Воспитательная работа
В советский период осужденные подвергались идейно-политическому воздействию, преследовавшему цели воспитания в духе уважения к правилам социалистического общежития, привития привычки бережного отношения к социалистической и государственной собственности, повышения сознательности и культурного уровня, развития полезной инициативы и точного исполнения законов.19 Сейчас вместо политико-воспитательной работы в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, проводится просто воспитательная работа, что выразилось не только в снятии с нее политической окраски, но и в изменении содержательной стороны.20
Воспитательная работа с осужденными - quest10это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.21
Воспитательная работа представляет собой комплекс мер, способствующих преодолению осужденными личностных деформаций, интеллектуальному, духовному развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации, а также целенаправленное позитивное воздействие на осужденных путем включения их в различные сферы жизнедеятельности (трудовую, общеобразовательную, общественную).
Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.
Индивидуальный подход предполагает осуществление воспитательной работы с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, исполнения возложенной обязанности, а также других значимых обстоятельств.
Индивидуальная работа проводится на основе изучения личности осужденного, с учетом обстоятельств совершенного им преступления, возраста, образования, профессии, психолого-педагогической запущенностью и других индивидуальных особенностей. Даже хорошо организованные групповые и массовые воспитательные мероприятия не способны дать высокого эффекта в исправлении и перевоспитании, если они не сочетаются с индивидуальным подходом и другими видами индивидуальной работы с каждым осужденным.
Дифференциация воспитательной работы с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений УИС, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на:
· осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
· осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях;
· осужденных женского пола;
· осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима;
· осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;
· осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, имеющих психические отклонения, и т. д.);
· осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах.
Основными формами воспитательной работы являются:
· индивидуальные и групповые беседы с осужденными по разъяснению порядка и условий отбывания наказания;
· беседы с родственниками осужденных и лицами, способными оказывать на них положительное или отрицательное воздействие;
· посещение осужденных по месту жительства с целью изучения их поведения в быту и образа жизни;
· посещение рабочих мест осужденных, проведение бесед с ними и представителями администраций организаций, на которых возложен контроль за поведением осужденных на производстве и проведение с ними воспитательной работы;
· проведение иных воспитательных мероприятий, способствующих исправлению осужденных.22
Основными формами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание (ч. 1 ст. 110 ИК).
В советский период воспитательная работа с осужденными была предельно политизирована. Одной и основных форм ее реализации была агитационная и пропагандистская работа.
Посредством агитационной и пропагандистской работы у осужденного формируются навыки политической культуры, умения разбираться в политических ситуациях и участвовать в политической жизни, ясно представлять себе роль государственной политики в развитии общества, что особенно важно в период после освобождения и выбора дальнейшего образа жизни.
Важность реализации такой формы воспитательной работы, как разъяснение законодательства, трудно переоценить, поскольку именно из-за нарушения закона осужденный оказался в местах лишения свободы. Эффективно проводимое правовое воспитание - одна из гарантий предупреждения рецидива преступлений во время отбывания наказания и после освобождения из исправительного учреждения. Планомерное ознакомление осужденных с положениями Конституции, анализ конституционных прав и обязанностей граждан России, их взаимообусловленности и значимости для общества, изучение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, должно быть направлено на формирование на основе проводимой работы навыков соблюдения правовых норм, умения решать жизненные проблемы, не выходя за пределы этих норм, выработка у осужденных привычки вести законопослушный, полезный для общества образ жизни.23
В связи с изложенным выше, персонал исправительных учреждений должен будет максимально использовать достаточно ограниченный набор имеющихся в его распоряжении воспитательных средств и методов, причем применять их в системе, комбинируя в зависимости от личностных свойств воспитуемых.
Религиозное просвещение также находит свое место в рассматриваемой системе мер. Результаты исследований говорят об устойчивой тенденции интенсификации религиозной жизни в учреждениях УИС. Активизируется участие религиозных конфессий в общегуманитарной деятельности, в том числе – в оказании нравственного вспомогательного воздействия на осужденных. По данным социологических опросов, проводившихся в 1996 году, верующим считает себя каждый третий, находящийся в уголовно-исправительном учреждении. В целом развитие религиозных отношений одобряют более половины осужденных.24
Причины, привлекающие осужденных к религиозным мероприятиям, достаточно разнообразны. К ним можно причислить веру в Бога, возможность покаяния за совершенное зло, нравственное возрождение личности. Кроме того, осужденные видят в них средство расширения связей с внешним миром и, наконец, разнообразие жизни в учреждении. Около 50 % верующих осужденных отмечают значение регулирующей и воспитательной функций религии, считают, что это улучшает взаимоотношения внутри коллективов осужденных, укрепляет дисциплину и порядок.
Более сдержанно относятся к перспективам религиозного воздействия сотрудники учреждений УИС, однако 88,1 % работников одобряют его. По мнению представителей персонала наиболее полно должны регламентироваться следующие стороны религиозных отношений: посещение священнослужителями нарушителей дисциплины и порядка отбывания наказания, участие в работе общественных формирований внутри учреждения, а также наблюдательных комиссий; строительство культовых помещений; выделение должности штатного священника и т.д. Однако нам представляется, что для решения этих и других вопросов достаточно норм рекомендательного характера, предоставляющих большую свободу действий для руководителей конкретных видов учреждений.
Активная работа различных религиозных конфессий в учреждениях УИС началась с 1991 года, результаты проводимых по данному поводу исследований показывают, что члены группировок отрицательной направленности не проявляют интереса к данной деятельности. Не отмечалось попыток со стороны преступных авторитетов возглавить религиозные группы с целью подчинения своему влиянию. Не было выявлено и заметных конфликтов между указанными группами.
Одной из проблем деятельности религиозных конфессий в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, является недостаток свободных площадей в жилых зонах. Это позволяет, чаще всего, иметь только молельную комнату, где отправляются культы конфессий различных религиозных направлений. Наиболее распространенный выход из этой ситуации – использование этого помещения по графику, составленному заранее.
В целом анализ религиозной ситуации в учреждениях УИС позволяет сделать вывод о том, что деятельность религиозных организаций стала одной из заметных частей процесса исправления осужденных, их духовно-нравственного воспитания.
Организация в учреждении УИС Минюста России воспитательной работы с осужденными с учетом их возраста, условий отбывания наказания, степени общественной опасности совершенного преступления, личности, поведения, а также вида учреждения является предметом ведомственного контроля.25
Методы воспитательной работы. Воспитательная работа должна строиться на основе достижений медицины, психолого-педагогических знаний, научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.
3.3. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы:
· развитие психологической службы УИС, совершенствование ее организационно-штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров;
· создание региональных базовых психологических лабораторий с функциями методического и информационного обеспечения деятельности функциональных служб территориальных органов УИС, организация надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;
· разработка и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;
· оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;
· разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации.26
Для реализации изложенных в Концепции требований необходима организация в учреждениях УИС обучения сотрудников по психолого-педагогической проблематике.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 2222;