Политические программы декабристов
Проявившиеся в первые годы правления Александра 2 либеральные тенденции и распространение в образованной среде либеральных идей способствовали появлению оппозиционных самодержавной власти тайных организаций, объединявшихся в общества: например, таких, как «Орден русских рыцарей» (1815), «Союз спасения» (1818), «Союз благоденствия» (1818), и образовавшихся в результате распада последней организации Северного и Южного обществ (с них, собственно, и началось движение декабристов). Участники тайных обществ составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.
Автором одной из таких программ был Павел Иванович Пестель (1793 – 1826), который родился в Москве в семье крупного чиновника. Пестель получил домашнее образование, продолжив его в Германии, а по возвращении в Россию окончил первым учеником Пажеский корпус. Участвовал в Отечественной войне 1812 г., и за храбрость был награжден золотым именным оружием. В 1821 г. был произведен в чин полковника, имея все перспективы для дальнейшей блестящей карьеры. Однако вместо этого Пестель встает на оппозиционный путь, и с целью нахождения путей преобразования общества и государства вступает в тайные союзы, а впоследствии становится главой и организатором «Южного общества». Программным документом этого общества стала написанная Пестелем «Русская Правда».
Результатом деятельности тайных обществ, как известно, стало восстание на Сенатской площади Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления которого П.И.Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни.
По своим философским воззрениям Пестель был материалистом и атеистом, а также приверженцем теории о естественном равенстве всех людей.
Основные моменты его политико-правовой доктрины таковы:
1) Государство представляет собой приведенное в законный порядок (т.е. управляемое с помощью законов) общество;
2) Целью государства и правительства является служение обществу и обеспечение благоденствия граждан посредством имеющихся у него средств (т.е. властных рычагов);
3) В случае нарушения взаимных прав и обязанностей государства и общества утверждаются беззаконие и тирания («государство входит в состояние насильственное и болезненное»);
4) Все существующие законы подразделяются на духовные (нормы Священного писания), естественные (вытекающие из природы человека) и государственные (т.е. постановления власти, направленные на достижение общественного благоденствия) (естественные законы “глубоко запечатлены в наших сердцах. Каждый человек им подвластен, и никто не в силах их низвергнуть”);
5) Общественные интересы и цели общего благоденствия обладают преимуществом перед групповыми и частными – их подчинение общим интересам является условием достижения общего блага;
6) Государственной устройство (абсолютная монархия) и социальный строй (крепостничество) России не служат интересам общего блага, основаны на произволе правителя (зловластие) и попрании законов, и поэтому должно быть упразднены.
Программа Южного общества – «Русская правда» - предлагает детально разработанный план социальных и политических преобразований в России, а также весь комплекс средств по их реализации. Ее основные моменты таковы:
1) Необходимы отмена крепостного права и безвозмездное наделение крестьян землей как на правах временного владения (волостная или общинная), так и на правах частной собственности; земля у помещиков выкупается постепенно (оброком или работой) с возмещением половины стоимости;
2) Формой правления Российского государства должна стать республика, основанная на Верховной законодательной власти (выборное Народное вече) и Управительной (Державная дума); контроль за их деятельностью вверяется Верховному собору, которому принадлежит «блюстительная власть»;
3) Избирательным правом пользуются все лица мужского пола по достижении 20 лет, за исключением находящихся в услужении;
4) Народное вече представляет собой однопалатный орган, избираемый на пять лет с ежегодной ротацией 1/5 его состава, принимает Конституцию и законы, обладает правом решать вопросы войны и мира;
5) Во главе системы исполнительной власти (министерства и ведомства) стоит выборная Державная Дума из 5 человек во главе с президентом, обладающая всей полнотой исполнительной власти Державной думе принадлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и все вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной Думы»;
6) Верховный собор состоит из избираемых пожизненно 120 членов (бояр), обладает правом утверждения принятых законов, осуществляет контроль за министерствами, назначает главнокомандующего армией и осуществляет разжалование чиновников за злоупотребления;
7) В плане административно – территориального устройства Россия должна представлять собой федерацию из 10 областей и 3 уделов: области подразделяются на губернии (по 5), губернии – на уезды, а уезды – на волости;
8) Происходит ликвидация сословий, титулов и привилегий, утверждается гражданское равноправие, и на всех граждан распространяются общедемократические права и свободы: неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний;
9) Все составляющие Россию народы признаются русскими и составляют единый народ (формируют единое гражданское состояние). В таком устройстве Россия будет иметь вид «Единородства, Единообразия и Единомыслия»;
Национальное самоуправление предоставляется только Польше, но при условии бесприкословного соблюдения порядков, определенных «Русской правдой».
Средством достижения прдполагаемой модели является революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и уничтожением всех членов царской семьи. Проведение в жизнь намечеенных мероприятий поручается Верховному Правлению во главе с диктатором, утвержденным на 10 – 15 лет (по содержанию напоминает программу действий Конвента, разработанную в 1793 г. одним из вождей якобинцев М.Робеспьером).
Со своими проектами конституции выступил и глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1796 – 1843). Он родился в Петербурге, в семье, принадлежащей к крупной землевладельческой аристократии. Домашнее образование получил под руководством отца, который был воспитателем царевичей Александра и Константина и попечителем Московского университета. Учился в университете на математическом факультете, не окончив который ушел добровольцем в действующую армию в 1812 г. Участвовал во многих сражениях в войне с Наполеоном, стал капитаном гвардии, дошел до Парижа.
Социально – политические взгляды Н.М.Муравьева сложились под влиянием французских просветителей, а также трудов греко – римских мыслителей и русских писателей и историков. Следует отметить, что будущий идеолог и лидер декабристов увлекался отечественной историей. Особенно сильное влияние на него оказала «История государства Российского» Н.М.Карамзина, хотя политические позиции великого историка казались ему слишком консервативными.
После возвращения из Парижа в 1816 г. начинается политическая деятельность Н.М.Муравьева. Он последовательно становится членом нескольких оппозиционных организаций: масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем и правителем «Северного общества». Он был арестован в декабре 1825 г. (после раскрытия полицией «Северного общества»), осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на двадцатилетний срок. Умер в 1843 г. и был похоронен в селе Урик Иркутской губернии.
Политическая программа Муравьева изложена им в трех проектах Конституции, последний из которых был написан в тюрьме и является самым радикальным. Среди источников его политико-правовых взглядов, помимо трудов французских просветителей и отечественных историков, следует назвать конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.
В отличие от атеиста Пестеля, Н.М.Муравьев был глубоко религиозным человеком, и соединил в своем учении постулаты новозаветного учения с доводами естественно – правовой доктрины. Опираясь на естественно – правовые аргументы, он пришел к выводу о противоестественности для России абсолютной монархии в форме самодержавия, несовместимой со здравым смыслом, свободой и собственным достоинством подданных: «Русский народ – свободный и независимый – не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя». Следуя этим принципам, Н.М.Муравьев формулирует основные принципы своего политико-правового учения:
1) Каждый народ образует свое государство по договору, сохраняя при этом свой суверенитет и не утрачивая естественные права («Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека… Всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права»);
2) Наилучшей формой правления для России является конституционная монархия, основанная на принципе разделения властей. Законодательная власть при этом вручается Народному вече, состоящему из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей. Верховная дума избирается на 6 лет и каждые два года обновляется на одну треть состава (общее число ее депутатов – 45). Члены Думы должны быть не моложе 30 лет и обладать недвижимым или движимым имуществом не менее 6 тысяч рублей серебром;
3) Палата представителей должна иметь в своем составе 450 членов и избираться сроком на два года. При этом правом законодательной инициативы обладают члены обеих палат и министры; законопроекты принимаются обеими палатами совместно, после чего поступают на подпись императору;
4) Главой исполнительной власти является монарх, полномочия которого определяются конституцией. Обладая большим объемом полномочий, он тем не менее подлежит контролю со стороны представительного органа; сама принадлежность к царской семе не предполагает для ее обладателей никаких особых привелегий;
5) По форме государственного устройства Россия должна представлять собой федерацию: вся страна должна подразделяться на области («державы»), выделяемые на основе исторических, экономических и географических критериев, в каждой из которых учреждается областное управление.
Областная держава не является самостоятельной единицей, не имеет собственной конституции, не ведет внешних сношений, не чеканит монету, и т.д., но при этом обладает достаточно широкими полномочиями по решению местных хозяйственных, административных и финансовых дел.
6) Областное правление должно состоять из двух палат: Областной (Державной) думы и Палаты выборных;
7) Державы, в свою очередь, должны делиться на уезды, все должностные лица в которых должны избираться. Этим лицам «вручается хозяйственная и административная власть на местах»;
8) Предполагается создание централизованной и отделенной от административной судебной власти, важнейшей функцией которой является соблюдение законов всеми ветвями власти и гражданами. Выстраивается иерархия судебных органов (совестные суды в уездах – областные суды – общегосударственное Верховное судилище), а судопроизводство осуществляется на принципах гласности, равноправия и состязательности;
9) Крепостное право должно быть отменено («Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным»). Крестьяне освобождаются без всякого выкупа: одновременно с личным освобождением «помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия… и по две десятины на каждый двор для оседлости их». В случае же успешного хозяйствования крестьяне имеют право «приобретать землю в потомственное владение»;
10) Все жители России объявляются равноправными, «гражданские чины и классы и уничтожаются». Одновременно провозглашаются равные для всех россиян права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом («Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который кажется ему выгоднейшим», и «всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также «излагать свои мысли невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам»).
Все предусмотренные конституцией Муравьева гражданские и политические права устанавливаются немедленно (Пестелевский проект, предполагавший переходный период под руководством диктатора, он осуждал, называя его «варварским и противным нравственности»). Особенно критиковал он предполагаемую организацию Временного Верховного правления, в котором усматривал опасность установления революционной диктатуры.
Давая же общую оценку декабризму как движению, следует отметить, что многие политические идеи декабристов опередили свое время, а пути их реализации в России не были продуманы их авторами до конца. При этом декабристы оказали огромное влияние как на современников, так и на последующее поколение революционеров (Герцен, Огарев, петрашевцы). Они стали первыми в России революционными идеологами, попытавшимися реализовать свои воззрения на практике.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1775;