В память 70-летия со дня его рождения.
Кондратов Александр Михайлович (1937 - 1993) - учёный, журналист, прозаик, поэт, драматург, действительный член Географического общества, кандидат филологических наук, известный атлантолог, член Научного совета по кибернетике АН СССР, автор свыше 70 научных работ и книг о погибших цивилизациях и проблемах кибернетики, математической лингвистики, искусственного интеллекта, моделирования творчества. Один из основателей Федерации шашек рэндзю. Известен также тем, что совместно с Ю.П. Филатовым в 1982 году организовал в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в рамках народного университета факультет по изучению го.
А. Кондратов родом из Смоленска, полубелорус. Его отец был летчиком, погибшим на фронте.
Своё образование Александр Михайлович начал в Ленинградской областной школе милиции, из которой он ушёл перед самым её окончанием. В институте физкультуры в беге на 100 м имел результат 10,9 сек. Занимался йогой и подводным плаванием. Окончил институт им.Лесгафта.. В 1963 году входил в состав группы филологов под руководством Ю.В.Кнорозова по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР, что позволило ему написать кандидатскую работу по теме: «Статистические методы дешифровка некоторых письмен Древнего Востока и Средиземноморья»
Что касается его отношения к своему казацкому происхождению, то об этом достаточно сказано у Бориса Алмазова (с которым я, разумеется, общаюсь). Вся история казачества - это очень сложная тема. Казаки не только являлись надёжными защитниками отечества, но при случае выказывали полную независимость от той или иной правящей верхушки - вплоть до разрушительных восстаний, начиная со Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва (они оба - донские казаки). И отнюдь не стыдились, продолжая традиции Киевской Руси, элементарных грабительских "походов" не только в Поволжье, но и в сопредельные страны вплоть до Персии. Помня об этом, большевики не раз огнём и мечом истребляли казацкую вольницу.
И вот после вековых трагедий мы видим и добрую память о казацкой культуре, и её забвение, и попытки "ряжёных" превращать указанную культуру и историю славного казачьего племени в какую-то пародию. И Кондратов видел это, отделяя одно от другого. Разумеется, такая взрывоопасная смесь не могла не оказать на него влияния и в творческом плане.
Здесь мы невольно затронули всеобщую проблему позиционирования в писательском мире. Оказывается, вовсе недостаточно владения пером. Всегда очень остро стоит проблема признания и у собратьев по перу, и у народа, и у власти... И у Вечности... То есть пишущий человек непременно должен вращаться в атмосфере студенческой поры, диспутов, творческих вечеров, тусовок, дружеских компаний и т.д. И при этом вполне определённо играть роль писателя - вплоть до причёски и манеры одеваться. Потом начинается погоня за тиражами и титулами, желание во что бы то ни стало стать профессиональным писателем - и, разумеется, членом писательского союза. (Что у представителей второй культуры всегда принимало анекдотические формы: вот я вас, ребята, ненавижу, но в свою шайку вы уж меня непременно примите). Этой растерянности не миновал и Кондратов. По сути, для него это было трагедией: пресмыкаться перед литературными чиновниками при его складе характера. И в конце концов он "рубанул шашкой по тэйблу", полностью уйдя в свободное творчество. Думаю, что мы с ним, оказавшись в граде Петра, были оба далеки от внешних атрибутов казачества, но вот щепотка земли с пепелища родимого дома и ветка полыни - это о нас.
О литературном творчестве А. Кондратова пишутся и ещё будут написаны горы книг. Но я хотел бы предостеречь публикаторов от легкомысленного отношения к его памяти. Следовало бы прежде всего соблюдать права его наследников. И уж ни в коем случае, гонясь за сенсациями, не публиковать в интернете его слишком откровенную прозу. Ведь интернет - это пространство для всех возрастов. Надо всегда помнить об этом.
К увлечению йогой нам бы надо тоже относиться осторожно. Там есть полезные моменты, но в целом мы, северный народ, имеем и другой климат, и другую энергетику. По ряду причин мы не можем медитировать на тощее брюхо многими часами, сидя под пальмой и не заботясь ни о чём. С подачи В. Налимова и Ж. Дрогалиной я, например, отдал должное этой увлекательной теме в стихотворении "Дыхание и круг", где есть такие слова:
ОМ – цветок с тысячью лепестков
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1185;