Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
Адаптированностъ— уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения — удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован'либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация— всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и! капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).
Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными состовляющими его натуры. И натуре человека выделяют: 1) доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4) доминирующий эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования); 5) половую принадлежность; 6) интеллектуальныеспособности; 7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели — и все эти составляюшие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции Гарбузова В. И., можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I-«эгофильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род), III — «альтруистическому», IV — «исследовательскому», V — «доминантному», V! — «либертрофильному» (от латин. Libertas — свобода), VII — «дигнитофильному» (от латин. dignitas — достоинство). Приведём краткие личностные характеристики в рамках вышеприведенной типологии.
1. «Эгофильный тип». Сраннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли; на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностыо, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.
2. «Генофильныйтип». Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под *Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному— интересам детей, семьи. Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители — хранители семьи, генофонда рода, жизни. ,;
3. «Альтруистический тип». Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необходимое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному.
4. «Исследовательский тип».У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем Юбиратьея до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватьЛ вает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники! изобретатели, ученые — лица этого типа.
5. «Доминантныйтип». Сраннего детства наблюдается! стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить! цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная i в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой.
6. «Либертрофильный тип». Уже в колыбели дитя это-1 го типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту! против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. ]
Для людей этого типа характерны стремление к самостоя- ] тельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), тер- ] пимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, пред- ] расположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма.
7. «Дипштофильный тип».Уже в раннем детстве че- 3 ловек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсо- ] лютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безог- ] лядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих j прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт | самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу.
Реализация доминирующего инстинкта в жизненном пла- I не, образе жизни, профессии, отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, к дезадаптации и болезни.
ВОПРОС 94
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1626;