ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ. ВОСХИЩЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ТРЕПЕТ
Любовь благотворно воздействует на человека, но это еще не означает,что мы любим лишь потому, что ждем от любви какого-то результата. Мывлюбляемся не оттого, что стремимся ощутить влюбленность или испытать насебе все благотворные эффекты любви. Здоровая любовь не имеет цели илинамерения, она рецептивна и нетребовательна точно так же, какнепредумышленны радость, завороженность и восхищение, охватывающие человекапри созерцании ошеломляюще прекрасной картины. Психологи слишком многоговорят о целенаправленном поведении, о намерении, подкреплении,вознаграждении и прочих подобных вещах и уделяют слишком мало вниманияпереживаниям и состояниям, которые можно назвать высшими, ѕ благоговейномутрепету, охватывающему человека при встрече с прекрасным, восторгу, которыйсам себе служит наградой и поощрением. Восхищение и любовь самоактуализированного человека не преследуютникаких целей и не требуют вознаграждения; человек переживает ихидеографически (6), как состояние ради состояния, только ради переживания,роскошного и одновременно конкретного, переживает одухотворенно, в томвосточно-религиозном духе, о котором говорил Нортроп (361). Восхищение ничего не просит от человека, ничего не требует и ничего неполучает. Оно непреднамеренно и бесполезно, оно скорее пассивно-рецептивно,нежели активно-наступательно. В чем-то оно подобно состоянию даосскойсозерцательности. Созерцающий человек, ощутив трепет восхищения, никак невлияет на него, скорее само переживание изменяет человека. Восторженныйчеловек смотрит на мир взглядом наивного ребенка, не пытаясь оценить его, нестремясь найти ему применение, не критикуя и не восхваляя его; он завороженоткрывшимся ему чувственным опытом, поглощен своим переживанием, он уступаетему, позволяя вершить свой произвол. Это состояние можно сравнить с тойохотной безвольностью, которая охватывает купальщика, покачиваемого легкойволной, или с трепетным восторгом, смешанным с безличным интересом, котороеохватывает нас, когда мы наблюдаем, как заходящее солнце медленнорасцвечивает облака над горизонтом. Мы ничего не требуем от заката, не всилах повлиять ни на него, ни на рожденный им душевный трепет. В этом смысленаше восприятие свободно от личностных проекций, мы не вкладываем в негосвои бессознательные желания и стремления, мы не пытаемся придать ему форму,как делаем это, глядя на пятна Роршаха. Переживание не служит для насусловным сигналом и не становится символом, потому что за ним не стоитникакого подкрепления или вознаграждения. Оно не связано с хлебом, молоком,не связано с удовлетворением других базовых потребностей. Можно наслаждатьсякартиной, не воруя ее из музея, любоваться розой, не срывая ее с куста,восторгаться младенцем, не похищая его у матери, слушать пение соловья, несажая его в клетку. Таким же невмешательным образом человек может любоватьсяи наслаждаться другим человеком, не утверждая своего господства над ним.Разумеется, есть и иные стремления, заставляющие двух индивидуумов любитьдруг друга, но благоговейное восхищение, по-видимому, ѕ главнейший компонентлюбви. Признание этого факта влечет за собой ряд последствий, важнейшее изкоторых связано с тем, что наше наблюдение идет вразрез с большинствомтеорий любви. Очень многие теоретики в своих рассуждениях о любви исходилииз того, что люди скорее обречены на любовь, нежели увлечены ею. Так, Фрейд(138) говорит о запрете на сексуальное поведение, Рейк (393) толкует обэнергии вытесненного желания, и еще целый ряд авторов говорит онеудовлетворенных потребностях, вынуждающих человека поддаваться самообману,влюбляться в выдуманный образ партнера. Однако если рассматривать самоактуализированного индивидуума, тосовершенно очевидно, что он влюбляется так же, как мы реагируем на великуюмузыку ѕ распахиваясь навстречу своему переживанию, с восторгом и трепетомощущая, как она заполняет его душу. Такое восприятие музыки непреднамеренно,человек не ставит перед собой цели преисполниться музыкой. В одной из своихлекций Хорни определила здоровую любовь как способность воспринять другогочеловека per se, в его уникальной целостности, воспринять его как цель, а некак средство достижения цели. Такое восприятие можно назвать восхищенным,оно полно обожания, жажды познания, оно свободно от стремления использоватьпартнера. Очень хорошо сказал об этом Святой Бернард: "Любовь не ищетсмысла, кроме того, что заключен в ней самой, любви нет причины, как нет ейпредела; она сама себя порождает и сама себе служит наградой. Я люблюпотому, что люблю; я люблю потому, что я в состоянии любить..." (209). Теологическая литература изобилует подобными утверждениями (103), целькоторых состоит в том, чтобы отделить человеческую любовь от божественной. Воснове этой тенденции лежит допущение о том, что незаинтересованноевосхищение (восхищение, в котором нет личного интереса) и альтруистическаялюбовь не свойственны человеку, что это прерогатива высших сил. Но мы-тознаем, что это не так, мы-то знаем, что в любви здорового, развитого,зрелого человека обнаруживаются очень многие характеристики, преждесчитавшиеся исключительно божественными. Мне кажется, что перечисленные феномены здоровой любви становятся болеепонятными в контексте сформулированных выше теоретических постулатов.Во-первых, мне хочется напомнить об отличиях дефи-Циентной мотивации отмотивации роста (295). Мы определили самоактуализированных индивидуумов каклюдей, удовлетворивших свои потребности в безопасности, принадлежности,любви, уважении и самоуважении и потому не мотивированных этимипотребностями. Но, если это так, то почему же тогда человек, удовлетворившийсвою потребность в любви, все-таки влюбляется, все-таки любит? Очевидно, чтолюбовь такого индивидуума будет иной, нежели любовь индивидуума, неудовлетворившего свою потребность в любви, ѕ последний любит потому, чтонуждается в любви, тоскует о ней, жаждет ее, потому, что ему недостает любвии он обречен на стремление восполнить этот патогенный дефицит (дефициентнаялюбовь, Д-любовь).43 Самоактуализированный индивидуум не испытывает дефициентной нужды ипотому свободен идти вперед, выше, он волен в своем стремлении к развитию,росту, зрелости, то есть к актуализации и воплощению высших индивидуальных иобщевидовых потенциалов. Любое его желание, любой поступок представляетсобой эманацию роста и свободного, вольного самовыражения, в котором нетничего от функциональности или преодоления. Он любит, потому что любовьприсуща ему, потому что любовь ѕ такая же неотъемлемая часть его существа,как доброта, честность и искренность; он не стремится к любви и не ищет ее,это состояние для него так же естественно и спонтанно, как сила сильногомужчины, как запах розы, как грация кошки, как ребячество ребенка. Еголюбовь так же эпифеноменальна и немотивирована, как процесс роста иразвития. В любви самоактулизированного индивидуума нет старания, преодоления,напряжения, которые так характерны для любви обычного человека. Еслиговорить на языке философии, то любовь для него ѕ не только аспектстановления, но и аспект бытия, и потому ее можно назвать высшей любовью,любовью на уровне Бытия или любовью к Бытию другого.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 833;