ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ И МЕТОДОВ2
Основная величина психологии Трудно сказать в точности, чем конкретно является эта основнаявеличина, проще сказать, чем она не является. Было предпринято немало усилийдля ее определения по принципу "ничего, кроме...", но все попытки по еередуцированию закончились неудачей. Мы знаем, что исходная величинапсихологии не является ни мускульным сокращением, ни рефлексом, ниэлементарным ощущением, ни нервной клеткой, ни даже наблюдаемым элементомвнешнего поведения. Она является чем-то более значительным. Все большеечисло психологов считают, что, по меньшей мере, она так же важна, как иадаптационные, и скопированные действия, которые присущи любому организму ипрослеживаются в любой ситуации, цели или причине. Но в свете того, что мыговорили о немотивированных реакциях и простом выражении чувств, даже такойвзгляд кажется слишком ограниченным. Одним словом, мы приходим к парадоксальному заключению, что основнаявеличина психологии является изначально сложным понятием, которое введеносамими психологами для того, чтобы разложить его на отдельные составляющиеили исходные единицы. Используя концепцию основной величины в целом, надопомнить о том, что это весьма специфичная концепция, ссылающаяся накомплексные, а не симплексные понятия, скорее на целое, чем на его части. Если мы станем размышлять над этим парадоксом, то вскоре должны прийтик пониманию того, что поиск основной величины психологии сам по себеявляется отражением множества взглядов, целой научной философией, котораяпредполагает существование атомистического мира ѕ мира, в котором сложныевещи состоят из простых элементов. Тогда первоочередной задачей ученогобудет сведение так называемого сложного к так называемому простому. Этодолжно быть сделано с помощью анализа, посредством дробления на все более иболее мелкие части ѕ до тех пор, пока мы не придем к чему-то далеенеделимому. С этой задачей удалось довольно успешно справиться в другихнауках ѕ по крайней мере, на какое-то время. В психологии же она до сих поростается нерешенной. Этот вывод демонстрирует сущность теоретической природы всехредуктивных усилий. Необходимо понять, что эти усилия вытекают не изестественной природы науки в целом. Они являются лишь отражением присутствияв ней атомистического, механистического мировоззрения ѕ а мы имеем серьезныеоснования в нем сомневаться. Критикуя редуктивные усилия, мы критикуем ненауку вообще, а, скорее, одно из возможных отношений к науке. Однако, мыпо-прежнему имеем ту исходную проблему, с которой начали. Давайте теперьперефразируем вопрос и спросим не: "Что такое основная величина психологии?", а: "Что является предметомизучения психологии?" и: "Какова природа психологических данных и какимобразом мы можем их исследовать?" Холистико-аналитическая методология Как же мы будем изучать нашу индивидуальность, если не с помощьюсведения ее к "элементарным составляющим"? На самом деле, можно доказать,что это является более простой проблемой, чем считают те, кто отвергаетредуктивный подход. Сначала следует понять, что возражения выдвигаются не против анализа вцелом, а только против той его части, которую мы назвали редукцией. Не стоитотрицать ценность концепций анализа, частиц и т.п. Просто нужно зановоопределить эти концепции так, чтобы они помогали нам выполнять нашу работуболее обоснованно и плодотворно. Так, если в качестве примера рассмотреть появление краски смущения налице, нервные судороги или заикание, то нетрудно заметить, что их можноизучать двумя различными способами. С одной стороны, их можно исследоватькак изолированные, отвлеченные явления, замкнутые в себе и воспринимаемыетолько сами по себе, а с другой стороны ѕ можно считать их выражениемдеятельности всего организма, попытаться рассмотреть эти явления во всеммногообразии их связей с организмом в целом, а также с другими егопроявлениями. Это различие в подходах можно сделать еще отчетливее, есливоспользоваться аналогией с двумя возможными способами изучения такогооргана, как желудок: его можно вырезать у трупа и положить на столпатологоанатома, а можно изучать "на месте" in situ ѕ то естьнепосредственно в живом организме. Современные анатомы понимают, чторезультаты, полученные при использовании этих подходов, будут во многомразличаться. Знания, приобретенные при использовании второго способаисследования, более полезны и более достоверны, чем те, что добытыискусственно, in vitro. Разумеется, современные анатомы не пренебрегаютисследованием желудка после вскрытия. Эти методы по-прежнему используются,но их применение осуществляется на фоне знаний, полученных непосредственно вживом организме, знаний о том, что человеческое тело не является наборомотдельных органов, с пониманием того, что структура мертвого тела иструктура тела живого человека ѕ это отнюдь не одно и то же. Короче говоря,анатомы делают то же самое, что делалось и раньше, но, во-первых, они делаютэто с другим отношением; во-вторых, при этом они идут дальше, прибегая кновым методам исследования ѕ в добавление к тем, что традиционноиспользовались в прошлом. Точно так же ѕ с двух разных позиций ѕ можно подойти и к изучениюличности. Можно представить, что мы изучаем либо нечто дискретное, состоящееиз разрозненных частей, либо ѕ нечто, являющееся частью целого. Первый методможно назвать редуктивно-аналитическим, второй ѕ холистическо-аналитическим.В современной практике одним из непременных условий холистического анализаличности является то, что при его использовании мы осуществляемпредварительное исследование организма для лучшего его понимания в целом итолько потом приступаем к изучению той роли, которую отдельная часть этогоцелого играет в устройстве и функционировании всего организма. В двух сериях исследований, на которых основан материал этой главы(изучение синдрома самоуважения и синдрома защищенности, то есть уверенностив безопасности своего положения) использовался холистическо-аналитическийметод. Фактически, эти результаты могут быть выражены не как исследованиесамоуважения и защищенности сами по себе, а как исследование их роли в общейхарактеристике личности. Если трактовать вышесказанное с методологическойточки зрения, то это означает, что, прежде чем приступать к попыткамвыяснения вопроса о самоуважении личности, автор посчитал необходимым понятькаждый субъект исследования как цельную, действующую и адаптирующуюсяличность. Таким образом, прежде чем субъекту начали задавать конкретныевопросы о его чувстве собственного достоинства, были проведены исследованиявзаимоотношений в его семье, характерных особенностей субкультуры, в которойон жил, стиля его адаптации к основным жизненным проблемам, его надежд набудущее, его идеалов, его разочарований и его конфликтов с окружающими. Этоизучение длилось до тех пор, пока автор не почувствовал, что понял субъектанастолько хорошо, насколько это только возможно при использовании даннойметодики. И лишь тогда у него появлялась уверенность, что он сможет понять,какую роль играет самоуважение в тех или иных поступках исследуемогосубъекта. То, что такая подготовка действительно необходима для лучшегообъяснения поведения человека, можно продемонстрировать на следующихпримерах. Известно, что люди с низким чувством самоуважения обычно болеерелигиозны, чем люди с высоким чувством самоуважения, но, вместе с темочевидно, что существует и множество других факторов, определяющихрелигиозность. Чтобы выяснить, не объясняются ли религиозные чувствачеловека его потребностью отыскать дополнительные источники силы, необходимополучить сведения о его религиозном воспитании, о влиянии на него различныхвнешних воздействий, направленных против религии или в ее поддержку, узнать,являются ли его религиозные чувства поверхностными или глубокими, искреннимиили пришедшими извне. Короче говоря, надо понять, что значит для человекарелигия. Человек, который регулярно ходит в церковь, на самом деле можетбыть менее религиозным, чем тот, кто не ходит в нее вовсе. Причины посещенияим церкви при этом могут быть следующими: 1) он ходит в церковь, чтобыизбежать общественной изоляции; 2) он делает это, чтобы не расстраивать своюмать; 3) религиозность у него является не выражением покорности и смирения,а средством осуществления господства над другими людьми; 4) посещение церквиподчеркивает его принадлежность к более высокому слою общества: 5) онговорит себе: "Это нравится невежественным массам, и я должен имподыгрывать" и т.д. Человек может вовсе не быть сознательным верующим, и все же вести себятак, как будто он им является. Очевидно, нам нужно узнать, что значит длянего религия как для личности, прежде чем мы сможем оценить ее роль в егожизни. Сам по себе факт посещения церкви может означать все что угодно,поэтому для нас он не означает практически ничего. Другой, возможно, более впечатляющий пример, показывающий, как сходноеповедение может означать в психологическом плане сугубо противоположныевещи, относится к политико-экономическому радикализму. Если он будет взятper se, сам по себе ѕ то есть с точки зрения бихевиоризма, отвлеченно, внесвязи с общей ситуацией ѕ то, задавшись целью изучить связь поведения сощущением собственной безопасности, мы получим крайне запутанные результаты.Некоторые радикалы чувствуют себя в полной безопасности, другие же пребываютв состоянии крайней неуверенности в собственном положении. Но еслипроанализировать этот радикализм в общем контексте ситуации, то можно слегкостью выяснить, что некоторые люди становятся радикалами потому, что уних жизнь тяжела, потому, что они расстроены и разочарованы, и не имеюттого, что имеют другие. При более тщательном изучении жизни таких людейнередко обнаруживается, что, как правило, они враждебно настроены к своимближним, причем иногда это чувство бывает сознательным, а иногда ѕбессознательным. О таких людях справедливо говорят, что они Принимают своиличные проблемы за общемировой кризис. Но существуют и другие радикалы, представляющие собой совершенно инойтип личности ѕ хотя внешне они ведут себя так же, как и те люди, которыебыли нами только что описаны. Для них радикализм может иметь совершенноиную, иногда даже абсолютно противоположную мотивацию и внутренний смысл.Такие люди обеспечены, счастливы, довольны собой, но, однако, из-за глубокойлюбви к ближнему они испытывают непреодолимое желание улучшить положениетех, кому меньше повезло в жизни, они борются с несправедливостью, даже еслиона не затрагивает их лично. Такие люди могут реализовывать свои устремленияразными путями: они могут заниматься филантропической или религиознойдеятельностью, произносить проповеди о терпении и покорности, а могут всесвои силы отдавать радикальной политической активности. Их политическиеубеждения имеют тенденцию быть независимыми от колебаний уровня их доходов,их личных трагедий и прочих подобных обстоятельств. Другими словами, радикализм представляет собой форму выражения, котораяможет иметь под собой абсолютно разную мотивацию и проявляться у людей снепохожими типами характера. У одних он может возникнуть из-за ненависти кближним, а у других ѕ из любви к ним. Если изучать радикализм просто таким,какой он есть, вряд ли можно прийти к подобному выводу.3 То, что еще осталось сказать о холистическом анализе, будет изложеногораздо подробнее ниже, после обсуждения ряда других вопросов. Холистическо-динамическая точка зрения Общая точка зрения, предлагаемая здесь для обсуждения, является скореехолистической, чем атомистической, скорее функциональной, чемтаксономической, скорее динамической, чем статической, скорее динамической,чем каузальной и скорее целенаправленной, чем просто механистической.Вопреки тому, что столь противоположные факторы обычно считаются наборомдихотомий, автор книги подходит к их рассмотрению иначе. По его мнению, навсе это нужно смотреть как на тенденцию к единству и борьбепротивоположностей. Этот взгляд разделяют и некоторые другие авторы ѕ те,кто думают динамично и считают более простым и естественным мыслить скореехолистически, чем атомистически, скорее целенаправленно, чем механистическии т. д. Тут вполне уместно также определение "организмен-ный" ѕ в трактовкеГольдштейна. Такой интерпретации противостоит организованная, единая точка зрения,которая одновременно является атомистической, таксономической, статической,каузальной и просто механистической. Люди, мыслящие в рамках атомизма, всвою очередь считают более естественным думать статически, чем динамически,механистически, чем целенаправленно и т. д. Эту общую точку зрения я будуназывать общеатомистической. Лично у меня нет никаких сомнений в том, чтоможно продемонстрировать не только то, что эти взгляды имеют тенденцию ксовместному развитию, но и то, что по логике вещей они должны развиватьсясовместно. Здесь необходимо сделать несколько специальных замечаний о концепциипричинности. На мой взгляд, она не просто является одним из аспектов общейатомистической теории, но имеет первостепенное значение; большинствоавторов, писавших о психологи, относились к ней с незаслуженнымпренебрежением. Эта концепция лежит в самом сердце атомизма и являетсяестественным, даже непременным его следствием. Если кто-то видит мир какскопление внутренне независимых реально существующих объектов, то ему всеравно не избежать объяснения очевидного феномена их взаимодействия друг сдругом. Первая попытка разрешить эту проблему привела к появлению идеи:объяснить все с помощью простой модели бильярдных шаров, в которой одинизолированный предмет воздействует на другой изолированный предмет, но приэтом каждый из них сохраняет присущую ему идентичность. Правильность такоговзгляда легко отстаивать, и он казался абсолютно верным до тех пор, покакартина мира основывалась на старых представлениях физики. Но прогрессфизики и химии поставил вопрос о необходимости модификации подобныхвзглядов. Так. в наши дни наиболее софистические доказательства обычнопредставляются в терминах множественной причинности. Общепризнанно, чтовнутренние связи нашего мира являются слишком сложными и запутанными, чтобыописывать их так же, как описывается движение шаров по бильярдному столу.Однако часто бывает так, что в качестве ответа на новые требованияпредлагается просто усложнить исходную идею, не подвергая ее фундаментальнойреорганизации. В итоге вместо одной причины мы получаем несколько, но приэтом подразумевается то же, что и прежде: что они действуют изолированно инезависимо друг от друга. Теперь в бильярдный шар ударяется не один, адесять шаров одновременно, и мы должны просто выполнить более сложныевычисления, чтобы понять происходящее. Суть методики сводится к тому жеэлементарному суммированию независимых предметов для получения "and-sum"(итогового), как называл это Вертхаймер. По-прежнему не ощущаетсяпотребности в фундаментальном рассмотрении случившегося в комплексе. Какимбы сложным ни было явление, все равно в его описании все остаетсяпо-старому. Но для того, чтобы более соответствовать растущим потребностям,такое понятие как "причина" все сильнее и сильнее растягивается ѕ и этодлится до тех пор, пока однажды не оказывается, что претерпевшая стольсущественные изменения концепция уже не имеет ничего общего со старой ѕ заисключением исторических связей. Хотя, по правде сказать, даже столь разныена вид концепции по сути своей все равно остаются идентичными, так какпродолжают отражать прежний взгляд на мир. Несостоятельность теории причинности со всей очевидностью проявиласьпри рассмотрении личностных данных. Легко можно доказать, что в каждомличностном синдроме присутствуют не только причинные связи. А это говорит отом, что, если мы будем использовать причинную терминологию, то нам придетсяпризнать, что каждая часть синдрома является одновременно и причиной, иследствием влияния любой другой его части или любой группы его частей;далее, нам придется признать, что каждая часть является причиной илиследствием того целого, частью которого он является. Такой абсурдный выводбудет единственно возможным, если мы будем пользоваться исключительнопричинной концепцией. Даже если в своих попытках соответствовать требованиямситуации мы внедрим более современную концепцию циркулярной или реверсивнойпричинности, то все равно мы не сможем досконально описать нивзаимоотношения внутри синдрома, ни взаимосвязи части с целым. Но это является не единственным недостатком причинной терминологии, скоторой нам приходится иметь дело. Возникают также сложные проблемы сописанием взаимодействий или взаимовлияний между синдромом в целом и всемитеми силами, что действуют на него "снаружи". Синдром самоуважения, кпримеру, имеет тенденцию изменяться в целом. Если мы попытаемся вылечитьДжонни от заикания и сосредоточим свои усилия только на этом дефекте речи,то имеется большая вероятность того, что мы либо не изменим ничего, либоизменим не только его заикание как таковое, но и его общую самооценку илидаже его как личность в целом. Внешние воздействия обычно стремятся изменитьличность в целом, а не только отдельные ее стороны. Есть и другие особенности подобных ситуаций, которые не поддаютсяописанию с помощью обычной причинной терминологии. В частности, существуетодно явление, описать которое очень трудно. Наиболее точно я могу отразитьего, сказав, что организм (или синдром) "проглатывает причину, перевариваетее и выделяет результат". Когда человек подвергается воздействиюдейственного стимула ѕ например, травмы, ѕ возникают определенныепоследствия подобного опыта. Но эти последствия практически никогда не несутна себе точный отпечаток причинного опыта. На самом деле опыт, если он былпо-настоящему действенным, меняет личность в целом. Теперь эта личность ужеотлична от той, которая существовала ранее, и проявляет себя по-иному.Предположим, например, что в результате какого-то внешнего воздействия учеловека несколько усилились лицевые судороги. Было ли это десятипроцентноеусиление нервного тика вызвано травматической ситуацией? Если мы скажем"да", то если хотим быть последовательными, должны также сказать, что икаждый единичный эффективный стимул, который когда-либо воздействовал наорганизм, также является причиной этого десятипроцентного усиления лицевоготика. Каждый опыт, полученный организмом, подобно переваренной и усвоеннойпище, также становится его неотъемлемой составляющей. Не в сэндвиче ли,который я съел час тому назад, кроется причина того, что я пишу сейчасименно эти слова? А, может быть, все дело в выпитом кофе или вчерашнемобеде, или в прошлогодних уроках правописания, или в прочитанной на прошлойнеделе книге? Кажется очевидным, что любое значительное действие ѕ к примеру,составление важного документа, в котором кто-то глубоко заинтересован, ѕ невызывается чем-то одним, а является выражением или творческим проявлениемличности в целом, что, в свою очередь, является результатом почти всеготого, что происходило с ней раньше. Также для психолога кажется естественнымдумать о стимулах или причинах, осмысливая их в свете последующей адаптацииличности, как о вещах, столкновение с которыми не проходит для организмабесследно. Полученным результатом здесь будут не причина и воздействие,остающиеся раздельными, а просто новая личность (однако, как правило,изменившаяся совсем незначительно). Существует еще один способ продемонстрировать, что общепринятыепричинно-следственные представления не соответствуют требованиям психологии.Он состоит в том, чтобы показать, что организм является отнюдь не пассивнымагентом, на который воздействуют причины или стимулы, а сам выступает какактивный агент, вступая в сложные взаимоотношения с причиной и такжеоказывая на нее влияние. Для людей, читающих литературу по психоанализу, этовполне очевидно, поэтому нам следует только напомнить читателям о том, чтомы можем не замечать стимулов, можем изменять их, можем восстанавливать илипреобразовывать их, если они искажены. Мы можем стремиться к ним илиизбегать их. Мы можем, рассмотрев варианты, сделать свой выбор. Наконец,если понадобится, мы можем создавать их. Концепция причинности опирается на предположение атомистичности мира,все части которого остаются изолированными даже тогда, когда взаимодействуютмежду собой. Однако личность не является изолированной от своих проявлений,поступков и даже воздействующих на нее стимулов (причин), и поэтому, покрайней мере, при рассмотрении психологических характеристик, эту концепциюнеобходимо заменить другой.4 Такая холистическо-динамическая концепцияподразумевает фундаментальную реорганизацию мировоззрения, поэтому она неможет быть просто продекларирована, а должна излагаться поэтапно, шаг зашагом. Определение понятия синдрома Итак, какие же шаги следует предпринять для дальнейшего изученияцелостного организма ѕ с учетом того, что возможен более обоснованный способанализа? Ясно, что ответ на этот вопрос должен зависеть от характераорганизации данных, которые будут анализироваться. Поэтому, в первуюочередь, нужно задаться следующим вопросом: "Как устроена личность?" Вкачестве предпосылки к полному ответу на этот вопрос необходимо обратиться канализу синдромной концепции. Пытаясь описать внутренние связи характеристик самоуважения, япозаимствовал из медицины термин "синдром". В медицине он используется дляобозначения совокупности симптомов, которые обычно проявляются одновременнои поэтому их можно объединить под одним названием. Использование этоготермина имеет как свои достоинства, так и недостатки. Как правило, онупотребляется скорее для обозначения болезни или расстройства, чем здоровогонормального состояния. Мы не будем применять его в таком специальном смысле,а скорее станем рассматривать в качестве общего понятия, которое относитсятолько к типу организации, безотносительно к "ценности" этой организации. Далее, в медицине этим термином часто называется просто переченьсимптомов, а не организованная, взаимосвязанная, структурированная группа.Но мы, разумеется, будем использовать понятие синдрома именно в этом смысле.Наконец, в медицине этот термин применяется в контексте причины.Предполагается, что любой синдром симптомов имеет только одну причину. Кактолько исследователи обнаруживают что-либо на нее похожее ѕ например,туберкулезную палочку, ѕ они довольствуются найденным и считают свою работузаконченной. Поступая таким образом, они пренебрегают многими проблемами,которые нам следует рассматривать в качестве основных. К ним, к примеру,относятся: 1) отсутствие тенденции к росту заболеваний туберкулезом,несмотря на повсеместное распространение туберкулезных бацилл; 2) частовстречающееся отсутствие проявлений многих симптомов синдрома; 3)чередование симптомов; 4) необъяснимая и непредсказуемая мягкость или,напротив, острота протекания болезни у разных людей и т. д. Другими словами,нам следует потребовать изучения всех факторов, касающихся развитиятуберкулеза, а не только тех, которые сразу же бросаются в глаза. Наше предварительное определение личностного синдрома устанавливает,что он является упорядоченной, структурированной совокупностью составляющих(типа поведения, мыслей, побуждений к действию, ощущений и т.д.) которые,однако, при более тщательном исследовании обнаруживают имеющееся у нихединство, которое может быть определено по-разному: как похожий динамическийсмысл, проявление, "аромат", функция или цель. Так как эти составляющие имеют одинаковый источник, или функцию, илиодинаковую направленность, значит, они равнозначны и фактически могутрассматриваться как психологические синонимы (все они "говорят об одних итех же вещах"). Например, вспыльчивость у одного ребенка и энурез у другогомогут проявляться в одной и той же ситуации ѕ в случае резкого неприятиячего-либо ѕ и могут служить попыткой достичь одной и той же цели: внимания иласки матери. Таким образом, являясь совершенно различными с точки зренияповедения, они могут быть идентичными функционально.5 В синдроме мы имеем совокупность чувств и типов поведения, которые сточки зрения своего проявления кажутся различными или, по крайней мере,имеют разные наименования. Однако при этом они частично совпадают,переплетаются, зависят друг от друга и могут быть названы динамическимисинонимами. Таким образом, мы можем исследовать их либо во всем разнообразиикак отдельные составляющие, либо изучать их в единстве и целостности. Здесьмы сталкиваемся с трудной задачей выбора терминологии. Каким образом датьсловесное определение этому единству противоположностей? Здесь у нас имеетсядве возможности. Мы можем ввести понятие "психологического аромата", используя вкачестве аналога блюдо, приготовленное из различных ингредиентов ѕ например,суп или тушеное мясо с овощами ѕ имеющее свой собственный характерныйпризнак.6 Суп готовится из многих ингредиентов, но, тем не менее, он имеетсвой собственный аромат, который присутствует в каждой его ложке. Поэтому оего аромате можно говорить вне зависимости от вкуса и запаха исходныхпродуктов. В качестве другого примера мы можем рассмотреть лицо мужчины иохотно признать, что обладатель деформированного носа, слишком маленькихглаз и слишком больших ушей все же может быть красивым. (Современный остряксказал бы: "У него уродливое лицо, но на нем оно выглядит неплохо".) В этомслучае мы снова можем рассмотреть либо отдельные элементы, взятые порознь,либо единое целое, которое, хотя и составлено из тех же частей, имеет,однако, свой собственный "аромат", отличный от всего того, что привнесеноотдельными составляющими. Определение синдрома, которое мы можем здесь дать,заключается в том, что он состоит из различных составляющих, которые имеютобщий "психологический аромат". Второй подход к проблеме определения синдрома может быть реализован втерминах психологического значения, концепции, во многом заимствованной изсовременной психопатологической динамики. Когда говорится, что симптомыболезни имеют одинаковую направленность (ночное потение, потеря веса,характерные звуки, сопровождающие дыхание и прочие симптомы, сопутствующиезаболеванию туберкулезом), то подразумевается, что все они являютсяразличными проявлениями одной предполагаемой причины, о которой говорилосьвыше. Нередко в психологических дискуссиях симптомы чувства изоляции иощущения неприязни по отношению к окружающим означают отсутствиезащищенности, поэтому они рассматриваются включенными в одно более широкоепонятие. Таким образом, два симптома будут означать одно и то же, если ониоба являются частями одного и того же целого. Синдром может быть определенкак нечто, не выходящее за пределы логического круга, как организованныйнабор противоположностей, каждое из которых имеет одну и ту жепсихологическую направленность. Эти концепции равнозначности, одного того же"аромата" и направленности являются полезными, хотя их применение (например,при описании стандартов культуры) может вызвать определенные теоретические ипрактические трудности, побуждающие к дальнейшим поискам удовлетворительнойформулировки. Некоторые из этих проблем можно решить, введя в рассмотрениефункциональные концепции мотивации, цели, замысла или направленности.(Однако существуют и такие проблемы, которые для своего решения требуютконцепции не только присутствия, но и отсутствия мотивации при принятиирешения.) С точки зрения функциональной психологии унифицированный организмвсегда сталкивается с определенного рода проблемами и пытается решить ихразличными способами, допускаемыми его природой, а также культурой и внешнейсредой. Ключевой принцип или центр всей личностной организации видитсяфункциональным психологам в терминах реакции организма в мире проблем.Согласно другой формулировке, организация личности должна пониматься втерминах проблем, с которыми она сталкивается, и действий, направленных наих решение. Тогда наиболее организованные типы поведения должны, вероятно,приводить к чему-то конкретному.7 При рассмотрении личностных синдромовследует считать два разных типа поведения принадлежащими одному и тому жесиндрому, если они, по отношению к определенной проблеме, имеют одну и ту женаправленность ѕ или, другими словами, если в одной и той же ситуации длядостижения одной и той же цели они проявляют себя одинаково. Тогда, кпримеру, о синдроме самоуважения мы можем сказать, что он является реакциейорганизма на проблемы приобретения, потери, сохранения или защитысобственного самоуважения, и, подобным же образом, синдром защищенностиявляется реакцией на проблемы завоевания, утраты или сохранения любви другихлюдей. То, что мы так и не получили окончательного, нужного нам ответа,подтверждается тем, что, когда мы начинаем анализировать простое поведение вдинамике, то в итоге устанавливаем, что оно имеет не одну, а несколькоперекрывающих друг друга направленностей. Помимо этого, и ответ на важныежизненные проблемы организм обычно получает не один, а несколько. Следует добавить, что независимо от полученных данных о характерепроявлений, цель не может быть представлена как основная характеристика всехсиндромов. Мы не можем говорить о цели организации вне организма.Гештальт-психологи на многочисленных примерах продемонстрироваливездесущность организации в воспринятой, изученной и осмысленной информации.Разумеется, обо всей этой информации нельзя сказать, что она имеет одну и туже направленность в том смысле, в котором мы использовали этословосочетание. Существуют некоторые очевидные сходства между нашим определениемсиндрома и различными определениями гештальта, предложенными Вертхаймером,К"лером, Коффкой и другими психологами. Оба критерия Эренфельса такжепараллельны нашему определению. В первом эренфельсовском критерии организованного психического явленияговорится о разделенных стимулах ѕ в том числе о том, что отдельные нотымелодии, представленные поодиночке слушателям, будут лишены чего-то такого,что присутствует при восприятии стимулов организованных ѕ то есть всеймелодии. Другими словами, целое представляет собой нечто большее, чем простосумма его частей. Также и синдром представляет собой нечто большее, чемпросто сумма его отдельных составных частей.8 Но при этом есть одно важноеразличие. В нашем определении синдрома главное качество, котороехарактеризует целое (направленность, "аромат" или цель), может наблюдаться влюбой из его частей, если эти части воспринимаются не редуктивно, ахолистически. Разумеется, это утверждение носит чисто теоретическийхарактер, и при его использовании можно столкнуться с определеннымитрудностями. В большинстве случаев мы можем распознать "аромат" или цельповедения только после осмысления, что же представляет из себя то целое,частью которого они являются. Однако, исключений из этого правила имеетсядостаточно, чтобы убедить нас в том, что цель или "аромат" присущи отдельнымчастям так же, как и целому. Нередко можно сделать вывод о целом по егоотдельной части. Например, услышав характерное хихиканье, сразу можнопонять, что этот человек чувствует себя крайне неуверенно, а о самооценкеженщины мы можем узнать просто по ее манере одеваться. Разумеется, вывод,сделанный на основе изучения целого, будет всегда более достоверным, чемполученный при рассмотрении отдельной его части. Второй критерий Эренфельса касается вопроса транспозиции отдельныхэлементов внутри целого. Так, мелодия остается распознаваемой даже приисполнении ее в другой тональности, когда все исходные ноты заменяютсядругими. Это напоминает взаимозаменяемость элементов синдрома. Элементы,имеющие одинаковую направленность, являются взаимозаменяемыми илидинамически тождественными друг другу ѕ так, взаимозаменяемыми можно назватьновые ноты, позволяющие воспроизвести ту же мелодию.9 Короче говоря, можно сказать, что гештальт-психологи соглашались сисходным определением Вертхаймера о том, что целое становится болееосмысленным после наглядной демонстрации взаимосвязей его составных частей.Утверждение об отличиях целого от суммы его частей, хотя и является верным илегко доказуемым, тем не менее, оказывается не столь полезным в качестверабочей концепции при исследованиях, так как оно нередко бывает не слишкомпонятным для психологов иных направлений ѕ к тому же, после егодоказательства задача определения и описания целого все равно остаетсянерешенной. По-видимому, проблема точного определения гештальта не может считатьсяполностью решенной, если не будет соблюдаться необходимое условие, чтобы этоопределение было эвристическим, реальным, конкретным, а также не терялосвоей силы при использовании психологами других направлений (сторонникамиатомистического, механистического мировоззрения). При выполнении этогоусловия возникает множество трудностей, но я хотел бы обсудить только однуиз них ѕ а именно, проблему отбора исходных данных. Гештальт-психологиработали, в основном, с организацией мира, имеющим дело с явлениями и "полемматериалов", находящимися главным образом вне организма. (Следует заметить,что сами гельштальт-психологи обычно отрицают правомерность такогообвинения.) Однако, как убедительно показал Гольдштейн, не существует ничегоболее организованного и взаимозависимого, чем сам организм. Организм был бынаилучшим объектом для поиска законов организации и структурирования.Следующее преимущество, вытекающее из такого выбора данных, заключается втом, что основные явления, связанные с мотивацией, целью, намерениями,проявлениями и направленностью, проявляются в организме наиболее отчетливо.Определение синдрома в терминах одной и той же направленности сразу даетвозможность объединить такие далекие друг от друга теории, какфункционализм, гештальт-психо-логия, пюрповизм (не путать с телеологией),направление психодинамики, поддерживаемое приверженцами психоанализа,взгляды Адлера и т.д., а также организменный холизм Гольдштейна. Правильноеопределение понятия синдрома может стать теоретической основой дляунифицированного мировоззрения, которое мы назвали холистическо-динамическими которое противопоставляем атомистическому. Эту функцию могла выполнить иконцепция гештальта, если ее расширить в указанном нами направлении исконцентрировать на человеческом организме и его внутренних мотивациях. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ СИНДРОМОВ (ДИНАМИКА СИНДРОМА) Взаимозаменяемость Отдельные составляющие синдрома являются взаимозаменяемыми илиэквивалентными в функциональном смысле, о чем мы говорили в предыдущихпараграфах. Это проявляется в том, что два ведущих себя по-разному, ноимеющих одну и ту же направленность симптома могут заменять друг друга,выполнять одну и ту же работу, быть равновероятными. В этом смысле взаимозаменяемость симптомов поведения истеричногочеловека достаточно очевидна. В известном классическом примерепарализованная нога могла быть "вылечена" с помощью гипноза или другойпредложенной методики, но затем у больного неизбежно появлялся следующийсиндром ѕ к примеру, парализованной руки. В работах Фрейда также встречаетсямножество примеров эквивалентных симптомов. Например, боязнь лошадей можетозначать или замещать подавленный страх перед отцом. В человеке, чувствующемсебя защищенным, все выражения поведения взаимозаменяемы в том смысле, чтовсе они отражают одно и то же ѕ его уверенность в своем положении. Вупоминавшемся ранее примере радикализм обеспеченных людей, желающих помочьчеловечеству, может привести либо к политическому экстремизму, либо кфилантропии, либо к любви к ближнему, либо к привычке подавать милостынюнищим. В общем случае, как только становится известно о том, что уверенный вбезопасности своего положения человек к тому же и богат, сразу же с большойстепенью вероятности можно утверждать, что он проявит определенную добротуили заинтересованность социальными проблемами, но в чем это выразитсяконкретно, предсказать невозможно. Такие эквивалентные симптомы илипроявления могут быть названы взаимозаменяемыми. Циркулярная детерминация Наилучшее описание этого явления дается в психопатологическихисследованиях. Понятие порочного круга, данное Хорни(197), является частнымслучаем такого определения. В ее работе делается попытка описать непрерывныйпоток динамических взаимодействий внутри синдрома, в котором каждая егочасть определенным способом воздействует на все остальные и, в свою очередь,сама также испытывает на себе их влияние ѕ причем эти процессы происходятодновременно. Полная невротическая зависимость подразумевает ожидание крушенияпланов. Это состояние неминуемо вызывает раздражение ѕ в дополнение к ужеимеющимся беспомощности и полной несамостоятельности, вызванным признаниемсвоей слабости. Этот гнев, как правило, направляется против того, от когоданный человек зависит и с чьей помощью он надеется избежать неприятностей;такой гнев немедленно ведет к появлению чувства вины, тревоги и страха передвозмездием и т. д. Подобное состояние в первую очередь имеет отношение к темфакторам, которые и создают потребность в полной зависимости. Обследованияпациентов, подверженных невротической зависимости, показали, что многие извызвавших ее факторов непрерывно развиваются и взаимно усиливают друг друга.В то время как генетический анализ может показать приоритет однойособенности характера относительно другой, динамический анализ никогда неприведет к подобному результату, так как подразумевает, что все факторы вравной мере являются и причинами, и следствиями. Нередки случаи, когда человек пытается поддержать в себе ощущение того,что он находится в безопасности, за счет властной и высокомерной манерыповедения. Он не избрал бы такую манеру поведения, если бы не чувствовалсвоей отверженности и неприязненного отношения других людей (собственнойнезащищенности). Однако такое поведение заставляет людей не любить его ещебольше, что, в свою очередь, укрепляет в нем надменность и высокомерие ит.д. Такой способ циркулярного детерминирования особенно явно проявляется врасовых предубеждениях. Люди, испытывающие ненависть к другим, частоуказывают на существование определенных обстоятельств, которые извиняют ихчувства, но эти обстоятельства нередко являются результатом их же ненавистии неприятия людей иного цвета кожи.10 Если бы для описания понятия циркулярной детерминации мы использовалиболее знакомую нам причинно-следственную терминологию, тогда следовало бысказать, что факторы А и В являются и взаимопричинами, и взаимоследствиями ѕили, другими словами, они взаимозависимые, взаимоподдерживающие иливзаимоукрепляющие. Тенденция хорошо организованного синдрома к самосохранению исопротивлению изменениям Каким бы ни был уровень защищенности, повысить или понизить его оченьтрудно. Этот феномен чем-то напоминает описанную Фрейдом сопротивляемость,но имеет более широкое и общее применение. Так, тенденция придерживатьсяпривычного образа жизни обнаруживается как у здорового, так и у больногочеловека. Тот, кто склонен верить, что все люди по природе хорошие, будетоказывать сопротивление любым попыткам изменить его убеждение, точно так же,как и тот, кто думает, что все люди по природе плохие. Фактически этосопротивление изменениям может быть определено в терминах трудностей, скоторыми встречается психолог-экспериментатор, пытаясь повысить или понизитьу испытуемого уровень его защищенности. Личностные синдромы иногда могут сохранять свое относительноепостоянство даже при самых неожиданных изменениях внешних условий. Известнонемало примеров сохранения ощущения защищенности у эмигрантов, которыеподвергались длительным и тяжелым испытаниям. Исследования моральногосостояния людей в районах, подвергавшихся бомбежке, также предоставляют намдоказательства удивительной стойкости духа, которую большинство здоровыхлюдей демонстрируют по отношению к ужасам окружающей обстановки. Статистикапоказывает, что депрессии и войны не приводят к значительному расширениюсферы распространения психозов. Изменения синдрома защищенности обычнонаходится в большой диспропорции с переменами во внешнем окружении, которыеѕ как иногда кажется ѕ практически не вызывают никаких личностных изменений. Немецкий эмигрант, известный как обладатель большого состояния, приехалв Соединенные Штаты уже без ничего. Однако, согласно поставленному диагнозу,он был признан вполне нормальным. Более тщательное обследование показало,что его основная жизненная философия совсем не изменилась. Он все ещесчитал, что человеческая природа по сути своей абсолютно здоровая ѕ и этодает шанс; и что отвратительные события, свидетелем которых он был,объясняются лишь "внешними причинами. Беседы с людьми, которые знали его вГермании, показали, что он придерживался тех же самых убеждений и до своегофинансового краха. Существует немало примеров, когда пациенты оказывали сопротивлениеусилиям психоаналитиков. Иногда после длительных исследований у пациентаможно было обнаружить поразительное понимание им ложности некоторых своихубеждений и пагубности их последствий. Но вопреки этому он продолжаетдержаться за свои убеждения с непреклонной твердостью. Тенденция хорошо организованного синдрома к самовосстановлению послеизменения Если уровень синдрома подвергся принудительному изменению, то нередкоможно наблюдать, как через некоторое время он вновь возвращается к исходномусостоянию. Например, переживание, вызванное травмой, часто носит преходящийхарактер. В таких случаях наблюдается спонтанная перенастройка кпредшествующему status quo. Бывают ситуации, когда симптомы, вызванныетравмой, исчезают с особенной легкостью (271). Иногда такая тенденцияповедения синдрома может быть определена как один из процессов в обширнойсистеме изменений, в которую включены и тенденции других синдромов. Следующий случай является довольно типичным. Сексуально неграмотнаяженщина, пообщавшись со своим столь же неподготовленным в этом вопросемужем, была неприятно поражена своим первым брачным опытом. В результате унее произошло снижение общей самооценки. Проведенное обследование отметилоизменения в большинстве аспектов синдрома, в ее поведении, жизненнойфилософии, мечтах, отношении к окружающим и т.д. В это время с ней, внеформальной обстановке, было проведено обсуждение возникших у нее проблем,и она получила столь необходимые ей поддержку и сочувствие. Во время беседы,продолжавшейся около пяти часов, ей дали несколько простых советов. Неисключено, что именно благодаря этому она постепенно смогла вернуться котносительно нормальному состоянию, но все же так и не достигла прежнегоуровня уверенности в себе. Она ощущает незначительные, но устойчивыепоследствия негативного опыта ѕ возможно, сохраняющиеся из-за эгоизма еемужа. Но что еще удивительнее, так это ѕ прочная вопреки всему тенденциядумать и верить так же, как она думала и верила до замужества. Похожаякартина резкого изменения с последующим полным, хотя и медленнымвыздоровлением, наблюдалась после повторного брака у женщины, чей первый мужстал душевнобольным. Благодаря этой тенденции люди способны оправиться от нервного шока ѕправда, не сразу, а спустя какое-то время. После смерти жены или сына,банкротства или другой подобной психической травмы человек может некотороевремя испытать сильнейшее душевное расстройство, но затем почти полностьювосстановиться. Только хронически тяжелые внешние обстоятельства или сложныемежличностные отношения могут привести к необратимым изменениям впсихическом здоровье. Тенденция синдрома к изменению Q целом Эта тенденция, уже обсуждавшаяся ранее, возможно, является самойпростой из всех рассматриваемых. Если синдром полностью меняется в какой-тосвоей составной части, то правильно выполненное исследование всегда покажетналичие изменений в том же направлении и других его частей. Довольно частотакие изменения наблюдаются почти во всех составных частях синдрома. Причинаэтих перемен нередко не замечается потому, что их попросту не ожидали и непроводили необходимых наблюдений. Следует обратить внимание на то, что эта тенденция к холистическомуизменению, подобно всем другим, о которых мы уже говорили, является толькотенденцией, склонностью, а не непреложным фактом. Известны случаи, в которыхспецифические стимулы имели особый, локализованный эффект, не носящийвсеобщего характера. Однако, если исключить сверхочевидные психическиерасстройства, то такие ситуации наблюдались довольно редко. В проведенном в 1935 году эксперименте по повышению самоуважения спомощью внешних средств (результаты этого эксперимента не были опубликованыв печати), участница получила задание вести себя в напористой манерепримерно в двадцати самых разных ситуациях. (Например, она должна былапроявить настойчивость в бакалейной лавке, хозяин которой раньше всегдаодерживал над ней верх в спорах о качестве продаваемого им товара.) Послеокончания эксперимента, продолжавшегося три месяца, провели комплексноеобследование личностных изменений участницы.12 Нет никаких сомнений в том,что у нее произошел качественный скачок в собственной самооценке. Поменялсяхарактер ее сновидений. Она стала покупать платья, подчеркивающиедостоинства ее фигуры и скрывающие недостатки. Ее поведение в интимной жизнистало более непосредственным, что не осталось незамеченным мужем. Она началапосещать бассейн вместе с друзьями, хотя раньше стеснялась появляться налюдях в купальнике. В общем, она стала чувствовать себя уверенно в самыхразных ситуациях. Эти перемены в манерах не были подсказаны ей со стороны,они произошли спонтанно, без осознания ею важности происходящего. Такимобразом, изменение поведения могут привести к изменению личности. Одна очень неуверенная в себе женщина, проходившая обследование черезнесколько лет после вступления в на редкость счастливый брак,продемонстрировала заметный рост самоуважения. Когда я впервые беседовал сней до замужества, она чувствовала себя одинокой и никем не любимой. Будущиймуж в конце концов смог убедить ее в своей любви, что было, к слову сказать,совсем непросто, если учесть ее крайнюю неуверенность в себе, и онипоженились. Теперь она чувствует, что не просто любима мужем, но стала длянего желанной. Она начала с легкостью завязывать знакомства, хотя раньшебыла на это неспособна. Ее недоброжелательность к людям исчезла. В нейпоявились доброта и мягкость, качества, которые я с трудом мог разглядеть вней до замужества. Некоторые специфические симптомы заметно ослабли илиполностью исчезли ѕ например, ночные кошмары, страх перед необходимостьюпойти в гости или оказаться среди незнакомых людей, постоянное ощущениетревоги, боязнь темноты, нежелательные навязчивые фантазии. Тенденция к внутреннему постоянству Даже очень неуверенные в себе люди в некоторых случаях могутупорствовать в своем поведении, своих убеждениях или чувствах, что являетсяхарактерным признаком уверенности в себе. Так, хотя у неуверенных в себелюдей чаще наблюдаются ночные кошмары и тревожные сны, все же в большинствеслучаев общий фон их сновидений не является неприятным. Однако дажесравнительно слабые изменения окружающей обстановки могут вызвать у такихлюдей негативные изменения характера их снов. По-видимому, здесь сказываетсяособое давление на эти неустойчивые элементы, всегда воздействующее такимобразом, чтобы подтянуть их до соответствия с остальными элементамисиндрома. Люди с низкой самооценкой обычно бывают скромными и застенчивыми.Поэтому многие из них часто или вовсе не появляются на людях в купальныхкостюмах, или делают это, испытывая сильное смущение. Тем не менее однадевушка, несомненно имевшая невысокую самооценку, регулярно появлялась напляже в довольно открытом купальнике. Впоследствии, из разговоров с нейвыяснилось, что она очень гордится формами своего тела, которые считаетидеальными. Подобное мнение о своей фигуре, а также поведение на пляже,выглядели для нее, по меньшей мере, необычно. Однако, дальнейшее знакомствос девушкой продемонстрировало противоречивость ее позиции в этом вопросе,так как чей-либо слишком пристальный взгляд мог заставить ее быстро одеться,а то и вовсе уйти с пляжа. Поведение окружающих убеждало ее в том, что у неепривлекательные формы; она понимала, что должна вести себя соответствующимобразом и пыталась это делать, но ей мешали особенности ее характера. Специфические страхи нередко проявляются и у очень уверенных людей,которые практически ничего не боятся. Эти страхи часто могут быть отнесенына счет особых условий. Как мне удалось установить, таким людям легко помочьизбавиться от подобных страхов. Для этого бывает вполне достаточно такихнесложных психотерапевтических приемов как смена обстановки, воздействиечьего-либо примера, словесная поддержка, вразумительное объяснение причиныих беспокойства. Однако, такие меры гораздо менее эффективны для борьбы сострахами неуверенных в себе людей. Можно сказать, что страх, несогласующийся с основными чертами личности, излечивается довольно просто, астрах, присущий личности в целом, гораздо более живучий. Другими словами, уверенный в себе человек имеет тенденцию к тому, чтобыстать крайне в себе уверенным, а человек, обладающий высокой самооценкой,имеет тенденцию к дальнейшему ее росту. Тенденция к экстремальному уровню синдрома Наряду с консервативными силами, о которых мы уже говорили, существует,по крайней мере, одна противоположная сила, берущая начало из внутреннейдинамики синдрома, способствующая скорее его изменению, чем сохранению. Речьидет о тенденции превращения просто неуверенного в себе человека в человека,крайне в себе неуверенного, а уверенного в себе человека в человека, крайнев себе уверенного.13 Неуверенный в себе человек каждое внешнее воздействие, каждыйраздражитель организма будет с большей вероятностью истолковывать скорее какнечто опасное, чем безопасное. Например, снисходительная улыбка будетрассматриваться как обидная насмешка, простая забывчивость ѕ какпренебрежение, невнимание ѕ как неприязнь, а умеренное проявление чувств ѕкак безразличие. По мнению такого человека, в мире происходит большеопасных, чем безопасных событий. Можно сказать, что для него степеньважности события определяется степенью его опасности. Поэтому он медленно,но верно движется к состоянию крайней неуверенности. Эта тенденцияусиливается и за счет того, что поведение такого человека обычно бываетненадежным, что порождает у окружающих чувство неприязни к нему, а это, всвою очередь, делает его поведение еще более ненадежным ѕ и далее все потому же порочному кругу. Таким образом, своей внутренней динамикойнеуверенный в себе человек добивается как раз того, чего больше всегобоится. Вот самый обычный пример ревнивого поведения. Оно обусловленонеуверенностью в своем положении и практически всегда порождает дальнейшеенеприятие и еще более глубокую неуверенность. Один человек так объяснял своюревность: "Я безумно люблю свою жену и боюсь, что, если она разлюбит меня ибросит, это станет моей жизненной катастрофой. Поэтому меня очень беспокоятее дружеские отношения с моим братом". В результате он начал предприниматьмеры, чтобы прекратить эту дружбу. Конечно, все это выглядело настолькоглупо, что он стал терять любовь и жены, и брата. Это, разумеется, сделалоего еще более ревнивым. Сложившийся порочный круг был разорван с помощьюпсихолога, который сначала научил ревнивца, как сдерживать проявленияревности, даже если ее испытываешь, а затем приступил к более важной задачеосвобождения от чувства общей неуверенности. Тенденция синдрома к изменению под влиянием внешних воздействий Занимаясь вопросами внутренней динамики синдромов, легко забыть, чтовсе синдромы, конечно же, реагируют на внешние обстоятельства. Этоточевидный факт упоминается здесь только ради законченности изложениявопроса, а также в качестве напоминания о том, что личностные синдромыорганизма не являются изолированными системами. Величины, используемые для описания синдрома Наиболее важной и наиболее наглядной величиной является уровеньсиндрома. Каждый человек имеет высокий, средний или низкий уровеньуверенности в безопасности своего положения и высокий, средний или низкийуровень самоуважения. Совсем не обязательно подразумевать, что этапеременная представляет собой континуум, можно просто считать, что онаизменяется от большого к малому, от низкого к высокому. Качество синдромаглавным образом обсуждается в связи с синдромом самоуважения или синдромомдоминирования. Феномен доминирования наблюдается у различных видов приматов,но у всех он проявляется по-разному. У людей с высокой степенью самоуважениямы можем различать по крайней мере два сопутствующих качества ѕ одно изкоторых мы обозначим как подавление, другое ѕ как силу. Человек, обладающийвысоким самоуважением и чувствующий себя защищенным, демонстрируетуверенность в своих силах в благожелательной, дружелюбной, располагающей квзаимному сотрудничеству форме. Напротив, человек с высокой степеньюсамоуважения, но не чувствующий себя в безопасности, склонен не столькопомогать более слабым людям, сколько подавлять и унижать их. В этом примереоба человека имеют высокую степень самоуважения, но пррявляется это у нихпо-разному ѕ в зависимости от других душевных качеств. У крайне неуверенныхв себе людей их неуверенность может проявляться в разном виде. Например, онаможет принимать форму исключительно замкнутого и уединенного образа жизни(при низкой степени самоуважения) или выражаться в агрессивности,враждебности и злобе (при высокой степени самоуважения). Культурная детерминация выражения синдрома Не вызывает сомнения, что взаимосвязь культуры и личности слишкомглубока и сложна, чтобы быть изложенной в нескольких словах. Тем не менее,стоит напомнить, что то, какие главные цели ставит перед собой человек и какон их достигает, во многом зависит от его культурного уровня. Степень егосамоуважения во многом, хотя и не во всем, также определяется этим фактором.То же справедливо и для такого чувства, как любовь. Мы завоевываем любовьдругого человека и проявляем наше чувство к нему разными способами,отражающими наш уровень культуры. То, что роли, которые люди играют вобществе, отчасти несут отпечаток культуры, нередко приводит к разнице впроявлениях личностных синдромов. Например, в нашем обществе мужчинам свысокой степенью самоуважения позволяется выражать этот синдром гораздоболее открыто и многообразно, чем женщинам. Что же касается детей, то у нихсовсем мало возможностей проявить свое самоуважение. Следует также обратитьвнимание на то, что часто именно от уровня культуры зависит, как будетвыражаться тот или иной синдром ѕ будь то уверенность, самоуважение,общительность, активность и т.д. Этот факт особенно наглядно проявляется приисторическом анализе культуры и сравнении культур разных народов. Например,средний представитель племени добу, как и предполагается, оказывается болеевраждебным, чем средний представитель племени арапеш. Что же касаетсясредней современной женщины, то она наверняка продемонстрирует более высокуюстепень самоуважения, чем средняя женщина, жившая сто лет тому назад. Организация личностного синдрома До сих пор мы рассуждали о синдроме, предполагая, что его составныечасти также однородны как, например, капли влаги, образующие туман. На самомже деле это не так. В синдроме мы обнаруживаем иерархию по степени важностии кластеры ѕ группы, связанные определенным признаком. Этот факт ужедемонстрировался на примере синдрома самоуважения ѕ самым простым способом спомощью метода корреляции. Если разложить этот синдром на отдельныесоставляющие, то каждая из них должна быть взаимосвязана с другимисоставляющими так же тесно, как и с синдромом в целом. Однако, на самом делесамоуважение (измеренное в целом) коррелирует с разными своими частямипо-разному. Например, как следует из данных исследования, выполненногоSocial Personality Inventory (313), коэффициент корреляции синдромасамоуважения с раздражительностью составляет r = -0,39, со стремлением кразнообразию в сексуальных отношениях г = 0,85, с сознательным чувствомподчиненности г = -0,40, со способностью приходить в замешательство вразличных ситуациях г = -0,60, с осознанными страхами г = -0,29 (305, 311). Данные клинических обследований также подтверждают тенденциюобъединения в кластеры частей, которые по своей сущности кажутся близкимидруг другу. Например, группировка таких черт характера, как соблюдениеусловностей, нравственное поведение, скромность и уважительное отношение кзаконам представляется вполне естественной, так же как и объединениепротивоположных черт ѕ самоуверенности, самообладания, решительности ибеззастенчивости. Эта тенденция объединения в кластеры дает нам возможность провестиклассификацию симптомов синдрома, но когда мы действительно делаем попыткуэто осуществить, мы наталкиваемся на определенные трудности. В первуюочередь это касается общих проблем классификации ѕ то есть выбора техпринципов, на основе которых будет строиться классификация. Разумеется, еслимы имеем все данные и представляем общую картину их внутренних связей, тонайти решение будет несложно. Но когда ѕ как в нашем случае ѕ мы приступаемк классификации, не будучи в достаточной степени осведомленными, навернякамы вскоре обнаружим, что временами вынуждены действовать произвольно, необращая внимания на то, насколько наши попытки соответствуют внутреннейприроде материала, с которым мы работаем. Такое внутреннее развешивание погроздям дает ѕ как в нашем случае ѕ исходный ключевой ориентир, указательдля определения общего направления. Однако с такой спонтанной группировкойможно зайти так далеко, что в конце концов уткнешься в тупик, где вообщетеряется восприятие всех внутренних связей, и тогда приходится вновьначинать действовать на основе лишь собственных предположений. Во-вторых, очевидные трудности появляются тогда, когда мы работаем синформацией о синдроме. Вскоре, как правило, мы обнаруживаем, что, занимаяськлассификацией, любой личностный синдром можно отнести к десятку, а то и ксотне, или даже тысяче групп ѕ как нам угодно, в зависимости от того, что мыимеем в виду. Мы подозреваем, что обычная попытка классификации являетсяпросто новым проявлением атомистического, коннекционистского мировоззрения.Разумеется, применение методов атомизма к взаимозависимым данным не можетпродвинуть нас далеко вперед. В самом деле, чем же является классификация,как не разбиением целого на отдельные, изолированные части? Как же следуетего выполнять, если наши данные больше не различимы и не отделимы друг отдруга? В таком случае нам, вероятно, следует отказаться от атомистическогоподхода и обратиться к холистическим принципам классификации ѕ так же как всвое время мы отказались от редуктивного анализа в пользу холистического.Следующие аналогии предлагаются в качестве указателя направления, на котороммы могли бы разыскать нужные нам холистические методы классификации. Уровни увеличения Это заглавие возникло благодаря проведению физической аналогии сработой микроскопа. Разглядывая невооруженным глазом на просвет тончайшийсрез живой ткани, можно многое узнать о его характерных особенностях, общейструктуре и внутренних связях. Получив представление об общей картине, можнозатем исследовать часть этого образца при незначительном, например,десятикратном, увеличении. Но теперь мы будем изучать эту часть исходногоматериала не изолированно, а с учетом ее связей с целым, представление окотором у нас уже имеется. Далее можно продолжить работу с еще большимувеличением ѕ например, в пятьдесят раз. Последующий более тонкий анализчастей целого будет ограничен лишь возможностями микроскопа.14 Можно также представить себе эти данные, классифицированными не в видепоследовательностей отдельных, независимых элементов, которые могутперемешиваться в любом порядке, но в терминах "содержащихся внутри другдруга" ѕ наподобие набора коробок, помещающихся одна в другую. Если мыусловно представим синдром в виде самой большой коробки, то его четырнадцатьсубсиндромов можно представить в виде содержащихся в ней четырнадцатикоробок меньшего размера (294). Внутри каждой из них помещаются коробкименьшего размера ѕ в одной четыре, в другой десять, в третьей шесть и т.д. Используя эти примеры как аналоги для исследования синдромов, вкачестве образца можно взять синдром защищенности и изучить его целиком ѕ тоесть на первом уровне увеличения. Конкретно это будет означать исследованиепсихологического "аромата", или цели, или направленности всего синдрома вего общей целостности. Затем мы можем взять один из его четырнадцатисубсиндромов и рассмотреть их на втором уровне увеличения. Этот субсиндромследует потом проанализировать как в целом, так и во взаимосвязи стринадцатью другими субсиндромами, но всегда рассматривать его какхолистический элемент общего синдрома уверенности. В качестве примера мыможем взять субсиндром подчинения силе, проявляющийся у людей, нечувствующих себя защищенными. Такие личности обычно испытывают нужду в силе,но проявляться это может у всех по-разному ѕ либо в виде чрезмерных амбиций,повышенной агрессивности, инстинкта собственничества, страсти к деньгам,обострения духа соперничества, склонности к предубеждениям и ненависти, либов виде противоположного типа поведения ѕ угодничества, покорности,мазохистских наклонностей и т.д. Очевидно, что и эти характерные особенностисами по себе также являются достаточно общими и могут анализироваться иклассифицироваться дальше. Их исследование возможно на третьем уровнеувеличения. Давайте выберем потребность в предубеждениях или склонность кним, и в качестве примера рассмотрим расовые предубеждения. Если мысобираемся провести грамотное исследование, то не должны анализироватьрасовые предубеждения изолированно. Следует сформулировать стоящую переднами задачу более полно, отметив, что мы изучаем тенденцию к предубеждению,которая является субсиндромом подчинения силе, который, в свою очередь,является субсиндромом общего синдрома незащищенности. Я не буду объяснять,что дальнейшие, все более и более тонкие исследования приведут нас начетвертый, пятый и последующие уровни увеличения. В качестве одного изаспектов этого сложного построения мы могли бы взять тенденцию оцениватьразницу цвета кожи, формы носа, языка, и рассматривать ее также как средствоподдержания уверенности в себе. Эта тенденция оценки различий имеетструктуру синдрома и может быть изучена как синдром. Чтобы быть болееточным, ее следует классифицировать как суб-суб-суб-субсиндром, который ибудет пятой коробкой в наборе. Подводя итог, необходимо отметить, что такой метод классификации,основанный на концепции скорее "содержащихся внутри друг друга", чем"отделенных от" может дать нам ключ к решению проблемы. Он позволяетучитывать особенности и частностей, и целого, не впадая при этом врассмотрение ни бессмысленных подробностей, ни бесполезных обобщений. Этотметод является одновременно и синтетическим, и аналитическим, он позволяетэффективно изучать как уникальные подробности, так и общие характеристики.Он отвергает принцип дихотомии, аристотелевское деление на группу А и группуне-А, но в то же время предоставляет нам удовлетворительную теоретическуюбазу для проведения классификации и анализа. Концепция концентрации синдрома Эвристический критерий, по которому можно отличить синдром отсубсиндрома, теоретически определяется с помощью концепции концентрации. Вчем заключается различие между естественными группами синдрома самоуважения?Мы уже установили, что соблюдение условностей, нравственное поведение,скромность и уважение законов легко объединяются в кластеры внутри группы,которая может быть дифференцирована от другой группы, образованной из такихчерт характера, как самоуверенность, самообладание, беззастенчивость инаглость. Разумеется, эти кластеры или субсиндромы взаимосвязаны между собойи самоуважением в целом. Помимо этого, внутри каждого кластера его элементытакже скоррелированы между собой. Возможно, что наше восприятие такогогруппирования ѕ то есть субъективное ощущение, насколько естественно такоеобъединение различных элементов, ѕ могло бы быть отражено в полученнойкорреляции, если бы мы каким-то образом смогли измерить эти элементы.Возможно, самоуважение и самообладание более тесно связаны между собой, чемсамообладание и пренебрежение условностями. По-видимому, в терминахстатистики, объединение в кластеры может означать высокую среднюю корреляциюмежду элементами этой группы. Это среднее значение внутренней корреляции,вероятно, будет выше, чем среднее значение между элементами двух разныхкластеров. Предположим, что внутри кластера среднее значение корреляции г =0,7, а среднее значение корреляции между элементами разных кластеров г =0,5. Тогда новый синдром, образованный за счет слияния двух кластеров илисубсиндромов, будет иметь среднюю корреляцию больше, чем г = 0,5 и меньше,чем г = 0,7, вероятно что-то около г = 0,6. По мере перехода отсуб-субсиндрома к субсиндрому и далее к синдрому среднее значение корреляциибудет снижаться. Это явление мы можем назвать изменением концентрациисиндрома. В дальнейшем, если только пользоваться этим понятием в разумныхпределах, оно сможет стать надежным Инструментом для проверки нашихклинических исследований.13 Из основного допущения динамической психологии следует, чтоскоррелированы меж собой могут быть не типы поведения, а значения этихповедений ѕ то есть, другими словами, рассматривается не само скромноеповедение, а качества, сопутствующие скромности, в их связи с остальныморганизмом. Кроме этого, необходимо осознавать, что даже динамическиепеременные не обязательно изменяются внутри единого континуума, вопределенных точках они могут принимать совершенно иные значения.Иллюстрацией этого могут служить последствия сильной потребности вродительской любви. Например, если ранжировать маленьких детей по степенипривязанности к ним отца и матери, то двигаясь по этой условной шкале всторону уменьшения родительских чувств, мы обнаружим, что при этом у детейпотребность в любви непрерывно растет. Однако, когда мы дойдем до крайнейточки шкалы, соответствующей отказу родителей от ребенка с первых дней послеего рождения, то обнаружим не резкий всплеск потребности в любви, а,напротив,Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 801;