РЕРИХ, ЙОГА, ХЕЙЕРДАЛ
Восток, Океания, древние цивилизации, йогические учения увлекли Сашу, когда я уже уехал из Ленинград в Сибирь. Так что проследить этапы и обозначить вехи его научных изысканий я не могу. Знаю только, что сам Тур Хейердал написал Кнорозову и Саше благодарственное письмо, назвав их «почетными участниками моей экспедиции», отметив их вклад в исследования материалов, добытых руководимой им Норвежской археологической экспедицией. У меня в Фотолетописи есть снимок, где Саня снят со Святославом Рерихом, приезжавшим в СССР. Они тогда вдвоем пытались добиться от ленинградского Романова, члена Политбюро ЦК КПСС, возрождения разграбленного при Советах Музея буддизма, из которого кто-то умудрился спереть даже 12-метровую статую Будды… Впрочем, это были уже 70-е годы, а в конце 50-х, о коих идет речь, Александр Кондратов еще только-только начинал свою невероятно странную биографию, на страницах которой намешано столько несовместимого, что просто оторопь берет.
Потому нарублю её, как мясник тушу, разделочными кусками. Первый, продолжающий тему Сашкиной учености, касается уже не столько науки классической, сколько пограничной с ней области паранаук. Занятия хатха-йогой, воплощаемой в физическом совершенстве, сделали моего брата легендарной личностью. Оставшись после окончания в своем институте преподавателем английского, Саша однажды прочитал студентам лекцию о йоге, стоя на голове. Видимо, для пущей убедительности. Впрочем, в асанах йоги он достиг подлинных чудес, завязывая ноги на своей шее, превращая живот во вращающийся валик, скручиваясь в колесо..
И не только йогой он овладел. В молодежной эстонской газете был напечатан репортаж об удивительном ученом Александре Кондратове, который, лежа в одних плавках на льду возле полыньи, что-то спокойно читал и писал, поскольку заставил себя понизить температуру своего тела и сделал его малочувствительным к холоду.
Да всякое о нем рассказывали… И протыкать мог кожу руки бескровно, и замедлять частоту пульса, и телепатически чувствовать других людей. Когда в начале 60-х он приезжал ко мне в Куйбышев, мы убедились в этом его даре. На редакционной пирушке по случаю 7 ноября он повторял с нами номер знаменитого Вольфа Мессинга: брал кого-то за запястье и, ведя его по квартире, заставлял привести к спрятанному в его отсутствие предмету. Таким предметом, в частности, оказался пистолет ТТ, спрятанный в туалете мужем нашей корректорши Нины Л., который, как оказалось, служил в КГБ.
Ничего особенного, да?.. У человека, чью руку держат, пульс неровный, и чуткий фокусник это ощущает. Что ж, предположим... Но уже в редакции мы провели с Сашкой другой, уже бесконтактный опыт по угадыванию задуманной нами строки в газете. Медиумом был я, и роль моя была в том, чтобы внутренне сопротивляться, когда скользящие по газетному листу Сашкины пальцы удалялись от нужной строчки, и расслабляться, когда они к ней приближались. Арбитрами были сразу человек десять, Саша меня не касался совсем, с закрытыми глазами медленно гладил кончиками пальцев газетные колонки. И всякий раз указывал правильно!.. Чудеса, да и только! Мы их объяснили тогда просто: дескать, родные братья настроены как бы на одну волну. Но речи о жульничестве быть не могло. Да и мне было интересно проверить Сашкины способности.
Видимо, это и имел в виду Сергей Довлатов, написав об Александре Кондратове как о «гении в цирковом искусстве». Нет, Саша не был ни фокусником, ни циркачом тем более. И занятия йогой для него были не только способом достижения физического совершенства. О философии Большой Йоги, раджа-йоги, он намеревался написать докторскую диссертацию. Всё начинал да откладывал, да так и не успел написать эту свою монографию. Хотя в научной печати публиковались на английском его авторизованные переводы работ Т.Хейердала, И.Дж.Гольба, с санскрита переведены трактаты по хатха-йоге.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 938;