РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
тины. Например, Е. И. Тихеева отмечала, что картина — это материал, приспособленный к тому, чтобы стимулировать детей к составлению рассказов. Она обращала внимание на то, что рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель: 1) упражнение способности к наблюдению; 2) поощрение способствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения); 3) развитие языка ребенка. Поэтому столь важно, чтобы рассказывание ребенка (повествование, описание или рассуждение) служило не только дидактическим целям, но и коммуникативным. При соблюдении этого условия рассказывание в обстановке естественного общения позволяет развивать речевые способности каждого дошкольника.
В психолого-педагогической литературе утверждается, что эффективно развивать связную речь можно путем прямого обучения рассказыванию уже в младшем дошкольном возрасте. Это особенно важно при определении приоритетных направлений развития навыков рассказывания по картине у детей с нарушенной языковой способностью.
Можно назвать основные методические приемы, активизирующие развитие связной речи при обучении рассказыванию:
• предварительная беседа с использованием личного опы-
та детей;
• определенная последовательность вопросов, обеспечива-
ющая целостность восприятия;
• совместные речевые действия с планом дальнейшего
повествования;
• коллективный рассказ;
• составление рассказа по фрагментам картины;
• использование графических схем и наглядных опор;
• включение игр, предполагающих импровизированные
диалоги и монологи и т. д.
Рассказ по картине включает:
• анализ наглядной ситуации, выявление главного и вто-
ростепенного, основного и фонового, осознание взаимоотно-
шений компонентов (когнитивная ситуация). Именно зако-
номерности понимания будут определять содержательную
основу рассказа. Понимание рассматривается как результат процесса осмысления и раскрытия смысловых связей;
• словесное описание, рассчитанное на определенного со-
беседника (коммуникативная ситуация использования язы
кового знака).
Условно можно выделить следующие операции рассказывания по картине (по Р. И. Лалаевой):
• расчленение симультанно воспринятых компонентов си-
туации;
• создание определенной смысловой модели изображен-
ного;
• адекватное преобразование этой смысловой модели в
сукцессивные ряды последовательно расположенных компо-
нентов;
• перевод смысловой црограммы в языковую форму, обо-
значение словами и сочетаниями слов;
• определение полноценности текста с коммуникативной
точки зрения и его реализация.
Необходимо четко осознавать, что тексты, порождаемые при рассказывании по картине, зависят от исходной содержательной основы изображения и могут быть реализованы в разных функционально-коммуникативных типах. Рассмотрим некоторые виды текстов, так как понимание общего и различного в их структуре важно при определении направлений обучения детей рассказыванию по картине.
Тексты-описания (мир в статике) представляют собой сообщения о фактах действительности, состоящих в отношениях одномоментности. Под описанием понимается текст, в котором имеет место перечисление ряда признаков, соотнесенность видовременных значений (как правило, несовершенный вид сказуемых), отсутствие эмоционально-экспрессивной оценки (Н. Д. Зарубина, О. А. Нечаева и др.). Коммуникативная задача такого текста ответить на вопрос «Каков этот предмет, явление, человек?». Описания характеризуются параллельной тема-рематической прогрессией, когда один и тот же известный субъект в каждом предложении определяется новым предикатом.
Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. Этот вид тек-
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 949;