РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ста повествует о развивающихся действиях и состояниях


 


ста повествует о развивающихся действиях и состояниях. Как правило, для него характерны смена временного пла­на, использование обстоятельственных союзов с временны­ми значениями, экспрессивно-эмоциональных средств. Та­ким текстам свойственна цепная тема-рематическая про­грессия, когда предикат первого предложения становится субъектом последующего и т. д. (О. А. Нечаева). Основное назначение повествования — передать сюжет, ответить на вопрос «Что случилось?».

Особый тип высказывания, отражающий причинно-след­ственную связь каких-либо фактов (явлений), называют рас­суждением. Рассуждение — это текст с элементами умозак­лючений, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, авторскую оценку, модальные слова. Текст-рассуж­дение содержит в себе тезис, доказательство, вывод.

Выделяют также смешанный (контаминированный) текст, в котором есть элементы описания, повествования, рассуж­дения (Н. Д. Зарубина). Именно он наиболее часто встречает­ся при построении связных высказываний дошкольниками.

На наш взгляд, интересно выделение «элементарного рассказа» в качестве коммуникативной единицы, предложен­ное К. Менг, Я. Холшаевой, К. Мандзиевска в связи с реа­лизацией речевого взаимодействия типа «рассказывание — слушание» у детей раннего возраста. Указывается, что об­щим для элементарного и развернутого рассказа является изложение определенных событий. Однако элементарный рассказ отличается тем, что должен отвечать единственно- му критерию: отображению хотя бы одного фрагмента оп- ределенной последовательности событий. При этом элемен­тарный рассказ может быть текстовой структурой неболь- шого размера с полным (или почти полным) отсутствием привычных специальных средств связности.

Итак, для организации занятий по обучению дошколь- никое рассказыванию по картине важно:

• использовать рассказывание таким образом, чтобы оно
решало не только дидактические задачи, но и было комму­-
никативно-направленным;

• используя картинный материал для обучения расска-|
зыванию, учитывать, что именно закономерности понима-


ния картины будут определять содержательную сторону по­рождаемого текста;

• понимать, что операции рассказывания по картине на­ходятся в иерархической зависимости друг от друга; они могут протекать с различной степенью успешности (в зави­симости от раскрытия ситуационно-содержательной сторо­ны изображения, восприятия и понимания его эмоциональ­ного содержания, а в целом — от близости этого содержа­ния индивидуальному опыту говорящего).

Учитывая все вышеизложенное, мы сформулировали свое определение понятия «рассказывание по картине». Под этим понятием мы подразумеваем перевод рассказчиком опреде­ленного содержания графического знака в вербальный текст разной степени развернутости, осуществляемый с разной степенью самостоятельности как на этапе осмысления изоб­ражения, так и на этапе собственно речевой деятельности. В таком контексте рассказывание по картине рассматрива­ется как деятельность, способствующая овладению структу­рой связного рассказа и развитию связной речи. При этом картина рассматривается нами как знаково-символическая система, как модель, обеспечивающая познание дей­ствительности.



ЧТЕНИЕ КАРТИНЫ»: ДВИЖЕНИЕ - РИСУНОК — СЛОВО


«ЧТЕНИЕ КАРТИНЫ»: ДВИЖЕНИЕ - РИСУНОК - СЛОВО

самом широком смысле картина понимается как особым образом обработанная поверхность, как вид двух­мерного, плоскостного изображения, отражающий характе­ристики трехмерного предмета. Многообразные специфиче­ские особенности картины (плоскостность, композиция, ко­лорит и др.) позволяют передать визуальную информацию, воспитать культуру зрительного восприятия других явле­ний действительности, обогатить воспринимающего карти­ну средствами художественного языка.

В культурологической и психологической литературе фе­номен «картина» понимается многоаспектно. Например, как «произведение живописи, обладающее законченным харак­тером и самостоятельным художественным значением»12. Вместе с тем картину можно рассматривать как определен­ный изобразительный текст, включающий в себя представле­ния о модели (картине) мира, сложившейся в этнокультурной' общности людей. Таким образом, в процессе восприятия карти­ны ребенок усваивает определенную модель мироустройства, воплощенную в виде изобразительного текста (картины).

Восприятие плоскостных изображений специфично, по- скольку речь идет не о прямом восприятии предметов и объектов реального мира, а об опосредованном их восприя- тии путем «прямого восприятия пятен и линий» (Н. Н. Вол­ков).

При восприятии картины происходит познание мира, фор- мирование целостных и многогранных представлений в про- цессе активной художественной (изобразительной в широком смысле) деятельности. В восприятии картины выделяются, с одной стороны, целостный охват произведения, при­нимающий характер общего фона восприятия, а с другой стороны, выборочный ход восприятия, зависящий в значи­тельной степени от сюжета и композиции картины.

Известно, что в процессе познания человек имеет дело не с самой действительностью, а с ее моделью. Знаковые сис­темы опосредствуют деятельность человека, то есть являют­ся средством отражения действительности и ориентировки в ней.

Прослеживая «естественную историю знака», Л. С. Выгот­ский указывал, что генетически исходной в формировании всех знаковых систем является образно-двигательная (жестовая) знаковая система, составляющая основу предметной деятельности и отобразительной игры. Именно это мнение ученого важно для организации занятий с детьми по обуче­нию рассказыванию по картине. Образно-жестовая система знаков рассматривается как исходная по отношению к дру­гим алфавитам кодирования. Отмечая закономерность соотно­шения образно-жестовой и речевой системы знаков, А. Вал­лон указывал на то, что вначале ребенок показывает, а за­тем рассказывает13.

Наряду с вербальной и образно-жестовой графическая си­стема знаков является неотъемлемым элементом культуры. Приобщение к знаковой культуре через «чтение» графичес­кого изображения — важный шаг на пути овладения специ­фически человеческими формами познания в онтогенезе. Однако, учитывая, что восприятие художественного изобра­жения ребенком опосредуется восприятием линий и пятен, следует помнить о существенном влиянии, которое оказы­вает на «чтение картины» опыт восприятия реального объек­та, изображенного на ней.

Мы с полным основанием можем утверждать, что карти­на в самом широком смысле — это пример знаково-символической системы, с которым ребенок сталкивается впер­вые, когда образы реальной действительности находят от­ражение в рисунке. С этой позиции важно представление о том, что изобразительная деятельность, включающая в себя


 


12 Большая советская энциклопедия. — Т 10. —С. 86.


13 Валлон А. Психическое развитие ребенка.—М., 1967.


 











Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 995;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.