БИОСФЕРА. НООСФЕРА. ЧЕЛОВЕК
Ж |
изнь («живая природа») как особое, очень сложное природное явление, проявляя себя в многообразии форм, оказывает на окружающий мир разнообразное воздействие и коренным образом преображает его.
В естествознании изучение феномена жизни в его тесной взаимосвязи с окружающей природной средой получило название учения о биосфере.
9.1. Биосфера. Учение в.И. Вернадского о биосфере
Термин «биосфера» впервые был введен в научный оборот в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом (1831—1914), который определил биосферу как совокупность организмов, обитающих на поверхности Земли, жизнедеятельность которых ограничена в пространстве и времени. Таким образом, первоначально термином «биосфера» обозначалась только совокупность живых организмов вне их взаимодействия со средой обитания.
В соответствии с современными представлениями под биосферой традиционно понимается совокупность всех живых организмов и среды их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами.
Два главных компонента биосферы — сами живые организмы и среда их обитания — непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном органическом единстве, образуя целостную динамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема, в свою очередь, состоит из ряда подсистем.
Многообразие живых систем поражает воображение. За время существования жизни на Земле природой «было создано» колоссальное количество различных видов живых организмов (по оценкам разных авторов, от одного до нескольких миллиардов). В настоящее время насчитывается около 1,2 млн видов животных и 0,5 млн видов растений, в то время как минеральных видов неживой материи (по Вернадскому, «косное вещество») насчитывается лишь около 10 тысяч видов.
Особенностью живых организмов является то, что они не существуют обособленно и изолированно. В процессе своей жизнедеятельности они объединяются в различные системы (сообщества), например в популяции — совокупности особей одного вида, длительное время занимающих определенное пространство, имеющих общий генофонд, возможность свободно скрещиваться и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида. В ходе эволюции образовался также другой, качественно новый уровень живых систем — биоценозы, под которыми понимается совокупность растений, животных и микроорганизмов в локальной среде их обитания.
Эволюция жизни постепенно приводит к росту и углублению дифференциации внутри биосферы. Обмениваясь с окружающей средой (неживой природой) веществом и энергией, биоценозы образуют новые системы — биогеоценозы1 или, как их еще называют, «экосистемы»2. Биогеоценозы могут быть разного масштаба — море, озеро, лес, роща и т.д. По сути, биогеоценоз — это естественная модель биосферы в миниатюре, включающая все звенья биотического круговорота: от зеленых растений, создающих органическое вещество, до их потребителей, разлагающих в конечном итоге органическое вещество до минеральных элементов. Иначе говоря, биогеоценоз — это элементарная ячейка биосферы. Таким образом, биосфера представляет собой иерархически построенную целостную суперсистему, которая включает следующие уровни жизни: особь, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Каждый из этих уровней обладает относительной независимостью, что обеспечивает возможность устойчивости и эволюции биосферы.
Комплексным изучением проблем биосферы всерьез начали заниматься только в начале XX в. Одним из первых учение о биосфере разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (труды «Биосфера» (1926), «Биогеохимические очерки», «Химическое строение биосферы Земли» и др.). В отличие от предшествующих исследователей природы, В.И. Вернадский не ограничивал понятие биосферы только «живым веществом*, под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В состав биосферы он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные живыми организмами за время существования жизни на Земле.
Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования «живого вещества». По мнению В.И. Вернадского, живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом, а «живое вещество» есть совокупность организмов, участ-
1 Термин введен академиком В.Н. Сукачевым (1940).
2 Термин введен английским ботаником А. Тенсли (1935).
вующих в разнообразных геохимических процессах. В своих представлениях о «живом веществе» В.И. Вернадский исходил из того, что в процессе жизнедеятельности организмы получают из окружающей среды необходимые химические элементы, из которых строятся их тела, и после смерти или в процессе жизни возвращают их в ту же самую среду. Таким образом, и «живое», и «косное вещество» находятся в непрерывном тесном взаимодействии, обеспечивая бесконечный круговорот химических элементов. При этом «живое вещество» служит основным системообразующим фактором, объединяющим биосферу в единое целое. Согласно В.И. Вернадскому, живые организмы — это та геохимическая сила, которая играет главную роль в формировании облика нашей планеты.
Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы постоянно совершенствуются. Происходит непрерывное размножение соответствующих систем жизни, включая биоценозы. Последние, в свою очередь, неизбежно взаимодействуют между собой, что в конечном счете уравновешивает живые системы различного уровня организации. В результате достигается динамическое равновесие (гармония) суперсистемы, именуемой биосферой.
Современное естествознание в ходе изучения биоценозов и биосферы в целом вводит понятие коэволюции, означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости и системной целостности биосферы. Идея коэволюции является новой перспективной идеей естественных и социальных наук. Ведь в приспособлении друг к другу (как в природе, так и в обществе) решающую роль играет не борьба за существование, не уничтожение, а взаимопомощь, согласованность, своеобразное «сотрудничество» различных видов, в том числе и не связанных между собой генетическими узами.
Развитие биосферы сопровождается усилением взаимодействия между живыми организмами и средой. Эволюция всех систем биосферы идет по пути интеграции, т.е. усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого компонентов биосферы. Процесс интеграции В.И. Вернадский считал очень важной, сущностной характеристикой биосферы. «Живое вещество», когда-то оказывавшее лишь локальное влияние, в процессе длительного развития распространилось повсеместно, включая песчаные пустыни Азии и Африки и ледяные просторы Арктики и Антарктики, и постепенно стало фактором планетарного масштаба. Существование жизни на Земле коренным образом изменило и преобразило облик нашей планеты и такие его важные составляющие, как ландшафт и климат Земли.
9.2. человек и биосфера
Человек, вне всякого сомнения, является частью биосферы. Его связи с биосферой многочисленны и многофункциональны. Однако его появление как вида Homo sapiens (человека разумного) качественным образом изменило облик биосферы. Переход человека от простого биологического приспособления к условиям среды обитания, присущего всем без исключения живым организмам, к целенаправленному изменению окружающей природной среды обусловил то, что антропогенная деятельность превратилась в основной фактор, определяющий направления эволюции биосферы.
Миллионы лет тому назад, на заре существования человека, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия других приматов. И только много позднее его влияние на биосферу и протекающие в ней процессы стало качественно другим, все более существенным. Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органического и неорганического мира. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.
Последствия появления человека в биосфере как существа, обладающего разумом, достаточно многообразны и неоднозначны. С одной стороны, используя для удовлетворения своих потребностей десятки и сотни тысяч видов диких живых организмов, человек одомашнил или вывел огромное количество пород животных и сортов культурных растений. Таким образом, было значительно увеличено разнообразие органических форм в биосфере. С другой стороны, отнюдь не меньшее число видов растений и животных человек сознательно или случайно уничтожил.
Во взаимодействии с человеком биосфера не остается нейтральной. Если геосфера Земли в целом относительно пассивно реагирует на его вмешательство, то живые организмы, напротив, или весьма активно приспосабливаются к новым условиям существования и присутствию в природе человека, или навсегда исчезают1. Например, многократно возросла устойчивость и невосприимчивость многих насекомых и грызунов к ядам, применяемым человеком. Появляются мутированные, или генетически измененные, виды живых организмов и популяции, вполне приспособленные к обитанию в техногенной и сильно загрязненной среде обитания. Многие виды животных активно меняют формы своего поведения, приспо-
1 Следует отметить, что о пассивности геосферы можно говорить в известной мере условно. Многие современные природные катаклизмы — это активная, хотя и несколько отсроченная во времени, ответная реакция на антропогенное вмешательство.
сабливаясь обитать по соседству с человеком (в частности, птицы, мелкие животные).
Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, строит свои взаимоотношения с природой на основе совершенно иных принципов, чем другие живые организмы. «Живое вещество», преобразуя «косное» и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Человек же выступает как особая автономная целостность внутри биосферы. Если при формировании биосферы все биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обмена веществом и энергией, то человек, создавая множество новых искусственных предметов, в первую очередь осуществляет овеществление природы. В результате, качественно преобразуя биосферу с помощью орудий труда, он создает техносферу.
Однако далеко не все созданное человеком существует в гармонии с окружающим миром. Если живые организмы, выведенные человеком в процессе селекционной деятельности, в большинстве своем еще так или иначе вписываются в общую систему природы, то этого порой нельзя сказать о предметах, созданных человеком: зданиях, сооружениях, техногенных ландшафтах. Кроме того, рост материального производства приводит к истощению энергетических ресурсов. Бесконтрольное использование полезных ископаемых и истребление живых организмов, стремительное загрязнение окружающей среды, смертоносные изобретения (ядерное, водородное, технотронное оружие) ставят на грань катастрофы не только само существование человека как биологического вида, но и жизни как таковой.
9.3. Система «природа — биосфера — человек»
□ влияние природы на человека, географическая среда
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю техническую мощь и независимость, остается составной частью биосферы. Человеческое общество неразрывно с ней связано многочисленными узами, а потому не в состоянии существовать и развиваться вне природы.
Зависимость человека от окружающей природной среды особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства, в первую очередь полезные ископаемые, служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом. Поэтому, даже «выйдя из природы», человечество не в состоянии поддерживать жизнедеятельность без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы»,
а следовательно, и без природы как средства к существованию. Природа — это условие и естественная основа жизнедеятельности и отдельного человека, и общества в целом. Вне природы или использования предметов, созданных на основе природных ресурсов, человек существовать не может.
Наиболее тесно человек связан с такими элементами биосферы, как географическая и окружающая среда.
Географической средой называется та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизнедеятельности человека, прежде всего в его производственную деятельность. Географическая среда оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека и в первую очередь на развитие материального производства. Многообразие природы явилось естественной основой разделения труда (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или иных отраслей производства.
Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа весьма различно и обусловлено наличием или отсутствием полезных ископаемых, благоприятных природных условий для сельскохозяйственного производства. Данное различие было особенно чувствительным для человека на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный процент по сравнению с их прямым использованием в готовом виде.
В период невысокого уровня развития общества неблагоприятные природные условия существенно его тормозили. Не случайно древние цивилизации первоначально возникли именно в наиболее комфортных для человеческого вида условиях — в южных, близких к экватору странах (на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д.). Благоприятный климат требовал значительно меньших затрат труда на строительство жилищ, изготовление одежды и производство продуктов. В южных широтах открывались большие возможности для дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочного продукта, появления культуры.
Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества главным образом на ранних ступенях развития человеческого общества. В дальнейшем же благоприятные климатические условия как положительный фактор в развитии общества парадоксальным образом превратился в отрицательный, ибо отсутствовал стимул для активного последующего развития производства и общества. В этом не было естественной необходимости и настоятельной потребности. Не случайно активная прежде история народов южных регионов как бы замораживается в Средневековье.
Поскольку человек получал все необходимые ему средства к существованию в готовом виде из природы, он не имел стимулов для совершенствования производства, а следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных благоприятных природных условий для развития производства, но также и их недостаток является фактором, способствующим развитию общества. В этом проявляется взаимодействие составляющих системы «природа — биосфера — человек». Практика показала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее благоприятным фактором развития человека.
□ Географический детерминизм, геополитика
Степень воздействия природы на общество и зависимость человека от нее столь велики, что осознание этого факта послужило основой для появления нового направления в науке — географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества решающим образом определяется влиянием на него различных географических (природных) факторов. Дань этому направлению отдавали многие мыслители, в частности Платон (428-347 до н. э.), Аристотель, Г. Боклъ (1821-1862), Л.И. Мечников (1838-1888), К. Риттер (1779-1859) и др.
Так, Ш. Монтескье (1689—1755), Ж. Реклю, Г. Бокль считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, потребляемой пищей. В связи с этим характерно следующее высказывание французского писателя и ученого Ш. Монтескье: «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны как юноши»1. Английский ученый Г. Бокль объяснял наличие рабства в Индии жарким климатом, влияющим на психику индусов. Отсюда и его активная пропаганда необходимости и полезности колониализма (помощи) просвещенных государств (метрополий) для развития отсталых южных стран (колоний).
Разумеется, в подобной прямолинейности Г. Бокля и его сторонников немало преувеличенного, а то и политически заказного, поскольку Индия в то время была колонией Великобритании. Однако есть в этих характеристиках и немало метких наблюдений об очевидном влиянии природы и ее компонентов (например, климата) на поведение отдельных людей, этнических групп и целых народов. Внимательно анализируя историю развития различных стран и этнические особенности населяющих их народов, нельзя не отметить их существенной зависимости от тех или иных природных условий.
Монтескье Ш. Избранные сочинения. — М.: Политиздат, 1955. — С. 350.
8 Концепции современного естествознания 225
Поэтому разумный учет влияния географического фактора на формирование этнических особенностей и развитие народов не будет лишним. Он позволяет обществу более осознанно оценивать свои особенности и возможности, а следовательно, более эффективно строить свою политику и деятельность. Но совсем другое дело — возведение географического влияния в абсолют. Крайности в науке, как и в любом деле, только вредят. Как говорили древние: «Est modus in rebus!» («Всему есть предел!»).
В отличие от слишком категоричных выводов Г. Бокля и Ш. Монтескье, интересной и оригинальной является океаническая концепция Л.И. Мечникова. В работе «Цивилизация и великие исторические реки» Л.И. Мечников приходит к выводу о том, что развитие человеческого общества определяется в первую очередь последовательным освоением человеком водных ресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций. Первой из них была речная. В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Индии, Египта и Месопотамии. Затем возникла средиземноморская цивилизация, позволившая людям овладеть уже морскими пространствами и перемещаться с континента на континент. И, наконец, с открытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой, океанической, цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможной спорности данной теории Л.И. Мечникова в ней, в отличие от некоторых других социально-политических доктрин развития общества, не находится места для насилия, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Его идеи носят гуманистический, общечеловеческий характер.
Оригинальный русский мыслитель Л.Н. Гумилев (1912—1992) — сын знаменитых русских поэтов А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева, активно занимавшийся изучением проблемы этногенеза (происхождения народов), усматривал прямую зависимость этногенеза от географической среды. Идеи Л.Н. Гумилева сводились к следующему. Поскольку географическая среда является фрагментом биосферы Земли, а она, в свою очередь, входит в состав Солнечной системы — участка Галактики, то человек и общество закономерно являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом). Этому посвящена известная работа ученого «Этногенез и биосфера Земли».
Л.Н. Гумилев много работал над концепцией пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов (народов) зависит от многих природных, в том числе и космических, факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Развитие этносов в значительной степени определяется пассионарным толчком, который, кроме того, обеспечивает и возник-
\ |
новение новых этносов. Огромную роль в создании этносов играют особые люди — пассионарии, обладающие сверхизбыточной энергией, направляемой в любую сферу человеческой деятельности, а также непреодолимым стремлением к намеченной цели. Именно активностью и кипучей деятельностью пассионариев объясняются, по мнению ученого, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность, в свою очередь, тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (в частности, с излучением Солнца). Изменение природных условий, их неблагоприятное воздействие на общество приводят к исчезновению пассионариев, следствием чего является деградация этносов.
Можно по-разному оценивать теории, относящиеся к географическому детерминизму, но очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли природной среды в развитии человека и человеческого общества.
В то же время неумолимая и неподкупная практика, традиционно используемая в качестве основного критерия истинности любых теорий, свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, о возможности человека самому творить свою судьбу, несмотря на превратности климата и любые другие природные катаклизмы.
Отметим, что сторонники географического детерминизма в целом мирно пропагандировали свои идеи. Постулаты же геополитики — теорий, опирающихся на выводы географического детерминизма о значительной роли природных факторов в развитии общества, иногда могут носить весьма агрессивный характер. Основы геополитики в начале XX в. активно разрабатывали ученые Западной Европы, в частности немецкий географ и этнограф Ф. Ратцель (1844—1904) и шведский политолог Р. Челлен (1864—1922), автор термина «геополитика» (1916). Согласно этой теории политика государств (в первую очередь внешняя) во многом определяется различными географическими факторами (пространственным положением, климатом, природными ресурсами, темпом роста населения и т.п.).
Сторонниками геополитики история человеческого общества толкуется как постоянная борьба государств между собой. Подобно биологическим организмам страны воюют «за жизненное пространство» (Ф. Ратцель). Это положение геополитики послужило теоретическим оправданием и обоснованием внешней агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля и других государств, якобы боровшихся за жизненное пространство из-за мнимого перенаселения. Этим же геофактором пытаются объяснить надуманный «антагонизм» между морскими державами Запада и континентальными
в- 227
странами Востока, между передовым индустриальным Севером и отсталым аграрным Югом. Печальные последствия геополитических установок, примененных на практике, хорошо известны.
□ Окружающая среда и ее компоненты
В последнее время наряду с понятием географической среды в научный обиход также вошло понятие «окружающая природная среда» (или просто «окружающая среда»). Понятие окружающей среды является более широким1. Под ней следует понимать условия существования человека и других живых организмов, включая природные и социально-экономические факторы. К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия».
Помимо поверхности Земли и ее недр окружающая среда включает в себя часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие — естественную и искусственную среды обитания.
Естественная среда обитания включает неживую и живую части природы — геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом. Однако в ходе своей эволюции человек постепенно и с нарастающей интенсивностью осваивает естественную среду обитания. Первоначально это было простое потребление естественных богатств (диких плодов, растений и животных). Затем человек начал использовать и естественные источники средств жизни (полезные ископаемые, энергетические источники), преобразуя их в ходе практической деятельности в предметы труда.
Для человека положительные моменты потребления, освоения и преобразования природных ресурсов как составных элементов естественной среды обитания неоспоримы. В результате этой деятельности человек смог не только выжить как биологический вид, но и приобрести то, что принципиально отличает его от других живых существ, — способность производить орудия труда, создавать и накапливать материальную и духовную культуру, целенаправленно преобразовывать окружающую среду.
Однако человек в ходе эволюции не остановился лишь на использовании в непосредственном или преобразованном виде материалов, позаимствованных у природы. Человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать нечто свое, новое, искусственное, чего не было до сих пор в природе. В ходе челове-
1 В определения географической и окружающей среды в качестве составляющей
входит термин «природа». Под природой обычно понимают весь мир во всем
многообразии его форм. |
ческой деятельности и эволюции он создал искусственную среду обитания — все то, что специально создано человеком: разнообразие материальных объектов, преобразованные ландшафты, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания растения и животные.
С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастает. Попробуйте сегодня представить себе хоть на минуту человеческое общество без крупных городов, асфальтовых дорог, промышленных предприятий, высотных домов, современных автомобилей, разнообразнейшей бытовой техники и т.д. Все это создано самим человеком, является творением его рук и разума.
□ Влияние человека на природу, техносфера
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны, и темпы ее развития увеличиваются в геометрической прогрессии. В наши дни техномасса (вес всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых организмов), соответственно 1013 и 1012 т/год. Это тревожный сигнал о необходимости вдумчивого отношения к балансу составляющих системы «природа — биосфера — человек».
Уровень антропогенного воздействия на окружающую среду во многом определяется степенью технической вооруженности общества. Она была незначительной на начальных этапах его развития. Однако в дальнейшем, с ростом производительных сил, ситуация начала кардинальным образом меняться. XX век — век научно-технического прогресса, будучи связанным с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, колоссально увеличил масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.
Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не только в прикладном, но и в глубоком теоретическом осмыслении. Техника уже не является для человека только вспомогательной силой. Все больше проявляется ее автономность (автоматические линии, роботы, межпланетные станции, сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы). Техника стала прямым и весьма успешным конкурентом человека за первенство в сфере разума (шахматные матчи между компьютером и человеком).
Понятие «совокупность техники и технических систем» начинает обретать право на существование в науке. По аналогии с «живым веществом», составляющим основу биосферы, мы можем говорить о техновеществе как совокупности всех существующих технических устройств и систем (своеобразных техноценозов).
Структура техновещества рассматривается сегодня с разных точек зрения. Так, в одном случае классификация его структуры про-
изводится точно по аналогии со структурой и взаимодействием составляющих «живого вещества» (Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев). В состав техновещества включают:
1) технические устройства, добывающие полезные ископаемые и
вырабатывающие энергию, подобно зеленым растениям биосферы;
2) технический блок по переработке полученного сырья и про
изводству средств производства;
3) технику, производящую средства потребления;
4) технические системы по передаче, использованию и хране
нию средств информации.
В особый блок выделяют автономные многофункциональные системы (роботы, автоматические межпланетные станции и др.). В последнее время появляются также техносистемы по переработке и утилизации отходов, включенные в непрерывный цикл безотходных технологий. Это своего рода «технические санитары», действующие аналогично биологическим, природным подсистемам. Таким образом, структура техновещества как совокупности отдельных технических устройств и целых подсистем-техноценозов в определенной степени воспроизводит аналогичную организацию естественных природных живых систем.
Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагает швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три крупнейшие отрасли:
1) первичную — добычу природных ресурсов;
2) вторичную — обработку добытой продукции;
3) третичную — обслуживание производства (наука и управление).
По силе своего воздействия на планету техновещество, организованное в систему техноценозов, уже в состоянии как минимум на равных спорить с «живым веществом». Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и последствий их влияния на биосферу.
В результате преобразования человеком естественной среды обитания в настоящее время можно говорить о реальном существовании ее нового состояния — о техносфере.
Техносфера есть совокупность технических устройств и систем, включая техническую деятельность человека.
Ее структура достаточно сложна, так как включает в себя техногенное вещество, технические системы, «живое вещество», верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и уже охватывает околоземный космос.
Современному человеку нет смысла подробно рассказывать о роли и значении техносферы в жизни общества и природы. Чело-
век, создавая техносферу, все больше преобразует природу, изменяет прежние и создает новые ландшафты, активно влияет на все сферы и оболочки Земли и в первую очередь на биосферу.
Отмечая важнейшее значение техники в жизни человека, нельзя не остановиться на проблеме гуманизации техносферы. До последнего времени наука и техника бьши нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Техногенные ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа — реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это также является следствием недостаточного взаимодействия естественных и общественных наук в осмыслении данной проблемы.
□ ноосфера. Учение в.и. Вернадского о ноосфере
Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия антропогенной деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин «ноосфера» (от греч. noos — разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый (палеонтолог, антрополог и математик) Э. Леруа (1870—1954). Вместе с П. Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, вне-биосферную оболочку мысли, окружающую Землю.
Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия «ноосфера» другие термины: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «со-циосфера» или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием ноосферы имеется определенная смысловая разница.
Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию.
Учение о ноосфере было сформулировано в трудах одного из основателей данной теории В.И. Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 1930-х гг. после детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах:
1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;
2) как область активного проявления научной мысли;
3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.
Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то,
что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть качественно иная, высшая стадия развития биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне развития техники (для этого достаточно понятия техносферы). Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда его преобразующая деятельность будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с интересами природы.
В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
В структуре ноосферы в качестве составляющих ее элементов можно выделить: человечество, общественные системы, системы научных знаний, совокупность техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех элементов структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
Рассматривая эволюционное развитие мира, его переход в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. П. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, «то есть в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания возникающих трудностей во взаимоотношениях между человеком и природой.
У В.И. Вернадского иной подход. В его учении о биосфере «живое вещество» преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека увеличивается, и на определенном этапе человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Поэтому стержневой идеей учения Вернадского о ноосфере является утверждение, что человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты (за созданную цивилизацию). Осознание этой ответственности необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей, а потому человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Только тогда постепенно биосфера будет преобразована в нвесферу и ее развитие приобретет направленный характер.
В этом и заключается непростой характер эволюции биосферы, появления ноосферы, определения роли и места в них человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. Но даже спустя несколько десятилетий после смерти В.И. Вернадского говорить об устойчивой разумной деятельности человека, т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы, пока нет достаточных оснований. И так будет, по крайне мере, до тех пор, пока не будут решены глобальные проблемы планеты, в том числе экологические. О ноосфере правильнее говорить как о некоем идеале, к которому следует стремиться человечеству.
□ Биосфера и космос
Говоря о взаимодействии человека и природы, мы оперировали в масштабах лишь одной планеты — Земли. Однако разнообразное взаимодействие между космосом, с одной стороны, и живой природой и человеком — с другой, также имеет место.
Благодаря взаимосвязи всего существующего, космос оказывает активное влияние на различные процессы, обусловленные существованием жизни на Земле. В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и на космическое влияние. Так, очевидно, что без космических светил (в частности, без Солнца) жизнь на Земле просто не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах, определяющих границы существования биосферы.
Более радикально относительно роли космоса в появлении жизни на Земле высказывался шведский ученый, лауреат Нобелевской премии С. Аррениус (1859—1927). По его мнению, вполне вероятен занос жизни на Землю из космоса в виде спор или бактерий с помощью космической пыли под воздействием силы солнечного давления. Космическое происхождение жизни не исключал и В.И. Вернадский. В связи с этим интересно упомянуть об одной сенсационной находке ученых. В 1996 г. в Антарктиде был найден метеорит «Мурчессон». В составе метеоритного вещества ученые обнаружили бактерии (аналоги сине-зеленых водорослей), возраст которых составляет 4,6 млрд лет, в то время как возникновение жизни на Земле датируется сроком 3,5 млрд лет.
Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например, влияние Луны на морские приливы и отливы, воздействие солнечных затмений) люди подметили еще в древности. Однако многие века влияние космоса и его связь с Землей оценивались как несущественные, на уровне научных гипотез и догадок или вообще ставились вне рамок науки. Во многом это было обусловлено огра-
ничейными возможностями человека, недостаточностью научной базы и инструментария. В XX в. знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. В этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь представителей русского космизма, таких, как Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.
Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, в первую очередь Солнца, на жизнь и ее проявления во многом удалось русскому исследователю, выдающемуся ученому-энциклопедисту А.Л. Чижевскому (1897—1964). Еще будучи юно-•гг -¥.' Г:^, шей, он одним из первых доказал огромную роль ■*.~;: солнечных процессов в жизни Земли. Об этом jj» красноречиво свидетельствуют и названия его работ: «Физические факторы исторического процесса», «Земное эхо солнечных бурь» и др. - а* ^ ^^ г' 18-летний А.Л. Чижевский, само-■§* забвенно изучавший астрономию, химию и фи-•J» зику, обратил внимание на синхронность образования солнечных пятен и одновременную А.Л. Чижевскийактивизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил сделать данное исследование строго научным и доказательным.
Ученые давно обратили внимание на проявления активности Солнца (возникающие пятна, факелы на поверхности, протуберанцы). Эта активность, в свою очередь, оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. А.Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу о существенном влиянии Солнца (особенно его активности) на биологические и социальные процессы на Земле1.
Смысл концепции А.Л. Чижевского состоял в том, что на богатом фактическом материале доказывалось существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К.Э. Циолковский так оценил труд своего молодого коллеги: «Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая, таким образом, новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает
интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа»1.
Лишь через много лет высказанные А.Л. Чижевским мысли и сделанные выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены на практике.
Многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей от периодических циклов активности Солнца. Прогнозы так называемых «неблагоприятных дней» для здоровья — обычное дело в наши дни. Однако мало кто знает, что впервые открыл существование этих циклов и доказал их влияние на людей наш соотечественник А.Л. Чижевский.
Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце в силу единства человека и космоса могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе правительств многих стран стоят немолодые люди. Существующие на Земле и в космосе ритмы, конечно же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим последствиям как для народов своих стран, так и для всего человечества, тем более в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием массового уничтожения.
Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце влияет не только на биологические, но и на социальные процессы на Земле. Социальные конфликты, постоянно происходящие на Земле (войны, бунты, революции), по убеждению А.Л. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего светила. По его расчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социальных проявлений в обществе (примерно 5%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%.
Многие идеи А.Л. Чижевского нашли применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимное влияние.
Оригинальными были космические идеи первого представителя русского космизма Н.Ф. Федорова (1829—1903). Он возлагал очень большие надежды на будущее развитие науки. Именно наука, по мнению мыслителя, поможет человеку сначала существенно продлить его жизнь, а в перспективе — сделать бессмертным. Расселение людей на другие планеты из-за будущего перенаселения станет
1 Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924 (репринт, изд. 1994).
1 Коммуна. — Калуга. — 1924. — 4 апреля.
необходимой реальностью. Космос для Федорова — бескрайнее поле для человеческой деятельности. Н.Ф. Федоров в середине XIX в. предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. По мнению мыслителя, для этого нужно будет овладеть электромагнитной энергией земного шара. Это позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос. В перспективе, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.
К.Э. Циолковский |
Идеи Н.Ф. Федорова о расселении людей на другие планеты активно развивал гениальный ученый, основоположник теории ракетостроения К.Э. Циолковский (1857—1935). Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. «После каждой смерти получается одно и то же — рассеяние... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени...»1. Здесь мыслитель весьма близок к индусским учениям о переселении душ и к идеям Демокрита.
На основании этой диалектической в своей основе идеи о всеобщности жизни, везде и всегда существующей посредством перемещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытается построить целостный каркас своей «космической философии».
Ученый был убежден, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. В качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным того обстоятельства, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» На основании относительной, по сравнению с другими планетами, молодости Земли им делается вывод о том, что на других, «старших планетах жизнь гораздо более совершенна»2. Более того, она активно влияет на другие уровни жизни, включая земную.
1 Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. — Тула: Приокское книжное изд-во, 1986. - С. 380, 381. 2 Там же. С. 378, 379. |
В своей философской этике К.Э. Циолковский сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, он видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство, по мнению
мыслителя, населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могуществу достигли высшей степени и опередили все другие планеты. «Совершенные» существа, пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошлое и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах, в том числе избавлять их население от мук развития.
Технологию этой «гуманитарной» помощи Циолковский представляет следующим образом. «Совершенный мир» берет все заботы на себя. На других, более низких по уровню развития планетах им поддерживается и поощряется «только хорошее». «Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправляется. Каким путем? Да путем подбора: плохое, или уклонившееся к дурному, оставляется без потомства... Могущество совершенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи!.. Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безболезненно уничтожается...»1.
К счастью, люди с планеты Земля, попадают, по Циолковскому, в разряд «подающих надежду» приблизиться в перспективе в своем развитии к совершенным существам Вселенной. Поэтому им не грозит селекционная работа космического разума в виде уничтожения (избавления от мук).
К.Э. Циолковский наиболее глубоко из современников изучал и освещал философские проблемы освоения космоса. Он полагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая роль. Она относится к более поздним планетам, «подающим надежду». Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на самостоятельное развитие и мучения.
В ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса: сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.
Нравственная, космическая задача Земли — внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира люди смогут, лишь покинув Землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи людям по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается «в переселении с
1 Циолковский К.Э. Указ. соч. С. 378, 379.
Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение раке- I ты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают I некоторые, видя в нем только ученого-ракетостроителя), а лишь способом проникновения в глубины космоса.
Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно усовершенствуют природу человека и его общественную организацию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит существенные | изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное «животное-растение», способное искусственно перерабатывать солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор его воли и независимости от среды обитания. В конце концов, человечество сможет эксплуатировать для своей нужды и пользы все околосолнечное пространство и солнечную энергию. А со временем земное население расселится по всему околосолнечному пространству.
Идеи К.Э. Циолковского о единстве разнообразных миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и самого человека, идея выхода человечества в Космос — все они носят важный мировоззренческий и гуманистический смысл.
Вслед за футуристическими размышлениями К.Э. Циолковского сегодня возникают уже практические проблемы влияния жизни и человека на космос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятность непреднамеренного заноса в космос, в частности на другие планеты, живых организмов. Известно, что ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать экстремальные температурные, радиационные и иные условия существования. Температурная амплитуда существования у некоторых видов одноклеточных достигает 600°С. Как они себя могут повести в иной, неземной, среде и какими окажутся последствия для космоса, предсказать невозможно.
Человек все более активно начинает использовать космос как средство для решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, проведение сварки и т.д. Космические спутники получили признание как средство сбора и передачи разнообразной информации.
9.4. Противоречия в системе
«природа — биосфера — человек»
□ Сущность и источники противоречий
Взаимоотношения природы и общества, биосферы и человека нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил по-
стоянно и стремительно расширяется господство человека над природой, которое в XX в. стало проявлять себя в планетарном масштабе. Во-вторых, благодаря этому постоянно растет уровень противоречий между человеком и природой.
Природа, несмотря на бесчисленное многообразие ее элементов, есть единое целое. В силу данного обстоятельства воздействие человека на ту или иную часть внешне покорной и мирной природы оказывает (даже независимо от его воли и желания) одновременное воздействие и на все другие ее составляющие. Причем результаты ответной реакции плохо поддаются прогнозированию, а зачастую и вообще непредсказуемы. Человек распахивает землю, помогая росту полезных ему растений, но из-за ошибок в земледелии смывается плодородный слой. Вырубка лесов под сельскохозяйственные угодья лишает почву достаточного количества влаги, и в результате поля вскоре делаются бесплодными. Уничтожение хищников снижает сопротивляемость травоядных животных и ухудшает их генофонд. Подобный «черный список» локальных воздействий человека и ответной асимметричной реакции природы бесконечен.
Природа на любое несогласованное с ней воздействие ставит перед человеком все новые и новые, более сложные проблемы. Игнорирование человеком целостного, диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества. Об этом в свое время писал Ф. Энгельс: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых»1.
Не так давно целые поколения бравировали тем, что «диалектику учили не по Гегелю». Серьезные пробелы в уровне культуры, игнорирование людьми закономерностей и особенностей существования живого мира, к сожалению, печальная реальность сегодняшнего дня. Горькими свидетельствами того, как упорно человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить наши реки, обмелевшие после вырубки лесов, засоленные в результате неграмотного орошения и потому непригодные для земледелия поля, высохшие моря (Аральское море) и др. Вовсе не кажется преувеличением высказывание Ж. Дорста, сравнившего человечество на Земле с червяком в плоде.
Особенно опасным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20. — С. 495.
\
в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже планетарный характер и порождают глобальные экологические проблемы.
□ глобальные экологические проблемы человечества
Под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.
Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель (1834—1919). Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только изучением взаимоотношений животных и растений со средой их обитания. Однако, исследуя современные проблемы экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 1970-е гг.), мы фактически говорим о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
В настоящее время экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде (1972) официально констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса.
В XXI столетии налицо уже не локальные (региональные), а глобальные, т.е. всемирные, экологические проблемы. Вот некоторые из них:
1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов рас
тений и животных, на значительных территориях истреблен лесной
покров;
2) стремительно сокращаются имеющиеся запасы полезных ис
копаемых;
3) Мировой океан не только истощается в результате уничтоже
ния живых организмов, но и перестает быть регулятором природ
ных процессов;
4) уровни загрязнения водного и воздушного бассейнов во мно
гих регионах превышают предельно допустимые концентрации, а
чистый воздух становится дефицитом;
5) на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного
метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные
человеком элементы;
6) дает о себе знать парниковый эффект (повышение средней
температуры поверхности Земли), обусловленный неконтролируемы
ми выбросами огромного количества парниковых газов и аэрозолей.
С началом космических полетов экологические проблемы начинают перемещаться и в открытое космическое пространство. Отходы деятельности человека накапливаются уже и в космосе. Их утилизация постепенно становится весьма острой проблемой. Даже на Луне американскими астронавтами были обнаружены многочисленные обломки и остатки от искусственных спутников. В опреде-
ленной мере уже сегодня можно говорить о нарождающейся проблеме космической экологии. Не решена проблема влияния космических полетов на появление крайне опасных озоновых дыр в атмосфере Земли.
Возникла и еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека. Активно воздействуя на природу, продукты жизнедеятельности человека и отходы производства самым отрицательным образом сказываются на здоровье самого человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привело к росту и изменению структуры человеческих заболеваний. Возникают новые болезни, привнесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в организме. В связи с крайне неблагоприятной экологической ситуацией в крупных промышленных городах резко увеличилось число заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к скачку сердечно-сосудистых, нервно-психических и онкологических заболеваний.
Становится совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к источнику определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе и, в конечном счете, к самому себе.
Каковы же пути решения экологических проблем! Прежде всего, следует перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, следует предпринять целенаправленные меры по экологизации производства, как-то: разработка природосберегающих технологий и производств, проведение обязательной экологической экспертизы новых проектов, а в идеале — создание безотходных технологий с замкнутым циклом производства, безвредных как для природы, так и для здоровья самого человека. Необходим неумолимый и жесткий контроль производства продуктов питания, что уже осуществляется во многих высокоразвитых странах.
Постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и человеком — основная задача современной цивилизации. Следует не только брать у природы, но и отдавать ей, восстанавливать и беречь ее, памятуя о том, что вне природы мы не существуем.
Однако ощутимый эффект те или иные меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран в деле спасения природы. Первая попытка такого международного объединения состоялась в начале XX в. Тогда, в ноябре 1913 г., в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качествен-
но новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды, осуществляются различные совместные ' разработки и программы. Активизируется деятельность так называемых «зеленых» (общественных организаций по защите окружающей среды — «Гринпис»). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли. Следует, однако, признать, что из-за различного уровня социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от желаемого и необходимого.
Другим способом улучшения взаимоотношений человека и природы является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических, имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, природного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой.
Не менее проблематичной остается ситуация в России. По прогнозам Российской академии естественных наук, уже к 2025 г. могут быть практически полностью исчерпаны запасы нефти, газа, угля и свинца. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе за счет повышения доли атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, но в то же время максимально безопасных, безвредных и возобновляемых источников энергии. Всемирным энергетическим советом к 2050 г. предусматривается удвоение доли использования мировых возобновляемых источников энергии (с 20 до 40%) в общем производстве энергии.
Весьма важным направлением в решении экологических проблем является формирование в обществе экологического сознания. Обладать экологическим сознанием — значит воспринимать природу как другое живое существо, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны решаться на государственном уровне и проводиться с раннего детства.
С большим трудом, с мучительными ошибками человечество постепенно начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к необходимости гармонии с ней.
9.5. Универсальный эволюционизм
Размышления о будущем цивилизации, о перспективах существования вида Homo sapiens, формирование новой стратегии во взаимоотношениях человека и природы, по мнению ряда ученых, долж-
ны опираться на определенную «картину мира» (общее его видение) с включением в нее и человека.
Существует множество описаний и интерпретаций имеющихся эмпирических данных и соответственно понимаемых картин современного мира. Одна из них носит название универсального эволюционизма (Н.Н. Моисеев (1917—2000), В.А. Кутырев) и основана на «физикалистской картине мира», т.е. основных положениях современной физики и других отраслей естествознания.
В основе универсального эволюционизма лежит понятие суперсистемы. Вся наша Вселенная есть единая суперсистема, состоящая из взаимосвязанных между собой подсистем. Одно из проявлений этих связей — силы гравитации. За исходное начало существования Вселенной принимается некий первоначальный взрыв (как наиболее простой мыслимый акт творения).
Вселенная, по В.И. Вернадскому, непрерывно изменяется. Эволюционирующая система подвержена как влиянию различных законов (физических, химических, дарвиновского отбора и др.), так и действию случайных факторов, особенно при чрезмерных нагрузках. Характерным результатом таких перегрузок является бифуркация — быстрая, коренная перестройка характера развития системы. Отсюда вытекают необратимость эволюции и ее непредсказуемость.
Знание принципов дарвиновского отбора и других законов позволяет человеку планировать свои действия, обеспечивая целенаправленное развитие. Уяснение же механизма бифуркации позволяет избежать непредсказуемых и опасных ситуаций, например глобальных экологических проблем, когда превышение уровня допустимой антропогенной нагрузки на природу может привести к непредсказуемому характеру развития биосферы вплоть до исчезновения человека. Кроме того, в ходе эволюции включается и начинает работать «механизм сборки», то есть процесс изменения функций и возникновения новых свойств системы.
В силу комплекса разнообразных факторов направленность мирового эволюционного процесса характеризуется усложнением организационных структур материи, ведущим к росту их разнообразия. Одновременно происходит снижение степени стабильности систем по мере возрастания их сложности (Н.Н. Моисеев). Так, например, прокариоты — организмы, не обладающие клеточным ядром (бактерии, водоросли), — на протяжении
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3282;