровня главных ценностей жизни (“если вам дороги ваши близкие, не выбирайте ничего, кроме “орбит” - это жвачка такая). Ее агрессивность проявляется, в частности, в постоянном прерывании художественных программ, часто в самые патетические или лирические моменты. При этом, как это действует на зрительское восприятие, не интересует ни рекламодателей, ни рекламопроводников; скорее наоборот - чем больше раздражит, тем лучше. Рискуя отойти от научной отстраненности изложения, приведу все-таки два примера, выделяющихся даже из морали рекламного ряда.
В первой половине 90-х М.Растропович дирижировал на Красной площади симфоническим оркестром, исполнявшим произведение Чайковского "1812 год". При прямой трансляции этого исполнения по телевидению, в финале, когда звучали колокола, трансляция была прервана, для показа рекламы … Самые последние звуки торжественной коды и аплодисменты были, правда, включены.
В декабре 2001 в связи с 60-летием разгрома немцев под Москвой показывался фильм "Летят журавли". Знаменитая сцена, когда героиня Самойловой, опоздав на проводы Бориса, бежит вдоль решетки забора, была прервана рекламой некоего злачного заведения с показом стриптизерши, крутящейся у шеста.
Известный публицист А. Минкин пишет в этом контексте: "Вообразите, что вы смотрите спектакль во МХАТе, а в зал с гоготом врываются прыщавые юнцы, пьют пиво, вычесывают перхоть, принимают чудодейственные средства от запора и для эрекции. Режиссер и актеры убили бы их при полном одобрении публики. И козлов с пивом, и теток, страстно содрогающихся от майонеза. Старые, жирные, пошлые дядьки из всевозможных аншлагов… валятся из ящика на детей и подростков, как сель, от которого нет спасения… У детей воруют их будущие высокие чувства. Сможет ли мальчик сказать Ей "мой ангел" ? Ведь у ангела крылышки совсем в другом месте." («М.К.», 22 марта 2002 г.).
Создается отчетливое впечатление, что стратегической целью всей этой потребительской пропаганды является не столько товарно-коньюктурная выгода, выступающая как тактическая подцель, сколько специальная система отупления масс; при этом ответ на вопрос, кому и для чего это необходимо, не требует долгих поисков. В качестве иллюстрации соответствующих процессов, воздействующих в "нужном направлении", поданной в характерной гротескно-виртуализованной манере, стилизованной под понятия ортодоксального фрейдизма, уместно привлечь размышления популярного сейчас писателя В.Пелевина в романе “Поколение Пи”:
- “Существует три основных вида этих воздействий. Они называются оральным, анальным и вытесняющим вау-импульсами (от коммерческого междометия “WOW”).
- Оральный вау-импульс заставляет клетку орануса (субъекта поглощающего и выделяющего деньги, играющие в его организме роль крови или лимфы) поглощать деньги, чтобы уничтожить страдание от конфликта между образом себя и образом идеального “Сверх-Я”, создаваемого рекламой ...
- Анальный вау-импульс заставляет клетку выделять деньги, чтобы испытать наслаждение при совпадении упомянутых выше образов ...
- Вытесняющий импульс подавляет и вытесняет из сознания человека все психические процессы, которые могут помешать полному отождествлению с клеткой орануса...
- Под воздействием вытесняющего импульса, блокирующего все тонкие психические процессы, несвязанные прямо с движением денег, мир начинает восприниматься исключительно как воплощение орануса... “Мир - это место, где бизнес встречает деньги”...
- Главным нервным окончанием орануса, достигающим каждого человека, в наши дни является телевизор ... Сознание телезрителя замещается сознанием виртуального Homo Sapiens ...
- Человек в нормальном состоянии теоретически способен отслеживать вау-импульсы и противостоять им. Но бессознательно слитый с телепередачей Homo Sapiens - это уже не личность, а просто состояние …
- Каждые несколько минут в телепередаче, то есть в сознании субъекта происходит демонстрация блока рекламных роликов, клипов, каждый из которых является сложной и продуманной комбинацией анальных, оральных и вытесняющих вау-импульсов, резонирующих с различными культурными слоями психики”. (1999, с. 108 - 112).
От себя добавим, что, уже в нашей реальной жизни, некоторые эпизоды рекламных произведений принимают статус народных и СМИ-поговорок: “Иногда лучше жевать, чем говорить”, “Шок - это по нашему” и другие образцы вау-воздействий, что говорит об их успешном внедрении в массах. В.Пелевин, в свою очередь, продолжает трактат о вауеризме:
- “Наложение трех вау-импульсов на более тонкие процессы, происходящие в человеческой психике, рождает все посредственное многообразие современной культуры. Внешне это проявляется в том, что жизнь становится все скучнее и скучнее, а люди - все расчетливее и суше ...
- Постоянное воздействие вытесняющего вау-фактора приводит к тому, что вся эмоциональная энергия человека перекачивается в область психических процессов, связанных с оральной или анальной тематикой ... Единственная свобода, которой он обладает, - это свобода сказать “Вау!” при покупке нового товара, которым обычно бывает очередной телевизор” (1999, с.115).
Если вернуться от виртуальной метафористики к реальности, то ясно, что вау-импульсы - это воздействия, направленные на активизацию потребительной сферы и подавление, вытеснение того, что относится к сфере производительной, созидательной, к сфере творческой активности. Освобождающееся субъектное пространство занимает мотивация с противоположной направленностью – потребительная, с дальнейшей тенденцией к сужению, обеднению и ожесточению личностных устремлений.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 748;