Факторы эволюции субъектности.
В принципе, невозможно определить количественное соотношение людей с разными типами мотивационной ориентации и тем более - с разными линиями эволюции субъектности. Трудно представить в более или менее приближенном количественном выражении эволюцию этих характеристик в человечестве, хотя ясно, что их определенное развитие (или, может быть, регресс) происходило с культурным и экономическим развитием человечества. К.Маркс пишет в этой связи: “Отношения личной зависимости, вначале совершенно первобытные - таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости - такова вторая крупная форма, при которой образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень.” (20, с.101).
Повидимому, свободная индивидуальность - это тип личности и форма общества, характеризующиеся развитым ростом субъектности, и конечно, это не атрибуты близкого будущего. Ясно, что индустриально развитые страны находятся в развитой стадии вещной зависимости, а наша страна пытается резко войти в нее после нескольких десятилетий попыток принудительного “досрочного” формирования свободной индивидуальности. В основе “личной независимости, основанной на вещной зависимости” лежит рыночная экономика и товарная форма труда, то есть активность типа производительного потребления, обслуживающая в массовых масштабах разные формы собственно потребления и потому активно заинтересованная в их максимальном расширении.
Эволюция субъектности и периодизация возрастного развития. Ведущей до настоящего времени в отечественной психологии теорией возрастного развития является концепция ведущей деятельности. Ориентация в ней на развивающее действие игры, учения и труда создает конструктивный базис объяснения многих проблем. В то же время остается достаточно вопросов, как например, трудности подросткового возраста, роль различных социальных групп в развитии личности; кроме того, как и для большинства других концепций периодизации, в теории ведущей деятельности практически полностью игнорируется взрослый период человеческого онтогенеза. Но именно к этому возрастному отрезку человеческой жизни относится в первую очередь представление о росте субъектности как основной реализуемой человеком жизненной цели и линии развития. В соответствии с этим весь этот отрезок можно разделить на следующие основные периоды, реализующие определенные подцели этой общей цели.
Молодость ( 20 - 30 лет) - освоение разных типов малых групп и функциональ-
ных структур деятельности соответствующих коллективных субъектов.
Взрослость ( 30 - 40 лет) - освоение функциональных структур больших групп,
реальное или идеальное участие в их деятельности.
Зрелость ( 40 - 60 лет) - освоение профессиональных и функциональных структур больших групп, реальное или идеальное участие в их деятельности, внедрение результатов своей деятельности в соответствующие социальные общности.
Старость - достижение высших для себя уровней свободной, творческой
субъектности, осмысление с этих позиций своего жизненного пути, передача ре-
зультатов этого осмысления молодому и будущему поколениям.
В этом контексте, предшествующие самостоятельной трудовой жизни периоды детства и юности следует рассматривать не только как время освоения с позиций индивида основных элементов человеческого общественно-исторического опыта, но и как познания основных типов коллективных субъектов, первичного познания и освоения различных форм роста субъектности. В целом, вся периодизация жизни человека от рождения до завершения жизненного пути предстает как последовательный процесс подготовки, становления и реализации свободного, творческого роста субъектности, то есть его включения во всеобщие формы человеческой деятельности. Естественно, что на всех этапах своего жизненного пути человек познает, осваивает и включается в той или иной мере и в процессы сужения субъектности; важно, чтобы это не стало основным направлением его жизненной эволюции. В этом контексте вспоминается притча о Сократе, который, беседуя на прогулке с учеником, встретил проходящих мимо девиц легкого поведения, насмешливо обратившихся к нему: "Вот ты, мудрец, сколько труда затрачиваешь, чтобы он тебя слушал и пришел в следующий раз учиться твоей премудрости. А мы, только поманим, как он побежит от тебя за нами вприпрыжку …" "Да, – ответил Сократ, - может быть. Ведь вы зовете его вниз, а я – вверх". Такова наша жизнь.
* *
*
Сущность мотивации творчества, так же как и самого творчества и творческогоразвития постигнуть в полной мере невозможно, но можно уверенно сказать, что его мотивационная основа лежит в созидательной, производительной, антипотребительской личностной направленности, хотя в самом творческом процессе соответствующие побудительные моменты тесно переплетены. Духовное потребление присутствует в творческом процессе, требуя от субъекта внутренней работы и затраты своих сущностных сил. В то же время самореализация в творческой сфере, представляя собой созидательный момент, во многих своих чертах – индивидуальный характер побуждения, характер воплощения в предмете, субъективность эмоциональной оценки, - имеет черты потребительной активности.
Возможно, именно в органическом взаимодействии противоположных побудительных тенденций заключена основа развития высших творческих форм человеческой деятельности и приближения людей к тому, что называется счастьем. Огюст Роден говорил: "Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию; самая высшая награда для него – радость творчества. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, каждый будет находить радость в своем труде".
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 765;