ОТЧУЖДЕННОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗМ
Тот факт, что самоактуализированные люди даже в любви способныоставаться отчужденными, сохраняют свою индивидуальность и личностнуюавтономность, может показаться парадоксальным, так как индивидуализм иотчужденность, на первый взгляд, абсолютно несовместимы с той особого родалюбовной идентификацией, которую мы обнаружили у само-актуалиэированныхиндивидуумов. Но это ѕ лишь кажущийся парадокс. Я уже говорил о том, чтоотчужденность здорового человека может гармонично сочетаться с егоабсолютной, полной идентификацией с предметом своей любви. Удивительно, но осамоактуализированных людях можно сказать, что они одновременно и самыебольшие индивидуалисты, и самые последовательные альтруисты, существа,крайне социальные и до восхищения способные любить. В рамках нашей культурыиндивидуализм принято противопоставлять альтруизму, эти два свойства приняторассматривать в качестве крайних пределов единого континуума, но мы ужеговорили о том, что Подобная точка зрения ошибочна и требует тщательнойкорректировки. В характере самоактуализированного человека эти качествамирно сосуществуют, на их примере мы в который уже раз видим разрешениенеразрешимой дихотомии. Мои испытуемые отличаются от обычных людей здоровой долей эгоизма исильно развитым чувством самоуважения. Эти люди не склонны без нуждыпоступаться своими интересами. Самоактуализированные люди умеют любить, но их любовь и уважение кдругим неразрывно связаны с самоуважением. Об этих людях нельзя сказать, чтоони нуждаются в партнере. Они могут быть чрезвычайно близки с любимымчеловеком, но они не воспримут разлуку с ним как катастрофу. Они нецепляются за любимого и не держат его на привязи, он не становится для нихякорем или обузой. Они способны на поистине огромное, глубочайшееудовлетворение от отношений с любимым человеком, но разлуку с ним онипринимают с философским стоицизмом. Даже смерть любимого не в состояниилишить их силы и мужества. Даже переживая очень бурный любовный роман, этилюди не отказываются от права быть самим собой, остаются единовластнымихозяевами собственной жизни и судьбы. Я думаю, что если мы сможем получить убедительные подтверждения этомунаблюдению, то это заставит нас пересмотреть или, по крайней мере, расширитьпринятое в нашей культуре определение идеальной, или здоровой, любви. Мыпривыкли определять ее как полное слияние двух Я, как утрату собственнойотдельности, как отказ от собственной индивидуальности. Все это верно, ноданные, которыми мы располагаем, позволяют нам предположить, что в здоровойлюбви наряду с утратой индивидуальности происходит и укреплениеиндивидуальности обоих партнеров, что слияние двух Я означает не ослабление,а усиление каждого из них. По-видимому, для самоактуализированного человекаэти две тенденции ѕ тенденция к самотрансценденции и тенденция к укреплениюиндивидуальности ѕ нисколько не противоречат друг другу, напротив, онидополняют и подкрепляют друг друга. Самотрансценденция возможна только приусловии сильной, здоровой самоидентичности.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 924;