Глава 32. Политико-правовые воззрения идеологов утопического социализма 19 в.
В первые десятилетия 19 в., когда либералы пытались укрепить и усовершенствовать буржуазные (т.е. гражданские) порядки, выступили мыслители, подвергшие эти порядки критике и попытавшиеся рационально (и наукообразно) сформулировать идеальные проекты общественного устройства, свободного от эксплуатации и угнетения. Поскольку в период их жизни конфликт между пролетариатом и буржуазией еще не принял антагонистических и радикальных форм, данные мыслители сохраняли надежду (иллюзию) о том, что возможно примирить противоположные социальные интересы и удовлетворить все общество в целом посредством мирных и эволюционных реформ.
1. Политико-правовая концепция А.Сен – Симона
Клод Анри Рувруа де Сен - Симон (1760 – 1825) – выходец из древнего аристократического рода Франции. Достаточно вспомнить, что его воспитанием и образованием руководили лучшие для той эпохи преподаватели, среди которых был знаменитый энциклопедист д`Аламбер. Сен - Симон прожил богатую и насыщенную событиями жизнь. В составе французских войск он принимал участие в борьбе северо - американских колоний за независимость. Был активным участником событий первых лет Французской революции. Будучи избранным в Национальное собрание Франции, где активно выступает за отмену основных привелегий дворянства и духовенства. Затем к мыслителю приходит разочарование итогами Французской революции, не принесшей облегчения жизни народа. Как следствие, с 1802 г. Сен – Симон всецело посвящает себя литературной работе, и прежде всего – сочинению проектов переустройства человеческого общества на разумной и рациональной основе. Главные труды, в которых Сен - Симон излагает свое видение будущего общественного строя – «Письма женевского обитателя» (1803) и «Промышленная система» (1821).
Ключевая идея политико – правого учения Сен - Симона – идея о неизбежности социального прогресса. Основные моменты его учения таковы:
1) Человеческое общество последовательно развивается от одной стадии к другой (теологической – античность и феодализм, метафизической – капитализм, и позитивной – социализм), и движется к совершенному «золотому веку», когда будет достигнуто счастье подавляющего большинства людей и возникнут широчайшие возможности для удовлетворения их потребностей;
2) В процессе развития обществ эпохи эволюционного органического развития сменяются периодами социального не равновесия и противоборства социальных групп;
3) Среди правовых норм важнейшую роль играют законы, устанавливающие не власть и форму правления, а законы, устанавливающие собственность и порядок пользования ею;
4) Социализм утвердится на позитивной стадии посредством постепенных реформ: устранение наследственной собственности, выкуп земель у владельцев, улучшение положения крестьян, а затем – отстранение от власти непроизводительных классов (феодалов, юристов, военных, землевладельцев – рантье) и передача ее в руки наиболее талантливых представителей промышленного класса (или индустриалов);
5) В новом состоянии общества сохранятся институт монарха, правительство (министерства) и представительные учреждения, но реальная власть сосредоточится в руках Совета промышленников; при этом активное участие народа в политике не подразумевается;
6) При новом строе сохранится частная собственность (т.е. капиталы заводчиков, торговцев и банкиров), а все общество будет превращено в единую, и централизованно управляемую по научному плану промышленную ассоциацию;
7) Новый порядок организации производства позволит достичь высочайшей производительности труда и благосостояния граждан, уменьшив тем самым значение законов, а также индивидуальных прав и свобод (люди будут удовлетворяться правильным образом жизни и научно организованным трудом);
Учение А.Сен - Симона не выражает однозначно интересы класса буржуазии либо пролетариата, но представляет собой утопию, предвосхищающую современные технократические концепции. В частности, учения Дж. Гэлбрейта об управленческом (менеджериальном) капитализме и «техноструктуре», согласно которому в условиях высокоорганизованного индустриального капитализма (крупных корпораций) главную роль играет не собственность, а качество управления, и выдвигается особый слой менеджеров, управляющих экономическими процессами в мировых масштабах.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1571;