Политико-правовое учение И.Бентама
Иеремия Бентам (1748 – 1832) – один из последних представителей эпохи Просвещения (от нее он заимствовал приверженность принцип индивидуализма и теорию суверенитета), основоположник теории утилитаризма (т.е. учения о том, что главным мотивом деятельности человека является индивидуальная польза и стремление к получению удовольствий), которую создал под влиянием философских идей Гоббса, Локка, Юма и французских материалистов 18 в. (Гельвеция и Гольбаха), и т.н. юридического позитивизма (главное утверждение которого сводится к тому, что закон тождестве воле суверена). Главной особенностью политико-правового мировоззрения Бентама было то, что он, в отличие от более поздних и «классических» либералов, полагал надуманными все традиционные концепции естественного права и общественного права, объявил знаменитую «Декларацию прав человека и гражданина» «демагогией». Наряду с этим, он отстаивал необходимость существования сильного суверенного государства, без которого, по его мнению, крайне сложно реализовать индивидуальные права и интересы. Теоретическая база учения Бентама выглядит несколько эклектичной: от просветителей он заимствовал идею «общего блага» как цели государства, от классических либералов – идею о необходимости свободного рынка и свободной торговли, от социалистов – представление о правительстве как об опекуне социально ущемленных граждан (хотя и был сторонником тори). Главные труды Бентама – «Введение к принципам нравственности и законодательства» (1787), а также состоящий из нескольких частей «Конституционный кодекс» (1843).
Он сформулировал четыре основных принципа теории утилитаризма:
1) Получение удовольствия и исключение страдания составляют основной смысл человеческой деятельности;
2) Главный критерий оценки любых событий и явлений – их полезность, т.е. возможность быть средством решения какой – либо задачи;
3) Нравственность требует стремится к обеспечению наибольшего счастья (добра) для конкретных людей;
4) Целью развития человечества является достижение максимально возможной всеобщей пользы через достижение гармонии между интересами индивида и общества;
Исходя из этих принципов, Бентам формулирует основные положения своего политико-правого учения:
1) Юридически закрепленные общие права человека представляют собой отвлеченное и ложное понятие (т.е. фикцию), поскольку каждый человек самостоятельно определяет полезное для себя и стремится его достигнуть (т.е. стремится к экономической выгоде); в реальности лишь воля государства (суверена) создает права и обязанности, подкрепляя их санкциями;
2) Право (в духе последовательного юридического позитивизма) представляет собой волю суверена, в идеальной форме тождественную закону и подкрепляемую санкциями;
3) Закон должен быть направлен не на защиту прав и свобод человека (вместо этих абстракций у Бентама вводится конкретное понятие пользы), а на обеспечение порядка в обществе; стремление же к абстрактно свободе и правам разрушает законы и рождает анархию (примером чему служит Великая Французская революция);
4) Высшим принципом политической жизни является народный суверенитет, который находит свое воплощение в демократическом правлении (аристократию отрицал, поскольку наследственность не гарантирует необходимых социальных качеств) и всеобщем избирательном праве, создании однопалатного парламента (его власть мыслится неограниченной) и действующей (исполнительной) власти, получающей свои полномочия (в лице премьер – министра) от законодательной власти (это закрепляется в конституции);
5) Обязанностью правительства является обеспечение безопасности и собственности подданных, но не реализация идеи всеобщего блага (поскольку счастье каждый понимает по - своему) и опека над людьми и тем более не вмешательство в экономику (здесь каждый действует сам по законам конкуренции); при этом в число социальных функций государства входит помощь бедным, забота о воспитании и образовании низших слоев, покровительство науке и др.
Такие взгляды в конечном счете предопределили и политическую позицию Бентама – в частности, он вместе со своим учеником Д.Остином поддерживал премьер – министра Б.Дизраэли в борьбе с либералами – сторонниками фритредерства, активно выступал за вмешательство государства вы муниципальные и частные вопросы;
6) Судебная власть не должна выделяться в отдельную ветвь власти, отменять определенные акты из - за их неконституционности (только общую оценку), а правосудие – быть более демократичным и доступным всем слоям населения.
Таким образом, «Констиуционный кодекс» Бентама представляет собой проект демократической конституции, основанной на свободе и правовом равенстве граждан, дееспособной государственной власти и влиятельном общественном мнении.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2296;