ПРИЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПАРТНЕРА И УВАЖЕНИЕ К НЕМУ
Все известные философы, психологи и писатели, все серьезные мыслители,когда-либо писавшие о любви, обязательно указывали на то, что идеальной, илиздоровой, любви свойственно уважительное отношение партнеров киндивидуальности друг друга. Любящий человек видит в предмете своей любвиуникальную, неповторимую личность, рост и развитие которой вызывают у негорадость и чувство удовольствия. Подтверждением этой мысли могут послужитьмои наблюдения за самоактуализированными людьми. Эти люди обладают редкойспособностью радоваться успехам и достижениям любимого человека, личностныйрост любимого они не воспринимают как личную угрозу, он радует их. Онидействительно уважают своих партнеров, уважают глубоко и сущностно. Оченьхорошо сказал об этом Оверстрит (Збба, р. 103): "Любовь ѕ это не стремлениеобладать человеком, зачеркнуть его, напротив, это сущностная потребностьподчеркнуть человека. Любить ѕ значит признавать право человека быть самимсобой, быть уникальным". Столь же однозначен был в этом вопросе и Фромм (145, р. 261): "Важнейшим компонентом этой спонтанности является любовь, но не та"любовь", которая уничтожает Я другого, а любовь, которая выступает какспонтанное подтверждение индивидуальности другого, как объединение двухиндивидуальностей с сохранением и развитием каждой из них". Пожалуй, самымнаглядным примером такого уважения к партнеру может послужить муж, сгордостью рассказывающий знакомым об успехах своей жены. Другим образцомможет стать жена, принципиально не желающая ревновать своего мужа. Уважительное отношение к индивидуальности другого человека можетпроявляться в самых разных формах, и нужно уметь отличать его от любви кактаковой. Между любовью и уважением нет полного тождества, этосамостоятельные феномены, хотя они часто сопутствуют друг другу. Можноуважать человека, не любя его. Я не знаю, можно ли любить, не уважаялюбимого человека, не знаю, можно ли эти взаимоотношения с полным правомназвать любовью, но готов допустить и эту возможность. Во всяком случае, вуважительных отношениях часто обнаруживаются те же самые характеристики,которые присущи здоровой любви. Уважение обязательно предполагает признание автономности другогочеловека, признание за ним права на целостность и особость.Самоактуализированный человек не стремится использовать партнера в своихцелях, не предпринимает попыток поработить или унизить его, он готовсчитаться с его желаниями и потребностями, готов признать его неотъемлемоеправо на суверенитет. Этими же принципами руководствуетсясамоактуализированный человек в своих взаимоотношениях с детьми, ѕ покрайней мере, среди представителей нашей культуры никто не умеет так уважатьребенка, как это делают они. Занятно, но порой такое уважительное отношение к сексуальному партнерувнешне может выглядеть как полное неуважение. Дело в том, что принятый внашей культуре ритуал ухаживания за женщиной есть не что иное, как попыткамужчины извиниться перед женщиной за очевидное невнимание к ней, а, бытьможет, даже и выражение бессознательного стремления подчеркнуть своепревосходство над "слабым полом", презрения к нему. Например, у нас принятовставать при появлении дамы, подавать ей стул, пальто, руку, пропускать еевперед и оставлять за ней право выбора блюд в ресторане, но все эти нормы ипо происхождению и по существу подразумевают отношение к женщине как кслабому существу, неспособному позаботиться о себе, нуждающемуся в опеке изащите. Как правило, женщины с сильно развитым чувством самоуважениянастороженно относятся к этим внешним знакам уважения, понимая, чтоподлинным уважением здесь и не пахнет. Я заметил, что если мужчина на самомделе уважает женщину, то он обращается с ней как с равноправным партнером,как с товарищем, а не как с инвалидом или недоумком. В таких случаях мужчинымогут позволить себе даже пренебречь формальными нормами вежливости, ониведут себя в присутствии женщины свободно и естественно, чем нередковызывают осуждение окружающих и обвинения в неуважительном отношении кдамам.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 705;