РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ста повествует о развивающихся действиях и состояниях
ста повествует о развивающихся действиях и состояниях. Как правило, для него характерны смена временного плана, использование обстоятельственных союзов с временными значениями, экспрессивно-эмоциональных средств. Таким текстам свойственна цепная тема-рематическая прогрессия, когда предикат первого предложения становится субъектом последующего и т. д. (О. А. Нечаева). Основное назначение повествования — передать сюжет, ответить на вопрос «Что случилось?».
Особый тип высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называют рассуждением. Рассуждение — это текст с элементами умозаключений, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, авторскую оценку, модальные слова. Текст-рассуждение содержит в себе тезис, доказательство, вывод.
Выделяют также смешанный (контаминированный) текст, в котором есть элементы описания, повествования, рассуждения (Н. Д. Зарубина). Именно он наиболее часто встречается при построении связных высказываний дошкольниками.
На наш взгляд, интересно выделение «элементарного рассказа» в качестве коммуникативной единицы, предложенное К. Менг, Я. Холшаевой, К. Мандзиевска в связи с реализацией речевого взаимодействия типа «рассказывание — слушание» у детей раннего возраста. Указывается, что общим для элементарного и развернутого рассказа является изложение определенных событий. Однако элементарный рассказ отличается тем, что должен отвечать единственно- му критерию: отображению хотя бы одного фрагмента оп- ределенной последовательности событий. При этом элементарный рассказ может быть текстовой структурой неболь- шого размера с полным (или почти полным) отсутствием привычных специальных средств связности.
Итак, для организации занятий по обучению дошколь- никое рассказыванию по картине важно:
• использовать рассказывание таким образом, чтобы оно
решало не только дидактические задачи, но и было комму-
никативно-направленным;
• используя картинный материал для обучения расска-|
зыванию, учитывать, что именно закономерности понима-
ния картины будут определять содержательную сторону порождаемого текста;
• понимать, что операции рассказывания по картине находятся в иерархической зависимости друг от друга; они могут протекать с различной степенью успешности (в зависимости от раскрытия ситуационно-содержательной стороны изображения, восприятия и понимания его эмоционального содержания, а в целом — от близости этого содержания индивидуальному опыту говорящего).
Учитывая все вышеизложенное, мы сформулировали свое определение понятия «рассказывание по картине». Под этим понятием мы подразумеваем перевод рассказчиком определенного содержания графического знака в вербальный текст разной степени развернутости, осуществляемый с разной степенью самостоятельности как на этапе осмысления изображения, так и на этапе собственно речевой деятельности. В таком контексте рассказывание по картине рассматривается как деятельность, способствующая овладению структурой связного рассказа и развитию связной речи. При этом картина рассматривается нами как знаково-символическая система, как модель, обеспечивающая познание действительности.
ЧТЕНИЕ КАРТИНЫ»: ДВИЖЕНИЕ - РИСУНОК — СЛОВО
«ЧТЕНИЕ КАРТИНЫ»: ДВИЖЕНИЕ - РИСУНОК - СЛОВО
самом широком смысле картина понимается как особым образом обработанная поверхность, как вид двухмерного, плоскостного изображения, отражающий характеристики трехмерного предмета. Многообразные специфические особенности картины (плоскостность, композиция, колорит и др.) позволяют передать визуальную информацию, воспитать культуру зрительного восприятия других явлений действительности, обогатить воспринимающего картину средствами художественного языка.
В культурологической и психологической литературе феномен «картина» понимается многоаспектно. Например, как «произведение живописи, обладающее законченным характером и самостоятельным художественным значением»12. Вместе с тем картину можно рассматривать как определенный изобразительный текст, включающий в себя представления о модели (картине) мира, сложившейся в этнокультурной' общности людей. Таким образом, в процессе восприятия картины ребенок усваивает определенную модель мироустройства, воплощенную в виде изобразительного текста (картины).
Восприятие плоскостных изображений специфично, по- скольку речь идет не о прямом восприятии предметов и объектов реального мира, а об опосредованном их восприя- тии путем «прямого восприятия пятен и линий» (Н. Н. Волков).
При восприятии картины происходит познание мира, фор- мирование целостных и многогранных представлений в про- цессе активной художественной (изобразительной в широком смысле) деятельности. В восприятии картины выделяются, с одной стороны, целостный охват произведения, принимающий характер общего фона восприятия, а с другой стороны, выборочный ход восприятия, зависящий в значительной степени от сюжета и композиции картины.
Известно, что в процессе познания человек имеет дело не с самой действительностью, а с ее моделью. Знаковые системы опосредствуют деятельность человека, то есть являются средством отражения действительности и ориентировки в ней.
Прослеживая «естественную историю знака», Л. С. Выготский указывал, что генетически исходной в формировании всех знаковых систем является образно-двигательная (жестовая) знаковая система, составляющая основу предметной деятельности и отобразительной игры. Именно это мнение ученого важно для организации занятий с детьми по обучению рассказыванию по картине. Образно-жестовая система знаков рассматривается как исходная по отношению к другим алфавитам кодирования. Отмечая закономерность соотношения образно-жестовой и речевой системы знаков, А. Валлон указывал на то, что вначале ребенок показывает, а затем рассказывает13.
Наряду с вербальной и образно-жестовой графическая система знаков является неотъемлемым элементом культуры. Приобщение к знаковой культуре через «чтение» графического изображения — важный шаг на пути овладения специфически человеческими формами познания в онтогенезе. Однако, учитывая, что восприятие художественного изображения ребенком опосредуется восприятием линий и пятен, следует помнить о существенном влиянии, которое оказывает на «чтение картины» опыт восприятия реального объекта, изображенного на ней.
Мы с полным основанием можем утверждать, что картина в самом широком смысле — это пример знаково-символической системы, с которым ребенок сталкивается впервые, когда образы реальной действительности находят отражение в рисунке. С этой позиции важно представление о том, что изобразительная деятельность, включающая в себя
12 Большая советская энциклопедия. — Т 10. —С. 86.
13 Валлон А. Психическое развитие ребенка.—М., 1967.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 995;