Политико-правовые взгляды Р.Оуэна
Крупнейшим представителем английского социализма является Роберт Оуэн (1771 – 1858). Р.Оуэн родился в бедной семье, и ценой колоссальных усилий сумел добиться успеха и преуспевания. Как крупный предприниматель, он принимал активное участие в осуществлении промышленного переворота в Англии, и имел возможность наблюдать все пороки и всю несправедливость капиталистической системы. В итоге он разработал и предложил серию реформ, направленных на совершенствование организации производства и улучшение социально - экономического положения рабочих. В отличие от А.Сен - Симона, он выступил со своим учением в период обострения классовых конфликтов, возникших на стадии развития капитализма. Учитывая эти обстоятельства, а также собственный опыт в качестве промышленника, он создал конкретную программу реорганизации общества и системы промышленного производства.
Основные моменты его учения таковы:
1) Человеческий характер является результатом взаимодействия природных свойств индивида и окружающей среды, которая оказывает решающее влияние на формирование характера как отдельных индивидов, так и целых общественных классов;
2) Несовершенные и несправедливые капиталистические отношения ответственны за происходящее при них искажение человеческой природы – конкретно за темноту и невежество масс, падение нравов, господство духа алчности и ненависти;
3) Главным источником несовершенства капиталистического строя является существование при нем частной собственности;
4) Происходящее при капитализме бурное развитие производительных сил, рост промышленности и развитие науки и техники требуют перехода к более совершенной системе организации общества;
5) Переход к новой системе отношений будет осуществляться за счет изменения человеческого сознания под влиянием науки, а также путем создания отдельных ячеек высокоорганизованного общества (такую ячейку передовой организации Оуэн попытался создать на принадлежавших ему предприятиях);
6) Преобразования в пользу трудящихся в масштабах всего общества должны осуществляться мирным путем с помощью законов, а главными устроителями нового порядка должны выступить располагающие властью, капиталом и моральным авторитетом люди – монархи, министры, архиепископы, землевладельцы, промышленники, фермеры, купцы, и т.д., а также разнообразные ассоциации людей (предвосхищение благотворительного или фабианского социализма);
7) В результате реформ образуется новое кооперативное и высоконравственное общество, составленное из отдельных коммун или «поселков общности» с коллективным трудом, общей собственностью, а также с равенством прав и обязанностей своих членов; одновременно предполагаются взаимопомощь, рациональная система воспитания и образования, забота о больных и престарелых, и т.д.
В 30 – 40 - ые гг. Х1Х в. в странах Западной Европы широкое распространение получают учения в духе революционно – утопического коммунизма. Их создателями выступили такие мыслители, как Джеймс Бронтер О` Брайен (в Англии), Огюст Бланки и Теодор Дезами (во Франции) и Вильгельм Вейтлинг (в Германии). Признавая критику капитализма со стороны «эволюционных социалистов» (Сен - Симона, Фурье и Оуэна) и разработанную ими модель совершенного строя, они в то же время выступали за революционное свержение капиталистических порядков, отстранение от власти эксплуататоров и переход ее в руки народа, а также за принудительное уравнивание имущественного состояния всех членов общества. Одновременно предполагался определенный переходный период, предшествующий установлению передового коммунистического строя. Созданные этими мыслителями доктрины – предвосхищение учения К.Маркса и Ф.Энгельса о социалистической революции и диктатуре пролетариата.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1604;