Глава 33. Политические взгляды О.Конта
Огюст Конт (1798 – 1857) – выдающийся французский философ, основоположник философии позитивизма и один из основоположников современной социологической науки (он, собственно, и выделил ее в отдельную и специальную дисциплину). Он воспитывался в семье, строго придерживавшейся католических и монархических традиций, в отношении которых он вскоре стал убежденным оппозиционером. Получив образование в Парижской политехнической школе, он стал убежденным приверженцем естественнонаучного мировоззрения. Популярные в его эпоху республиканские идеи достаточно скоро сделали его убежденным радикалом. Тем более что правительство закрыло в 1816 г. политехническую школу, вынудив будущего основоположника научной социологии заниматься самообразованием – что только укрепило его антиклерикальные и либеральные убеждения. В 1817 г. он сближается с Сен – Симоном и до 1824 г. является его секретарем – т.е. имеет общение, которое, по его мнению, развило в нем «понимание политических наук», а кроме того, «усовершенствовало представления о других науках», дав в итоги «более правильный и более взвешенный взгляд на вещи».
Его предшественниками были такие мыслители как экономист и физиократ Тюрго, Кондорсе (идея эволюции) и социальный философ Сен - Симон. От Тюрго он заимствовал идею о поступательном развитии всех сфер общественной жизни (экономики, государственности, права и морали) под влиянием природных и экономических факторов, а также о существовании трех стадий в развитии общественного сознания (теологической, отвлеченно – философской и научно – механистической). От Кондорсе – принципы и приемы математического исследования социальных явлений, а также идею эволюционного развития общественных отношений в сторону усовершенствования, ликвидации неравенства и расширения человеческой свободы. От Сен - Симона, у которого он работал секретарем – идею создания новой, основанной на наблюдении и рациональном мышлении, имеющей практическую направленность науки об обществе (т.е. социологии).
Главное сочинение Конта – шеститомный «Курс положительной философии», опубликованный между 1830 и 1842 гг.
Основные моменты его учения таковы:
1) Назначением философии является не выявление сущности вещей (это метафизика), а выяснение на основе наблюдения причин происхождения и характера социальных или природных явлений, а также управляющих ими законов;
2) В сознании любого общества выделяются три последовательно сменяющих друг друга стадии – теологическая (преобладает религиозное мировоззрение), метафизическая (преобладает отвлеченное философское мышление) и позитивная (преобладает передовое научное мировоззрение): при этом только на последней стадии общество достигает высокого уровня индустриального развития;
3)Усвоение людьми научных знаний, развитие передовых промышленных технологий и умеренные социальные реформы способны обеспечить обществу стабильность, благополучие и счастье;
4) Управление обществом должно осуществляться наиболее преуспевающими в своей сфере деятельности людьми – банкирами, промышленниками и священниками позитивистской церкви, жестко контролирующими и планирующими все социальные процессы; в идеале все общество должно подразделяться на богатый и знающий патрициат и управляемый им пролетариат;
5) В разумно устроенном обществе все нравственные и общественные явления должны быть подчинены неизменным законам и моральным нормам, сформулированным с помощью позитивной философии;
6) Поскольку божественное право в нем не существует, все права людей по их общему согласию должны быть упразднены, помимо права человека исполнять свой долг перед обществом;
7) Источниками любых общественных изменений являются три фактора: раса, климат и политическая деятельность.
Новое учение Конта об обществе пользовалось широкой популярностью в Европе и в России. Его идеи о научно спланированном преобразовании общества, о преобладающей роли в нем промышленников – управленцев сказались на разнообразных концепциях социального прогресса 19 и 20 вв., а также предвосхищением технократических концепций (Д.Белл и Р.Арон) и теории «менеджериальной революции». В области правоведения большой резонанс вызвала контовская теория солидарности, получившая свое дальнейшее азвитие в учениях Л.Дюги, М.Ориу и П.А.Кропоткина.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1520;