ЛИЧНОСТЬ
Концепция хорошо адаптированной личности или установок высокойприспособляемости предполагает низкую планку для роста и достижений.Приспособиться может и корова, и раб, и робот. Супер-эго ребенка обыкновенно представляется как интроекция страха,наказания, недостатка в любви, заброшенности и т.п. Исследования говорят отом, что у детей и взрослых, которых окружает атмосфера любви, уважения,безопасности присутствует то, что мы называем совестью, основанной начувстве любви, желании доставлять радость другим людям и делать ихсчастливыми, а также на правде, логике, справедливости, постоянстве и долге.Поведение здорового человека в меньшей степени определяется чувствамистраха, ненадежности, вины, стыда, и в большей ѕ правдой, логикой,справедливостью, гармонией, красотой и т.п. Где исследования, посвященные бескорыстию? Независтливости? Силе воли?Силе характера? Оптимизму? Дружелюбию? Реальному видению мира?Самосовершенствованию? Отваге, дерзости? Искренности? Терпимости? Верности?Надежности? Ответственности? Самым естественным и очевидным предметом позитивной психологии являетсяизучение психологического здоровья (равно как и других видов здоровья ѕэстетического, физического, здоровой ценностной ориентации и т.п.). Нопозитивная психология предполагает также серьезное рассмотрение "хорошего"человека: надежного и уверенного в себе, демократа по натуре, спокойного,мирного, не чуждого состраданию, благородного, доброго, творческой личности,святого, героя, убежденного, одаренного ѕ иными словами, человека,воплощающего в себе все то лучшее, что есть в человеческой природе. Как формируются приветствуемые обществом качества ѕ добросердечие,совесть, стремление помочь ближнему, дружелюбие, солидарность, терпимость,жажда справедливости? Мы владеем богатейшим словарем психопатологии, а вот для описанияпсихологического здоровья или трансцендентности наш словарный запас весьмаскуден. У депривации и фрустрации есть и положительный эффект. Изучениесправедливого и несправедливого регулирования, а также саморегулирования,возможность которого появляется при непосредственном контакте с реальностью,показывает, что научение должно строиться на системе вознаграждений инаказаний, на принципах обратной связи. Исследование идиосинкразии и личности (а не индивидуальных различий вклассическом смысле). Нам нужна идеографическая наука о личности. Как получается, что принадлежащие одной культуре люди такие разные,такие непохожие друг на друга (общая культура, казалось бы, сглаживаетразличия и т.д.)? Что значит посвятить себя какому-то делу? Что заставляет человекавсецело отдаться делу, трансцендирующему его Эго? Откуда он узнает, каковоего призвание? Удовлетворенная, счастливая, спокойная, безмятежная, миролюбиваяличность. Вкусы, ценности, мнения и предпочтения самоактуализированных людейпокоятся скорее на внутреннем и детерминированном реальностью базисе, а нена относительном и внешнем. Этим объясняется их тяготение к справедливому, ане к неправедному, к истинному, а не к ложному, к красивому, а не кбезобразному. Такие люди живут в рамках системы неизменных ценностей, а не вмире роботов, где ценности отсутствуют напрочь (а есть только мода, прихоти,чужие мнения, подражание, соображения престижа). Уровень фрустрации и выносливость в определенных ситуациях чаще намноговыше в самоактуализированных людях. Это справедливо и для чувства вины,внутреннего противоборства и стыда. Отношения родителиѕдети обычно трактуются так, как если бы это былклубок сплошных проблем, единственно источник ошибок и конфликтов. Но этиотношения прежде всего дарят радость, удовольствие и величайшее наслаждение.И это верно даже в отношении тех подростков, о которых чуть ли не всегдаговорят как о посланном свыше наказании. Приложение В. ХОЛИСТИЧЕСКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ, ОРГАНИЗМЕННАЯ ТЕОРИЯ. ДИНАМИКА СИНДРОМАДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 757;