Учение Гегеля о государстве и праве
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – выдающийся мыслитель, творчество которого занимает видное место в истории философской и политико-правовой мысли. Помимо этого, созданные Гегелем философское учение и метод (диалектика) являются одним из источников марксизма (напомним, что сам Маркс в студенческие годы был гегельянцем). Великий философ родился в г.Штуттгарте в семье чиновника, и получил образование в Тюбингенском теологическом институте. Жизнь Гегеля была небогата событиями. Он работал домашним учителем, преподавал философию сначала как приват-доцент в г. Иене (свою «Феноменологию духа» он закончил как раз за день до сражения под Иеной), далее в Нюрнберге, и затем – в качестве профессора Гейдельбергского и Берлинского университетов. При этом его собственно политические взгляды постепенно эволюционировали от радикализма к консерватизму. Так, в юности Гегель активно приветствовал Французскую революцию (хотя и осуждал якобинский террор), восхищался Наполеоном и презирал Пруссию, радовался победе фрацузов в битве под иеной, а в последние годы жизни стал прусским патриотом и верноподданным идеологом охранительного толка.
Будучи весьма плодовитым автором, собственно проблем государства и права он касается в таких работах, как «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.».
В наиболее целостном и полном виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) – сочинении, которое он пишет, живя при дворе прусского князя. При его написании он выполнял социальный заказ, стремясь обосновать положение о том, что существующая в Пруссии конституционная монархия является наилучшей из существующих формой правления.
Основные моменты философско-политического и философско – правового учения Гегеля:
1) Движущей силой истории является мировой дух, который создает природу и человека, а также все формы экономической, политической и духовной жизни общества;
2) Параллельно с мировым духом развивается человеческое сознание, познающее законы развития мира и расширяющее сферу духовной свободы;
3) Все возникающие формы политического устройства и права разумны, закономерны и необходимы (ибо «все действительное – разумно»), и одновременно воплощают в себе человеческую свободу (поскольку выводят человека из варварского состояния, расширяют его возможности);
4) Право выступает в истории в трех основных формах: а) право как свобода (т.е. идея права в общем виде, права как свобода человека вообще); б) право как определенная ступень и форма свободы («особое право», или его конкретные формы – право личности, семьи, общества, государства, и т.п.); в) право как закон («позитивное право»); при этом право принимает в разных странах различные формы в зависимости от особенностей национального духа;
5) Основой свободы и правоспособности любой личности является обладание частной собственностью;
6) Образованию государства предшествует гражданское общество – т.е. система взаимоотношений (материальных и духовных) равноправных и свободных собственников – т.е. раздираемое противоречиями и не способное решить свои проблемы состояние, где каждый думает преимущественно о себе и руководствуется рассудком («В гражданском обществе каждый для себя – цель, все остальное для него – ничто»);
В структуре гражданского общества Гегель выделяет три основных сословия: 1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники).
7) Высшим воплощением Мирового духа, а также свободы и права является государство в форме конституционной монархии (сменяет менее совершенные восточную теократию, античную демократию и аристократию) – при этом отдельные люди не имеют права его критиковать, так как их разум слишком слаб для того, чтобы понять его значение;
8) Государство представляет собой единый организм, в котором растворяются отдельные граждане и их частные интересы. Как пишет Гегель: «Истинный гражданин не просто любит свое отечество, но живет в нем и ради него» - т.е., иначе говоря, ценен только как винтик в государственной машине;
9) Княжеская власть, воплощающая в себе дух государства, стоит «выше ответственности, выше избрания и борьбы партий, выше договорных соглашений и обязательств» – т.е., иначе говоря, правит по своему произволу: т.о. Гегель оправдывает автократию и диктатуру;
10) Помимо монарха, в государстве действуют законодательная и судебная власти, выполняющие подчиненную по отношению к монарху функцию;
11) Все народы делятся на исторические и неисторические. При этом только в исторических воплощен мировой дух, именно они создают великие государства, осуществляют территориальную экспансию. Неисторические народы (в т.ч. славяне) – выступают как объект их покорения и «строительный материал истории».
Давая общую оценку политико-правового учения Гегеля, можно сказать, что помимо важных общефилософских рассуждений о политике и праве праве, оно содержит в себе оправдание будущего тоталитаризма (государство у него выступает как целостность, поглощающая человека), вождистской диктатуры (власть князя, стоящая выше законов и обстоятельств), германского национализма (учение о немцах как об историческом народе с особым духовным призванием) и территориальной экспансии, прежде всего на Восток («дранг нах Остен» - идея Пангерманского союза , немецкого Генштаба и идеологии «Третьего рейха»). Из - за подобного набора «джентльменского набора» идей некоторые критики рассматривают Гегеля в качестве одного из идейных предтеч германского национал – социализма (например, В.Эбенстайн, К.Поппер).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1571;