ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ
Государства, созданные хеттами (индоевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного происхождения), существовали недолго, но их творчество отразилось в искусстве последующих эпох. Художественное видение окружающего мира хеттов и хурритов было во многом сходным: памятники хеттского и хурритского искусства поражают суровостью и особой внутренней энергией.
Хеттское царство, возникшее в XVIII в. до н. э., достигло расцвета к XIV—XIII вв. Военная мощь позволяла ему конкурировать с Египтом
и Ассирией. Однако в конце XII в, до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён — так называемых «народов моря». Основная территория Хеттского царства — полуостров Малая Азия — представляет собой обширную горную котловину. Вероятно, горы для хеттов были чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их религиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным.
Большинство памятников хеттского искусства известно по раскопкам их столицы — Хаттусы (ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хетты возводили из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские сооружения обычно асимметричны, перекрытия у них плоские, в качестве опор использовались не колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как правило, оформлялась большими каменными плитами — ортоста'тами, украшенными рельефами.
Бережное, исполненное религиозного трепета отношение хеттов к камню определило главные черты
хеттской скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором острее, чем в статуе, чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожалуй, самое замечательное в искусстве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписывались в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеобразную «естественную архитектуру». В трёх километрах от Хаттусы было открыто горное святилище, названное Язылы-Кая (Расписные Скалы). Это два связанных друг с другом ущелья; на их гигантских «стенах»-скалах расположены рельефы со сценами торжественного шествия богов. Процессии богов в виде воинов в конических шлемах, вооружённых мечами, и богинь в длинных одеяниях движутся навстречу друг другу. В центре композиции изображены фигуры бога грозы Тешуба и его супруги — богини Хебат.
Не только хетты создавали святилища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились превратить окружающий мир в грандиозный храм. Но из-за монументального размаха и суровой простоты скульптурных изображений именно святилище Язылы-Кая производит особенно сильное впечатление.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1713;