Политико-правовое учение Б.Констана.
Основателем французского либерализма является Анри Бенжамен Констан де Ребек (1767 – 1830). Он родился в г.Лозанне в дворянской протестантской семье. Учился в Брюсселе, Оксфорде и Эдинбурге. За поддержку переворота Наполеона Бонапарта, сделавшего последнего императором, в 1799 г. он был назначен членом Трибуната, одного из высших органов государственной власти. Однако неприятие им абсолютной власти из страны вскоре привело его к опале и изгнанию из страны. Возвращение на родину состоялось лишь во время знаменитых «Ста дней», когда Наполеон предложил Констану участвовать в составлении нового конституционного акта. В эпоху Реставрации он был одним из лидеров либеральной оппозиции режиму Бурбонов, а во время «июльских дней» 1830 г. активно способствовал приходу к власти Луи – Филиппа Орлеанского. Соответственно менялись и политические взгляды мыслителя: так, если до наполеоновского переворота он считал наиболее подходящей для Франции республиканскую форму правления, то в эмиграции он постепенно склонился к конституционной монархии. Большинство своих политических сочинений он написал в период с 1810 по 1820 гг., а затем объединивший их в единый «Курс конституционной политики». Основные моменты его политико-правового учения таковы:
1) Цели и устройство государства должны быть подчинены обеспечению экономической и духовной свободы человека, а также его надежной правозащиты;
2) Современная эпоха требует новой концепции свободы – не свободы участия в политике, но «свободы автономии» от политики (т.е. предполагающую защищенность прав и свобод человека, его личной автономии от всякого вмешательства со стороны государства) («Цель современных народов заключается в безопасности частных интересов; и они называют свободой гарантии этим частным интересам»);
3) Поскольку люди способны самостоятельно обеспечить себе достойное существование, народный суверенитет должен кончаться там, где начинаются неотъемлемые права личности (на собственность, выражение мнения и создание ассоциаций) («Суверенитет существует только как ограниченный и относительный. Там, где начинается независимость индивидуального существования, останавливается юрисдикция этого суверенитета»). Народ, посягнувший на свободу отдельного гражданина, становится мятежником и узурпатором;
4) Право и закон представляют собой совершенно разные вещи, и область государственного законодательства не должно регулировать сферы, в которых реализуются неотъемлемые права личности (экономическую, духовную, частную и др.);
5) При этом личные права должны быть обеспечены твердыми конституционными гарантиями – через правильное устройство учреждений, разделение властей и развитие общественного мнения;
6) Власть должна быть разделена не на три, а на пять ветвей: исполнительную (правительство), судебную, законодательную власть, разделенную внутри себя на две ветви (наследственную палату из знати и представляющую общественную мнению избираемую палату). Над всеми ними должна возвышаться королевская власть, обеспечивающая согласованную работу всех других властей) («le roi regne, et ne gouverne pas») – это означает, что король самостоятельно снимает и назначает министров, распускает парламент и назначает новые выборы, назначает несменяемых судей;
7) Одновременно необходима отвественность министров перед парламентом, а также забота о моральных и интеллектуальных качествах парламентариев;
8) В отдельную ветвь должна быть выделена муниципальная власть (т.е. местное самоуправление), обеспеченная наличием самостоятельных бюджетов у общин, городов и департаментов;
9) Выборы должны иметь прямой, но не всеобщий характер, и регулироваться имущественным цензом (чтобы поддержать образованных граждан и исключить покупку богатыми голосов неимущих).
Таким образом, либерализм Констана имеет цензовый, усеченный характер, и стремится во имя обеспечения индивидуальных свобод устранить большинство народа из политики.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1775;