ПОЗНАНИЯ

В

се проблемы, рассматриваемые естествознанием, так или иначе свя­заны с человеком, поскольку именно человек является субъектом и носителем культуры, интегрирует и замыкает на себе все формы и уров­ни организации материи, будучи одновременно существом и биологиче­ским, и социальным, а главное — обладающим разумом, высшим ре­зультатом развития мира. Понимание сущности человека требует ком­плексного подхода, который может быть выработан только на основе совокупности достижений различных наук, входящих в структуру со­временного естествознания.

10.1. человек — дитя земли

Не только высокоразвитые животные — предшественники чело­века на «лестнице» эволюции, но и вся природа в целом представ­ляет собой необходимую биологическую предпосылку для возник­новения и развития человека. Биологическое, таким образом, высту­пает лишь непосредственной предпосылкой в общей системе «Все­ленная — Земля — Человек». Как уже отмечалось, развитию подоб­ного взгляда способствовали исследования многих ученых, в том числе К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена, Н.И. Вавилова, А.Л. Чижевского и др. В частности, один из основа­телей гелиобиологии А.Л. Чижевский убедительно доказал влияние солнечного излучения на организм животных и человека.

Если попытаться определить место человечества в истории Зем­ли, то можно констатировать, что человек на Земле — существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли, втиснутую в рамки од­ного года, то получилось бы примерно следующее: «В ноябре впер­вые появляется жизнь — амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового го­да, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит че­ловек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту ухо­дящего года»1. Еще более короткий период существования вида;


Homo sapiens на Земле обозначает не менее известный ученый П. Тейяр де Шарден: «Тридцать тысяч лет. Длительный период в мас­штабе нашей жизни. Одна секунда для эволюции»1.

Даже в эволюции биосферы история человечества занимает весьма небольшой отрезок времени. Действительно, история био­сферы представляет собой чередование последовательного ряда эта­пов эволюции, каждый из которых являл все более сложные формы развития жизни. И только в конце этого развития появились чело­век и общество.

Человек, человеческий разум и общество являются вершиной эволюции жизни на Земле. Со всей определенностью можно сказать, что человек — дитя Земли. В истории нашей планеты, с точки зрения места в ней человека и человечества, можно выделить следующие периоды:

1) период геологической эволюции, когда на Земле еще не было
жизни;

2) период геологобиологической эволюции, последняя стадия
которого отмечена появлением антропосоциогенеза;

3) период духовной эволюции, появление сферы разума — каче­
ственно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется разви­
тием разума и переходом от биосферы к ноосфере — сфере взаимо­
действия природы и общества, в пределах которой разумная челове­
ческая деятельность становится определяющим фактором биологи­
ческой эволюции.

Большой вклад в подобное понимание естественно-научной картины мира и места в ней человека внес П. Тейяр де Шарден. Согласно его представлениям, в ходе развития Вселенной на Земле естественным, «скачкообразным образом» совершился переход от неживого к живому, возникла биосфера. Ее эволюция, в свою оче­редь, привела к возникновению человека.

Но речь идет не только о человеке как сугубо биологическом виде. Имеется в виду гораздо большее. Вместе с человеком появля­ются разум, мысль, сознание. Разум — это принципиально новое явление по сравнению со всем тем, что существовало в предшест­вующей истории. По мнению Тейяра де Шардена, возникновение мысли — явление, которое знаменует собой «трансформацию, за­трагивающую состояние всей планеты».

Подобная позиция отражена и во взглядах В.И. Вернадского, который считал, что человек не является случайным, независимым от окружающего мира существом. По мнению ученого, он есть часть природы и представляет собой неизбежный, закономерный результат природного процесса. В ходе эволюции совершенно естественно формировался мозг, который и стал материальной основой разума.


 


1 Бьерре Й. Затерянный мир Калахари. — М.: Прогресс, 1963. — С. 21.


1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М: Наука, 1987. — С. 162.


Элементами разума обладают уже высшие животные. Но кульмина­ционная точка в развитии биосферы — появление разума человече­ского, его «научной мысли», которая в соединении с трудовой дея­тельностью является основной силой, ведущей к преобразованию биосферы в ноосферу.

Постоянно подчеркивая необходимый и всеобщий характер эво­люции «природы, космоса или мировой реальности», В.И. Вер­надский обращает особое внимание на необходимость учета в тео­рии и практике того факта, что «эволюция видов переходит в эво­люцию биосферы». Развивая дальше свою мысль, он пишет: «Эво­люционный процесс получает при этом особое геологическое зна­чение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества. Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного вида «живого вещества» — цивилизованного человечества — на измене­ние биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу»1-

С учетом всего сказанного хотелось бы обратить внимание на следующие важные положения, которые роднят П. Тейяра де Шар-дена и В.И. Вернадского. Прежде всего, это положение о том, что появление разума (П. Тейяр де Шарден), научной мысли (В.И. Вер­надский) в сочетании с трудовой деятельностью человека ведет к превращению биосферы в ноосферу. Таким образом, не только эво­люция биосферы приводит к возникновению человека, но и появ­ление человека и его совершенствование, в свою очередь, влияют на развитие биосферы. В этом нас все более и более убеждает практи­ка. Правда, довольно часто с практикой связано не только сохране­ние биосферы, но гораздо чаще — ее разрушение.

Следующий общий для названных ученых вывод состоит в том, что для своего дальнейшего существования люди должны мыслить и действовать не как изолированные индивиды, не в рамках отдель­ных социальных групп и даже государств, а в глобальном масштабе всей Земли. Без этого невозможно дальнейшее существование чело­века. «Человек впервые реально понял, — писал В.И. Вернадский, — что он житель планеты и может — должен — и мыслить и действо­вать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, се­мьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном ас­пекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет


ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет»1.

Рассматривая вопрос о месте человечества в истории Земли, мы обязательно сталкиваемся с проблемой, касающейся будущей судьбы человека как биологического вида. На современном уровне научного знания она не может быть решена однозначно. «Единственное оп­ределенное утверждение о будущем нашего вида состоит в том, что его существование конечно. Из всех когда-либо существовавших видов 99,999% исчезли. Среднее время существования рода плото­ядных — только 10 млн лет, а среднее время существования вида гораздо короче. Реально жизнь на Земле уже наполовину в про­шлом; она началась, судя по ископаемым остаткам, около 3 млрд лет назад, а Солнце примерно через 4 млрд лет превратится в крас­ный гигант и поглотит в своем огне жизнь на Земле, а в конечном счете и саму Землю»2.

Спрашивается, как же относиться к этому далеко не утешитель­ному для человечества утверждению? Думается, что впадать в песси­мизм все-таки не стоит. Во-первых, потому, что у человечества, как пишет и сам автор, остается в запасе еще достаточно времени, чтобы найти выход из этой не очень приятной ситуации. И, во-вторых, время, оставшееся до того периода, когда Солнце, превратившись в красный гигант, поглотит жизнь, — это время развития собственно человеческой жизни. История Homo sapiens показала, что человеческие разум и деятельность не имеют пределов совершенствования и разви­тия. А ведь от начала неолитической революции, знаменующей со­бой переход от собирательства к производящему хозяйству, и мо­мента образования первых городов прошло не более 10 тыс. лет. За такой, относительно короткий период произошли революционные изменения в сознании и деятельности людей. Эти изменения можно сравнить с тем скачком в эволюции, который благодаря развитию центральной нервной системы человека, его рук и мозга привел к освобождению человечества от биологических ограничений, кото­рые существовали в жизни наших животных предков.

Развитие разума, деятельности, социальной организации жизни на Земле, несомненно, приведут к тому, что человечество так или иначе решит проблему собственного выживания. Именно такой, оп­тимистический взгляд на рассматриваемую проблему присущ мно­гим выдающимся естествоиспытателям и мыслителям. К.Э. Циол­ковский, например, утверждая, что Земля — это «колыбель челове­чества», вместе с тем был энтузиастом и идеологом космического расселения людей не только в пределах Солнечной системы, но и в


 


1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. — М.: Наука, 1977. — С. 18.


1 Вернадский В.И. Указ. соч. С. 24.

2 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. — М.

Прогресс, 1993. — С. 200.


других звездных мирах. Подобной точки зрения придерживался и В.И. Вернадский. Он, в частности, считал «более чем вероятным» существование жизни не только на Земле, но и на других планетах, и допускал, что «земная и даже планетная жизнь есть частный слу­чай проявления жизни»1.

Эта мысль великого русского ученого приобрела особое значе­ние в связи с открытием, сделанным в 1996 г. американскими ис­следователями. В частности, на основании изучения метеорита, имеющего марсианское происхождение и упавшего 13 тыс. лет на­зад в Сибири, ими был сделан вывод о том, что на Марсе в прими­тивных формах существовала жизнь. Это открытие примечательно не только само по себе, а в связи с теми выводами, которые из него вытекают. Так, если на «красной планете» нашей Галактики в эле­ментарных формах существовала жизнь, то вполне допустимо, что она существует, причем в развитых формах, и в других галактиках. Более того, земляне вполне могут ожидать встречи с представителя­ми внеземных цивилизаций. И не такая уж фантастическая это пер­спектива. Во всяком случае, Великобритания готовится присоеди­ниться к США в поисках внеземной жизни.

Однако нам, живущим на этой планете сегодня, следует посто­янно иметь в виду, что перед человечеством, кроме проблемы буду­щего, стоит и другая, не менее актуальная и сугубо земная задача — сохранение существующей биосферы и создание адекватной ей ноо­сферы. А для этого необходимо, чтобы возникший в процессе эво­люции человек осознал наивысшую степень своей ответственности за Землю и Космос. Между тем состояние нашей планеты на сего­дняшний день таково, что оно внушает не только тревогу за на­стоящее, но и страх за будущее. И повинен в этом прежде всего сам человек.








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1100;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.