Етноментальні характеристики філософського знання. Філософія в системі культури
Дневник удобно проходить с помощью опытного в духовной жизни руководителя
«И проповедану быть во имя Его покаянию
и прощению грехов во всех народах…»
(Лк.24, 47)
Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп – страстей. Каждая страсть имеет своё название, и проявляется особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служением сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы растим страсти - этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.
О страстях советуем прочитать следующее:
1) Писания преподобного отца Иоанна Кассиана римлянина – собеседование 4, 5;
2) Святитель Игнатий Брянчанинов: т. 1 «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»; т. 3 «Смертный грех», «Страсть»;
3) Преподобный Никодим Святогорец «Невидимая брань» - часть 1 глава 24;
4) Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию» - «Борьба со страстями и стяжание добродетелей»;
5) «Добротолюбие», т. 2.
В дневнике восемь глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделены на три группы:
1) жирным шрифтом выделены грехи смертные, и даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной Благодати и отправляет на вечные муки в ад - такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными.
2) обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, которые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить» - от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способности замечать грехи.
3) курсивом выделеныгрехи «условно» простительные.«Условно» потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться - они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже от смертных грехов. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый «мешок песчинок», который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха), и так же утянет на дно ада.
С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко «грешкам», потом дальше и дальше, желая подвести нас ко грехам смертным, чтобы гарантировано заполучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, развитая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает Вечной Жизни.
Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (страстей) поймал нас враг? А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Но точно так и для души - и одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, обнаружим при честном рассмотрении - все восемь!
Если имеем заботу о своей будущей вечной участи, то незамедлительно начнём борьбу. Дерево (страсть), которое долго растили, и выкорчевать нелегко, но с помощью Божьей всё возможно.
Любой из грехов может быть прощён христианину в таинстве Исповеди при выполнении трёх условий:
1. грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волнуясь о последствиях);
2.человек должен раскаяться во грехе, причём степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у нас обычно не получается из-за отсутствия Страха Божьего. Как следствие, грехи с лёгкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии.
3.кающийся не должен хотеть впредь повторять этот грех, в сердце должен произойти разрыв со грехом, должна родиться к нему ненависть и брезгливость. При одном воспоминании о грехе должна закипать вражда против него.
В левой части каждой страницы дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй колонке отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей колонке отмечается частота повторения нынешних грехов, например, за неделю. Если грех повторяется многократно, то необходимо найти адекватные меры для его устранения – в этом поможет священник.
Пример заполнения дневника:
Наименование греха | |||
˚ ˚ ˚ ˚ | + | + | Привязанность к лакомствам |
Всё, что будет намечено для исправления (периодичность исповеди, молитвенное правило, режим поста и прочее), можно отметить на последних страницах дневника, специально оставленных пустыми.
Надеемся, что большой перечень грехов, приведённый по каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, а, наоборот, поможет родиться в сердце сокрушению, без которого спасение не начинается.
В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в Причастии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.II, 28 - 30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смертный грех, и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлучают нас со Христом, следовательно, Причастие в таком состоянии пока невозможно - обернётся в осуждение. Сначала необходимо исправить свою жизнь, то есть обрести Покаяние.
Да умудрит Вас Бог.
Наименование страсти, греха | |||
ЧРЕВОУГОДИЕ | |||
– | – | напивались до беспамятства; | |
– | – | запой (употребление спиртного до сильного опьянения в течение нескольких дней); | |
– | – | отравление алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья); | |
– | – | обращение за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.; | |
– | – | применение для оздоровления заговоров; | |
– | – | обращение за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.; | |
– | – | кодирование от ожирения, курения, пьянства и пр.; | |
– | – | культ тела: служим своему телу как самому драгоценному в жизни; много сил, средств, времени тратим на заботы о теле; | |
– | – | обжорство при употреблении пищи; | |
– | – | употребление пищи ночью: просыпаемся от голода и не можем уснуть, пока не наедимся (работающих в ночную смену это не касается); | |
– | – | регулярное употребление пива как будто безвредного напитка, хотя пиво более опасно с точки зрения привыкания, чем вино; | |
– | – | за ужином желаем непременно выпить спиртное; | |
– | – | пили спиртное и веселились в пятницу, отмечая конец рабочей недели; | |
– | – | несоблюдение постов (каждая среда и пятница и 4 многодневных поста в году); | |
– | – | неспособность целиком выдержать пост, неоправданные нарушения поста; | |
– | – | привязанность к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр. – не как необходимость, а как удовольствие); | |
– | – | оздоровление тела по различным методикам (по Брэггу, по Иванову, фитнес, Ци-Гун, уринотерапия, раздельное питание, а также различные системы голодания), таким образом, возлагаем свои надежды не на Бога, а на систему или ее автора; | |
– | – | переедали и упивались вином даже в церковные праздники; | |
– | – | прием пищи 5 и более раз в день, нарушение режима питания по требованию желудка; | |
– | – | закусываем между приемами пищи; | |
– | – | не можем уснуть с «пустым желудком», едим (пьём чай) перед сном; | |
– | – | употребление жидкости сверх необходимой меры (сок, компот, газированная вода), услаждаемся приятностью и вкусом напитка, пьем без ограничения; | |
– | – | привязанность к острым пикантным приправам и закускам - пища без них кажется невкусной (майонез, кетчуп, горчица, перец и пр.); | |
– | – | желание обязательного разнообразия в пище – ропщем, что надоело одно и то же, хочется чего-нибудь вкусненького; | |
– | – | привязанность к лакомствам (в разном возрасте они могут быть разными – торты, сгущенка, конфеты, орехи, семечки, сухарики и пр.); | |
– | – | привязанность к шоколаду (усиливает блудную страсть); | |
– | – | едим тайно от других, не желая потерпеть до момента общего застолья или не желая делиться с другими (нередко случается у детей); | |
– | – | не делимся лакомствами с окружающими; | |
– | – | изнеженность, долгий сон, длительное лежание в постели после пробуждения; | |
– | – | употребление спиртного до характерного «шума» в голове, вызывающего излишнюю веселость, болтливость, развязность, нарушение координации движений и искажение произносимых слов; | |
– | – | переедание (до тяжести в желудке), после чего наступает вялость, сонливость, лень, уныние; | |
– | – | считаем употребление пищи приятным, радостным занятием, а не необходимой потребностью тела, принимаем пищу с услаждением, алчно, торопливо, не пережевывая тщательно; | |
– | – | недовольны качеством приготовления пищи, хочется повкуснее; | |
– | – | просыпаясь, сразу же думаем о пище; | |
– | – | только что поев, тут же мечтаем о том, что будем есть в следующий раз; | |
– | – | воспоминания о различных приятных блюдах и лакомствах и услаждение этими воспоминаниями (особенно во время поста); | |
– | – | пожелание друг другу и себе телесного здоровья как самого главного в жизни; | |
– | – | угождение плоти: хотим, чтобы было мягко, удобно, приятно, в удовольствие, с комфортом; | |
– | – | после приема пищи обязательно нужно вздремнуть, полежать, расслабиться. | |
БЛУД | |||
– | – | плотская связь до заключения брака (не сохранение девства, любодеяние); | |
– | – | зачатие детей до заключения брака; | |
– | – | супружеская измена (прелюбодеяние); | |
– | – | разрушение венчанного брака; | |
– | – | зачатие детей от вне семейной плотской связи; | |
– | – | четвертый брак; | |
– | – | плотская связь с бывшим супругом (супругой) после расторжения брака (любодеяние); | |
– | – | однополый «брак»; | |
– | – | рукоблудие; | |
– | – | блуд противоестественный (анальный, оральный, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно); | |
– | – | соединение в семью близких родственников (кровосмешение); | |
– | – | блудной связью разрушили чужую семью, дети оказались сиротами; | |
– | – | разбили чужую семью, желая устроить свою личную жизнь; | |
– | – | блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до самоубийства; | |
– | – | развратили, втянули в блуд младшего по возрасту, девственника (девственницу); | |
– | – | сводничество (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений); | |
– | – | второй, тем более третий брак; | |
– | – | вступили в брак с разведенным (разведенной); | |
– | – | целование, обнимание, нецеломудренное поведение до заключения брака; | |
– | – | чтение сладострастных книг, слушание и пересказ непристойных анекдотов, смотрение передач и фильмов с блудными сценами, в том числе разрешение детям этого же; | |
– | – | считаем плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения; | |
– | – | плотский интерес к лицам противоположного пола, разглядывание тела «через одежду»; | |
– | – | засматриваемся с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу; | |
– | – | носим одежду, подчеркивающую форму тела и не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин); | |
– | – | заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намеки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола; | |
– | – | блудные воспоминания и мечтания, охотное удержание их в мыслях и происходящее от этого похотливое разжжение в теле; | |
– | – | распевание любовных песен и частушек; | |
– | – | танцы с бесстыдными телодвижениями; | |
– | – | применение косметики и других средств украшения тела для привлечения внимания и прельщения; | |
– | – | проявление плотского влечения супругов при детях; | |
– | – | невоздержание в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни; | |
– | – | неумеренность в плотских отношениях в законном браке; | |
– | – | измена второй половине в своем сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола; | |
– | – | постоянным отказом в супружеской близости довели вторую половину до измены; | |
– | – | обращение к литературе, научающей разнообразию плотских отношений; | |
– | – | научение детей «безопасному сексу»; | |
– | – | нехранение чистоты во вдовстве (желательно хранить верность умершей половине до конца своих дней); | |
– | – | одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведенными; | |
– | – | надсмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью; | |
– | – | считали брак правом на плотские отношения без рождения детей; | |
– | – | сквернословие (матерщина); | |
– | – | громкий заразительный смех; | |
– | – | мужья принуждали жен носить нецеломудренную одежду; | |
– | – | старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду; | |
– | – | похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося; | |
– | – | участие в праздничных застольях с лицами противоположного пола без своей половины (супруга, супруги); | |
– | – | часто смеёмся по всякому пустяку; | |
– | – | умеренное применение косметики (не согласны с тем, какими нас сотворил Бог); | |
– | – | наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви. | |
СРЕБРОЛЮБИЕ | |||
– | – | святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность); | |
– | – | похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни; | |
– | – | обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот – этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных; | |
– | – | совершали разбой с целью наживы; | |
– | – | мародёрство – ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны); | |
– | – | хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простецов и неопытных; | |
– | – | играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги; | |
– | – | организовывали залы и клубы для игр на деньги; | |
– | – | в бизнесе обманывали и подставляли других, наживая себе прибыль нечестно; | |
– | – | зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи; | |
– | – | подвергание риску своего здоровья и даже жизни ради денег; | |
– | – | различные игры на деньги; | |
– | – | давали в долг под проценты; | |
– | – | неуплата положенных налогов, сокрытие доходов от государства (наемный работник не виновен, если это зависит не от него, а от хозяина предприятия); | |
– | – | возложение всех надежд на деньги, на запасы, на хозяйство; | |
– | – | жестокосердие к нищим и ко всем нуждающимся (жалеем своего, не хотим поделиться, хотя и имеем возможность); | |
– | – | болезненная привязанность к деньгам, вещам, предметам и сильная зависимость от них; | |
– | – | желание обогатиться и размышление о средствах к обогащению, мечтание быть богатым (забота о необходимом достатке грехом не является); | |
– | – | ненасытное желание иметь как можно больше, желание приобретать даже сверх необходимого, про запас; | |
– | – | скупость, мелочность, жадность, скряжничество даже по отношению к родным; | |
– | – | искание выгоды во всём (корыстолюбие); | |
– | – | скрывание доходов от семьи, накапливание тайком от ближних; | |
– | – | трепетное пересчитывание денег, разглядывание украшений и драгоценностей с удовольствием; | |
– | – | трясёмся над каждой вещью, тряпкой, безделушкой, храним продукты, пока не испортятся; | |
– | – | жалеем своё имущество, когда им необходимо послужить для ближних или Отечества (не хотим принять в свой дом проезжающих, оказавшихся неожиданно в бедственном положении, за помощь берём деньги; не хотим подвезти попутчиков – только за плату и т.д.); | |
– | – | если просят имеющееся у нас, то, из жалости к вещи, обманываем, будто нет её у нас или уже отдали кому-то; | |
– | – | требуем возврата долга с оскорблениями и угрозами (спрашивать о возврате долга разрешается); | |
– | – | воровство (кража чужого имущества, государственного или частного, присваивали то, что «плохо лежит»); | |
– | – | умышленно не оплачивали проезд в транспорте; | |
– | – | взятие без спроса не принадлежащего нам; | |
– | – | бездельничанье на работе, недобросовестное исполнение служебных обязанностей (при этом оклад получаем целиком); | |
– | – | ложный больничный лист; | |
– | – | работаем не по совести, а только чтобы начальство не ругало и премии не лишило; | |
– | – | обвешивание, обсчитывание, завышение цен в торговле; | |
– | – | продавали плохое за хорошее; | |
– | – | пользование электроэнергией без оплаты, занижение показаний счётчика; | |
– | – | покупка краденного подешевле; | |
– | – | подделка документов ради выгоды и наживы; | |
– | – | незаконное приобретение дипломов, удостоверений, сертификатов и пр., чтобы получить должность с большей оплатой; | |
– | – | предложение взятки и получение взятки; | |
– | – | не возвращали то, что брали во временное пользование; | |
– | – | требовали премию, доплату, надбавку, угрожая начальству и шантажируя увольнением или забастовкой; | |
– | – | судились с родными, с соседями, требовали возмещения ущерба материального, да ещё и морального; | |
– | – | приносили краденное или незаработанное в качестве пожертвования в храм; | |
– | – | утаивали и присваивали найденные вещи и деньги; | |
– | – | получали незаработанные деньги; | |
– | – | намекали или принуждали людей делать нам подарки; | |
– | – | не возмещали нанесённого ущерба; | |
– | – | выпрашивали деньги и вещи на свои мнимые нужды ради наживы или пропоя; | |
– | – | нечестно делили вознаграждение за труды (себе или своим брали больше); | |
– | – | присваивали чужое, утраченное людьми в результате стихийных бедствий; | |
– | – | одобряли какую-нибудь разновидность воровства, научали и подстрекали этому других; | |
– | – | приносили домой с работы что-либо незаработанное: инструмент, канцелярские принадлежности, краску, лампочки, продукты и пр. (позволяется брать списанное с разрешения начальства); | |
– | – | если и даём кому-нибудь чем-то попользоваться, при этом боимся, как бы не сломали; | |
– | – | соблазнялись чем-либо в чужом саду, огороде, поле – частном или государственном; | |
– | – | небрежно относились к чужой или казённой вещи; | |
– | – | скупились тратить на добрые дела помощи ближним, хотя и имели на то возможность; | |
– | – | приносили на пожертвование что похуже, лучшее оставляли себе; | |
– | – | не заботились о содержании и украшении храма, скупились на пожертвование в храм, хотя имели достаток в средствах; | |
– | – | часто болтаем с сослуживцами, часто пьём чай, отпрашиваемся по всяким пустякам, перекладываем свои обязанности на других, а зарплату получаем целиком; | |
– | – | опоздание на работу без последующей отработки; | |
– | – | случайный бесплатный проезд в транспорте; | |
– | – | не возвращали излишне полученную сдачу (по невнимательности); | |
– | – | боимся давать в долг: а вдруг не вернут; | |
– | – | полученные деньги обязательно пересчитываем, не доверяя честности человека (можно посчитать, чтобы убедиться: не дали ли лишнего); | |
– | – | делимся только тогда, когда имеем избыток; | |
– | – | задерживаем возврат долга, хотя можем его отдать; | |
– | – | занимаем деньги, хотя могли бы обойтись своими; | |
– | – | желание и ожидание выигрыша в лотерее; | |
– | – | участие в различных «финансовых пирамидах» ради получения доходов; | |
– | – | любовь к подаркам; | |
– | – | разрешение детям иметь «свои» деньги и копилки. | |
ГНЕВ | |||
– | – | убийство человека умышленное; | |
– | – | убийство человека неумышленное; | |
– | – | ненависть (ярость, вражда) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца); | |
– | – | избиение, увечье и прочее жестокое, бесчеловечное отношение к людям; | |
– | – | аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивший убийство; | |
– | – | выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья); | |
– | – | применение абортивных противозачаточных средств (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена»), в части случаев вызывающих убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито); | |
– | – | советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка; | |
– | – | «лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. – тем самым предавали их в лапы бесам; | |
– | – | своим поведением довели человека до самоубийства (или до запоя, вследствие которого наступила смерть), став соучастником смертного греха; | |
– | – | не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов (Если не прощаете ближним прегрешений их, то и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших); | |
– | – | Имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей , писали жалобы, устраивали разборки, злословили; | |
– | – | предательство, повлекшее гибель людей; | |
– | – | принуждали кодироваться; | |
– | – | жестокая месть с тяжкими последствиями; | |
– | – | угрожали человеку убийством; | |
– | – | проклятие своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это проклятие); | |
– | – | проклятие своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли); | |
– | – | желание беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам; | |
– | – | не помогли умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защитили обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши); | |
– | – | оставление детей, отдание их в интернаты, детские дома; | |
– | – | оставление детей на воспитание бабушкам – не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы; | |
– | – | оставление старых немощных родителей, отдание их в дома престарелых; | |
– | – | советовали кодироваться; | |
– | – | подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку, научали отомстить, развращали анекдотами, дурными примерами, скверными книгами, видеокассетами, дисками); | |
– | – | втягивали в осуждение; | |
– | – | постоянными придирками довели человека до отчаяния; | |
– | – | своим скверным поведением навлекали на себя родительское проклятие; | |
– | – | обидным словом, упрёком, придирками, грубостью досаждали родителям; | |
– | – | не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды; | |
– | – | непристойный крик, спор, бранные жесткие и колкие слова, запугивание, оскорбление; | |
– | – | ударение, толкание, побои без увечья; | |
– | – | злопамятство (воспоминание старых обид); | |
– | – | мелкая месть и рассуждение в мыслях об отмщении; | |
– | – | клевета (забыли, что отец и родитель лжи – дьявол), сознательная ложь о человеке; | |
– | – | распространение злых слухов о человеке; | |
– | – | разглашали тайны человека его врагам; | |
– | – | разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека; | |
– | – | верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их; | |
– | – | передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны – тем самым вызывали обиды и ссоры; | |
– | – | сеяли раздоры и вражду между людьми; | |
– | – | осуждение другого человека в мыслях и словами – вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей - право Бога); | |
– | – | произнесение в виде шуток опасных пожеланий; | |
– | – | злорадование: радуемся неудачам других, особенно неудачам наших недругов; радость эта не обязательно открытая, она может быть в виде мыслей или сердечного чувства; | |
– | – | попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не захотели отвечать за последствия; | |
– | – | расторжение брака (развод) без уважительных причин; | |
– | – | воспитание детей (или подчиненных) с помощью гнева, крика, оскорблений; | |
– | – | применение наказаний, превышающих проступок; | |
– | – | безразличие родителей к духовному состоянию детей (ненаучение их вере, заповедям, молитве, посту; дозволение не посещать Храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу); | |
– | – | безразличие родителей к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу); | |
– | – | ненаучение детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, способности терпеть и прощать; | |
– | – | не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей; | |
– | – | своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «откуда у нас такие дети, мы их этому не учили»; | |
– | – | долго не крестим своих детей, после крещения не заботимся об их духовном возрастании, о регулярном причастии; | |
– | – | не учили детей покаянию, не готовили их к исповеди; | |
– | – | не оплакивали грехи ребенка как свои собственные; | |
– | – | не прививали ребёнку благоговейного отношения к Храму, особенно к Таинствам Церковным; | |
– | – | по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева); | |
– | – | ревность (подозрение в измене), желание «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность; | |
– | – | давали деньги на выпивку, зная, что человек находится в алкогольной зависимости; | |
– | – | рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей; | |
– | – | наносили вред чужому имуществу умышленно: от зла или зависти; | |
– | – | поджег чужого (или в порыве ярости своего) имущества; | |
– | – | отравление соседских животных; | |
– | – | препятствие в выгоде других людей; | |
– | – | не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть; | |
– | – | не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом; | |
– | – | не утешали человека, находящегося в несчастии; | |
– | – | жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения); | |
– | – | не умеем отделять грех от человека (осуждаем не поступок, а человека); | |
– | – | «резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости; | |
– | – | грубим ближним, ходим со злым лицом, не глядим на ближних, здороваемся сквозь зубы, хлопаем дверями; | |
– | – | в транспорте толкаемся, ругаемся, не уступаем место, не терпим неудобств и неприятностей; | |
– | – | не можем просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не лиши их Царства Небесного, не наказывай их за меня»; | |
– | – | неверующим людям навязываем веру, укоряем и упрекаем за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере; | |
– | – | не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь); | |
– | – | матери вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.; | |
– | – | будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести; | |
– | – | потворствовали порокам подчиненных: пьянке, блуду, прогулам, воровству и прочее; | |
– | – | скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах; | |
– | – | подвергали человека опасностям, изнуряли трудами; | |
– | – | не верили в болезни ближнего, надсмехались над ним; | |
– | – | умышленным молчанием вызывали гнев ближнего; | |
– | – | строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения; | |
– | – | осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, Таинства, богослужения); | |
– | – | отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника; | |
– | – | повреждали своё здоровье умышленно, назло другим делали себе плохо; | |
– | – | считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его; | |
– | – | не просим прощения у обиженных нами, не спешим к примирению; | |
– | – | не уступаем с любовью место, раздражаемся на других прихожан, с раздражением одёргиваем, грубо назидаем новичков, осуждаем; | |
– | – | осуждаем сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делаем им замечание; | |
– | – | не хотим навестить больных, старых, страдающих, одиноких – не хочется портить себе настроение, оправдываемся нехваткой времени; | |
– | – | просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном; | |
– | – | делали замечание человеку с раздражением и осуждением; | |
– | – | гневные мысли и чувства (в сердце, как будто бы, закипает кровь и начинается некоторое жжение); | |
– | – | вспыльчивость, раздражительность, говорение на «повышенных тонах». | |
ПЕЧАЛЬ | |||
– | – | отчаяние в трудных ситуациях; | |
– | – | рассуждение о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»; | |
– | – | нежелание жить, если с ближним случится беда или смерть; | |
– | – | мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными; | |
– | – | отречение от спасительного креста – бегство от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божьей воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной; | |
– | – | жалуемся на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» - не можем принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божьей; | |
– | – | не хотим терпеливо переносить скорби, забываем, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби – это законное следствие наших грехов, подтверждающее наше грехопадение и рабство дьяволу; | |
– | – | ропот на Бога и выставление Его виновником стихийных бедствий, эпидемий, войн, грабежей, убийств, смерти детей и прочих бед; | |
– | – | огорчались и плакали от бессильной злобы, от унижения и оскорбленного самолюбия, от жалости душевной; | |
– | – | сильное огорчение от неудач, когда срываются наши планы и мечты; | |
– | – | недовольны своей участью, считаем себя достойными лучшего, говорили: чем я хуже других, меня не понимают, унижают, я этого не заслужил; | |
– | – | больше меры переживаем о родных и близких (особенно о детях), плачем при этом, желаем им земного благополучия, а об их будущей вечной участи забываем; | |
– | – | опасение старости (как будем жить?), нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, увольнения с работы (на что будем жить?); | |
– | – | огорчение от утраты (потери) чего-либо земного (вещи, деньги, украшения, имущество, работа, должность и т.д.), доходящее порой не только до потери настроения, но и здоровья; | |
– | – | утрата в трудных жизненных ситуациях надежды на Бога, сомнение в безграничном милосердии Божьем, что легко доводит до отчаяния; забыли, что ничего худого не может с нами случиться без попущения Божьего; в скорбях Бог особенно близок к нам; если Бог попускает нам скорби, то Он же от них и избавляет или дает силы терпеть, а мы этого терпения не просим; | |
– | – | недоверие промыслу Божьему, не оставляющему человека в бедах, нищете и нуждах, приготовляющему для нас всё потребное; | |
– | – | ропот на ближних (родителей, детей, соседей, сослуживцев, начальников и пр.), выставление их виновниками наших бед; | |
– | – | сильная привязанность к миру (привычки, нехристианские обычаи, традиции, увлечения, происходящие не от Евангельских заповедей, и нежелание с ними расставаться); | |
– | – | постоянное размышление о земных делах и проблемах; «думы» из головы не выходят; | |
– | – | неспособность безропотно переносить скорби; | |
– | – | ропот на погоду, ветер, снег, дождь, мороз и пр.; | |
– | – | тоска по прежней счастливой жизни; | |
– | – | тоска от утраты благополучия и здоровья, от расставания с любимым человеком или детьми; | |
– | – | неблагодарение Богу за всё случившееся (и доброе, и худое); | |
– | – | нетерпеливость (желание, чтобы поскорее разрешились наши проблемы); | |
– | – | жаление себя в разных трудных ситуациях (когда необходимо потрудиться на благо ближних, выполнить дополнительную работу, или когда нам досталась работа потруднее, или когда предстоит ухаживать за больными, дохаживать престарелых родителей, родственников; стараемся себе выбрать полегче, а тяжелое сваливаем на других); | |
– | – | ожидаем, что кто-то нас утешит, пожалеет, развеселит и требуем этого от окружающих; | |
– | – | плохое настроение оттого, что «на меня не обращают внимания», «не разговаривают со мной», «не делятся со мной новостями». | |
УНЫНИЕ | |||
– | – | имели произвольное понятие о Боге, о Церкви, о спасении – не хотели познать Истину, спокойно жили в заблуждениях; | |
– | – | не изучали свою Православную веру; | |
– | – | думали только о земном, житейском, бытовом – о Боге и вечной участи не помышляли; | |
– | – | имели некоторые теоретические понятия о вере, а в жизни их не применяли, не искали живой веры (вера без дел мертва); | |
– | – | не изучали правила христианской жизни – заповеди Христовы, и не исполняли их; | |
– | – | приступали к таинствам Церковным холодно и безразлично, не имея страха Божьего; | |
– | – | целью своей жизни считали достижение земных радостей; | |
– | – | употребляли наркотические средства; | |
– | – | используем имя Бога в пустых разговорах, как присловие, бессмысленно (например: «Да ради Бога» или «Ну и Бог с ним» и пр.); | |
– | – | не посвящаем седьмой день Господу; | |
– | – | не ищем (уклоняемся) встреч для бесед на духовные темы, прерываем ближних, когда они начинают разговор о Боге, о спасении, о покаянии; | |
– | – | погрязли в житейской суете, крутимся «как белка в колесе», не можем оторваться от домашних дел, не находим времени на храм, на посещение духовных бесед, на подготовку к исповеди и причастию; | |
– | – | невнимательное, поспешное исполнение молитвенного правила; | |
– | – | неверное произношение слов молитвы, так что содержание меняется на противоположное; | |
– | – | не учили молитв, не вникали в их содержание; | |
– | – | чтение канонов, акафистов, псалтири без понимания смысла читаемого; | |
– | – | отсутствие благоговейного трепетного отношения к святыням; | |
– | – | забываем свои грехи (даже смертные) и в целом о повреждении нашей природы ядом греха, не оплакиваем своего состояния, не способны каяться, нет искреннего сожаления о содеянных грехах; | |
– | – | неспособность замечать свои грехи, невозможность приготовиться к исповеди; | |
– | – | не можем возненавидеть свои грехи, не выражаем твердой решимости расстаться со грехом, исправить свою жизнь; | |
– | – | увлекались «земными» радостями, не видели в них противоречия с заповедями Христовыми; | |
– | – | скучаем по «обычной» человеческой радости, ищем её, сами себе её устраиваем – не понимаем, что рождается она от тщеславия и самодовольства, когда человек льстит сам себе или льстят ему другие, особенно когда земные успехи и удачи сопутствуют нам; | |
– | – | часто и подолгу говорим по телефону; | |
– | – | компьютерные игры, «сидение» в Интернете, уход в виртуальный мир; | |
– | – | желание развлечений, компаний, увеселений; | |
– | – | привязанность к музыке (современная музыка и песни особенно вредны); | |
– | – | регулярное употребление алкогольных напитков для «поднятия» настроения; | |
– | – | курение; | |
– | – | поиск земного, призрачного, мимолетного счастья, гоняемся бесплодно за ним всю жизнь как за тенью; | |
– | – | неспособность находиться в тишине, обязательно включим радио или телевизор (хотя и не смотрим, но пусть говорит); | |
– | – | мечтательность, фантазирование, пленение ума пустыми мечтаниями то об одном, то о другом; | |
– | – | подавленное состояние духа, безразличие, пустота, лень; | |
– | – | участвовали в спортивных состязаниях с азартом, со страстным желанием непременно победить; | |
– | – | смотрим футбол, хоккей и другие спортивные игры, «болеем за своих», аж «дух захватывает»; | |
– | – | любим животных больше, чем людей: кормим птиц, бездомных собак и кошек, держим дома животных и ласкаем их, а людей, бывает, ненавидим; | |
– | – | желание никого не видеть, уединиться, закрыться в комнате и никого не слышать – мрачно на душе; | |
– | – | «заполняли» свободное время чтением газет, журналов, пустых книжек и пр.; | |
– | – | играли в карты и держали карты дома; | |
– | – | «убивали» время у телевизора на развлекательные программы, сериалы и пр. – наполняли душу разнообразной греховной отравой; | |
– | – | спим больше необходимого, сколько хочется; | |
– | – | переменчивость нрава (то уныние и слёзы, то весёлость и смех); | |
– | – | празднословие (бесполезные пустые разговоры ни о чём), многословие, болтливость; | |
– | – | излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода расслаблением; | |
– | – | бессмысленное хождение с места на место; | |
– | – | хождение по магазинам, знакомым, родственникам – от «нечего делать»; | |
– | – | опаздывали на богослужения без уважительной причины, толкались, ходили, разговаривали во время службы; | |
– | – | невнимательность, рассеянность в храме во время службы, неспособность оторваться от пустых воспоминаний, мыслей о земном; | |
– | – | ленимся пойти в храм, даже если в этот день не работаем: хочется отдохнуть, расслабиться; | |
– | – | пост исполняем только телесный (внешний), не следим за своим внутренним состоянием, продолжаем грешить мыслями и чувствами сердечными; | |
– | – | оставление своих основных обязанностей ради исполнения второстепенных и не входящих в круг наших (чужие дела бывают при этом интереснее, а свои надоели – они кажутся самыми скучными и тяжелыми, вызывая уныние и нежелание терпеливо и спокойно исполнять свои обязанности); | |
– | – | не переносим однообразную и малоинтересную работу, спешим поскорее её закончить, зачастую некачественно и небрежно; | |
– | – | мысленный спор (пререкание) с отсутствующим человеком, доказывание в мыслях оппоненту своей правоты; | |
– | – | праздное любопытство (чтение чужих писем, подслушивание разговоров; «проверка» чужих ящиков, шкафов и карманов; влезаем в разговоры; отвечаем, когда не спрашивали; с надоедливостью расспрашиваем, интересуемся бесполезным и не касающимся нас, прислушиваемся к чужим разговорам, собираем слухи; | |
– | – | весёлость, беспечность, распевание песенок, насвистывание, заполнение «свободного» времени всякой суетой; | |
– | – | пристрастие к путешествиям, желание чего-то нового, увлекательного – внешнее привлекает больше, чем вера и покаяние; | |
– | – | в свободное время выбираем физический труд, но не духовное чтение или молитву – духовные занятия утомляют, неинтересны; | |
– | – | небрежность во внешнем виде. | |
ТЩЕСЛАВИЕ | |||
– | – | рисковали жизнью ради того, чтобы прославиться среди людей; | |
– | – | отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе; | |
– | – | одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников; | |
– | – | согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»; | |
– | – | приступали к Церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно); | |
– | – | стыдились отстаивать Истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал); | |
– | – | стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи; | |
– | – | наслаждение собою, своим мнимо-духовным состоянием; | |
– | – | пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтоб получить их внимание и расположение; | |
– | – | приписываем своим заслугам блага, получаемые от Бога (говорим: «я сделал…», «я вырастил…», «я приобрел…», «я преуспел…» и пр.); | |
– | – | желание похвалы от людей и поиск авторитета - хотим, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремимся быть впереди; | |
– | – | искание славы человеческой, земных почестей, должностей и званий; | |
– | – | специально чем-нибудь обращали на себя внимание окружающих; | |
– | – | смакование своих достоинств, невидение собственных недостатков; | |
– | – | хвастовство, приукрашивание речи, преувеличение для большей убедительности; | |
– | – | обретение знаний, опыта, мастерства не ради того, чтобы
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 1309; |
Генерация страницы за: 0.008 сек.