ЗАБОТА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЩНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Одной из важнейших характеристик здоровой любви выступает идентификацияпотребностей любящих людей или объединение иерархий базовых потребностейпартнеров в единую иерархию. В результате такого объединения у партнероввозникают общие потребности, они не делят потребности на свои личные желанияи желания партнера. Эго каждого из них расширяется, принимая в себя Эгодругого до такой степени, что иногда можно сказать, что два любящих человекасливаются в единое целое, становятся одним человеком, одним Эго. Эту мысль впервые высказал Альфред Адлер (2, 13). Несколько позже ЭрихФромм в своей книге Man for himself (148) предложил такое определение любви(pp. 129ѕ130): "Любовь ѕ общее чувство двух любящих людей, по крайней мере, до техпор, пока существует связь между объектом любви и собственным Я человека.Истинная любовь является выражением продуктивности личности, онапредполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Любовь ѕ не эмоцияи не аффект, это активное стремление к возвеличиванию любимого человека и кего счастью, берущее начало из способности любящего любить". Хорошо сказал о любви Шлик (413а, р. 186): "Социальные импульсы ѕ это определенного рода личностные диспозиции,благодаря которым сама мысль о возможном удовольствии или неудовольствиидругого человека становится для субъекта приятным или неприятнымпереживанием (даже само присутствие этого человека, сам факт егосуществования может, благодаря этим импульсам, вызвать у субъекта чувствоудовольствия). Естественным следствием этих диспозиций является тот факт,что радость другого человека выступает как цель поведения субъекта;достижение этой цели вызывает у него чувство радостного удовлетворения,радость и удовольствие другого становятся его собственной радостью и егособственным удовольствием". Как правило, идентификация потребностей проявляется в видеответственности за любимого человека и заботы о нем. Любящий муж искреннерадуется радости жены. Любящей матери мучительно больно слышать, как кашляетее ребенок, она с радостью согласилась бы заболеть вместо него, потому чтоболезнь ребенка приносит ей больше страданий, чем ее собственная болезнь.Если уж мы заговорили о болезнях, то было бы любопытно рассмотреть, каквлияет болезнь одного из супругов и вызванная ею необходимость ухода наотношения между супругами в счастливых и в несчастливых семейных парах. Вхорошей семье болезнь одного их супругов воспринимается как несчастье двоих.В этом случае каждый из супругов чувствует свою долю ответственности заисправление неприятной ситуации и предпринимает все возможное для того,чтобы победить болезнь. Примитивный коммунизм, характерный для здорового,счастливого брака, проявляется не только в совместном ведении хозяйства, нои в чувстве взаимной ответственности супругов. Глядя на хорошую семью, мывидим, как воплощается в жизнь принцип "от каждого по способностям, каждомупо потребностям", причем в данном случае потребности любимого становятсяпотребностями любящего. При очень хороших отношениях между супругами заболевший партнерподчиняется заботе и уходу любящего с той же беззащитной доверчивостью, скакой уставший ребенок засыпает на руках у матери, он не боится показатьсяслабым, не боится вызвать осуждение или раздражение партнера. Оченьхарактерно, что в менее здоровых семьях болезнь одного из супругов, какправило, становится причиной тревоги и напряжения, которые испытывают всечлены семьи. Если муж понимает свою мужественность исключительно какфизическую силу, то болезнь, ослабляющая его, воспринимается им каккатастрофа. Если жена определяет свою женственность в терминах красоты ифизической привлекательности, то болезнь и все, что вредит еепривлекательности, станет для нее настоящей трагедией. Если муж разделяетзаблуждения жены относительно женственности, то их страдания еще болееусугубятся. Здоровым же людям не грозят подобные осложнения от болезней. В нездоровой семье муж и жена, хоть и живут вместе, на самом делеизолированы друг от друга, каждый из них существует в своей скорлупе инеспособен по-настоящему понять другого, не может познать его как самогосебя. Любое взаимодействие между группами или между отдельными индивидуумамиможно представить себе как испытание, как попытку двух одиночеств преодолетьразделяющую их пропасть. Понятно, что самым надежным мостом через этупропасть будет здоровая любовь. Для развития теоретических взглядов на любовь, как и для развитиянашего понимания альтруизма, патриотизма и т.п., большое значение имеетконцепция трансценденции Эго. Блестящий образец современного исследования,посвященного этой проблеме, исследования, выполненного на высокомтехническом уровне, являет собой книга Ангьяла (12). В этой работе авторпредпринял попытку анализа различных проявлений одной общей тенденции,которую он называет стремлением к гомономии, противопоставляя ее стремлениюк автономии, к независимости, индивидуальности и т.п. В настоящее время,опираясь на новые данные клинических и исторических исследований, мы можем суверенностью заявить, что Ангъял был прав, призывая учитывать эти двастремления при создании любых психологических классификаций. Мало того,сегодня уже кажется очевидным, что такое исключительно человеческоестремление как стремление к расширению границ своего Эго, стремление выйтиза его пределы можно считать потребностью ровно в том же смысле, в каком мыговорим о человеческой потребности в витаминах, в том же смысле, в каком мыговорим, что неудовлетворение потребности приводит к болезни. И в любомслучае несомненно, что самая верная дорога к самотрансценденции идет черезздоровую любовь.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 767;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.