Глава 12. Основные направления политико-правовой идеологии в период формирования русского централизованного государства
Два события – Куликовская битва (1380), а затем Великое противостояние на Угре (1480) – сыграли ключевую роль в обретении Русским государством независимости от Золотой Орды. Впоследствии, в период великих княжений Ивана 3 (1462 – 1505) и Василия (1505 – 1533) произошло преодоление феодальной раздробленности и объединение русских земель вокруг Москвы. В итоге Великий князь Московский стал государем всея Руси стал верховным правителем, короновавшись на царство. Символическое значение при этом имел брак Ивана 3 с византийской царевной – Софьей (Зоей) Палеолог, который принес Руси герб Восточной Римской империи (Византии) – двуглавого орла.
Третьим судьбоносным событием стало падение в 1453 г. Константинополя под натиском турок – османов, которое сделало Россию наследницей Византии и единственным оплотом православия. Все эти события – объединение русских земель, утверждение царской власти, превращение Москвы в духовного и политического наследника Византии – требовали соответствующего осмысления, и вызвали к жизни многочленные религиозные и политические доктрины.
Основными проблемами русской политико-правовой мысли этого времени стали вопросы, касающиеся происхождения русского государства, родословной его князей и великого московского князя, поиск наилучшей формы организации государственной власти, а также взаимоотношения между государством и церковью.
С конца 15 в. острую полемику стали вызывать экономическое положение церкви и прежде всего ее право владеть населенными землями и использовать труд подневольных крестьян. Другим дискуссионным вопросом стало право церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.
По отношению к этим вопросам в политической мысли выделились два основных направления – нестяжательство и иосифлянство. Нестяжатели выступали за реорганизацию деятельности церкви и изъятие у нее земельных владений, а также категорически настаивали на отказе церкви от всякого вмешательства в политическую жизнь. Иосифляне или стяжатели, напротив, выступали за сохранение существующих форм церковной организации и экономических привилегий церкви, а также ее права влиять на государственную власть (идея «симфонии властей»).
Основателем нестяжательства считается старец и пустынножитель Нил Сорский (1433 – 1508), о реальной биографии известно немногое. Он поселился далеко за Волгой, в заболоченной стороне вологодского края, где организовал Нило – Сорскую пустынь, в которой реализовал идеал пустынножительства. Благодаря праведному образу жизни он был почитаем на всей Руси, и пользовался особым уважением у царя Ивана 3 (сказано, что царь «держал его в чести и велице»).
Основные положения религиозно – политической доктрины Нила Сорского таковы:
1) Человек представляет собой «неизменную величину», с присущими ей неизменными страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие; оно возникло под влиянием внешней среды (т.е. общества) и должно быть преодолено православным христианином;
2) Идеалом человеческого общежития является община (скит), члены которой должны жить по апостольским заповедям и обеспечивать себя собственным трудом (наемный допускается только для помощи немощным и старым членам общины);
3) Современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения и должны быть заменены скитами;
4) Причиной возникновения ересей является наличие у человека свободы воли, позволяющей ему выбирать добро или зло; при этом полное послушание и навязывание веры пагубно для человека, а государственное преследование еретика – недопустимо.
Автором собственно политической концепции нестяжательства является Максим Грек (ок. 1470 – 1556). Его настоящее имя – Михаил Триволис. Он появился в России в 1518 г. по приглашению Великого князя Василия Третьего для перевода богослужебных книг с греческого на русский язык, и вскоре стал одним из виднейших общественно – политических деятелей и мыслителей Московской Руси. Что само по себе было неудивительно – ибо в Италии он получил университетское образование, а в период жизни в Греции в Афонском Ватопедском монастыре всецело посвящал себя философии, богословию и переводческой деятельности.
Добавив к учению Нила Сорского постулат о свободе воли человека, который по незнанию нередко вершит зло, Максим Грек предложил решать эту проблему посредством опоры на разум.
Самостоятельную позицию имел Максим и в вопросах политики, самостоятельно разработав ряд вопросов политической теории – в том числе вопросы о происхождении и сущности верховной власти, формах ее организации, способах реализации высших властных полномочий. Основные моменты созданного им политико-правового учения таковы:
1) Назначением всякой верховной власти является реализация Божественной воли, а царская власть есть прямое продолжение власти Бога (царь есть «образ одушевлен самого царя небесного»);
2) Законным способом происхождения власти является не только занятие престола по наследству, но и выборы;
3) Главной целью и задачей государства является обеспечение внутреннего порядка, а также мирной и спокойной жизни подданых – она состоит, по его словам, в «укреплении и утверждении подвластных людей» и устроении «всех живущих на земле человеков»;
4) Единоличное правление царя ведет государство к гибели, и поэтому наилучшей формой правления является такая, где царь управляет подвластными «в синклитских советах царских»;
5) Для большей прочности власти и эффективности управления царя должны окружать мудрые советники (боярсе, дворяне, воеводы), а важнейшей опрой его власти дожно стать хорошо организованное войско;
6) Главным средством управления должна стать «царская гроза» («устрашение государьское») – т.е. наказание, которое осуществляется в рамках «правды» (т.е. закона) и направляется исключительно на «исправление» подручников, но не на их «погубление» (т.е. предполагается не произвол, а разумный и справедливый царский суд).
Таким образом, Максим Грек, развивая на русской почве тему самодержавия в значении единства, суверенности и полновластия верховной власти, все же попытался, следуя европейской традиции, определить для этой власти определенные пределы полномочий. К сожалению, этот конструктивный подход не получил должного признания в процессе дальнейшего развития русской политико – правовой мысли.
Идеологом иосифлянского (или стяжательского) направления является игумен Иосиф Волоцкий (1439 – 1515). Своими идеями он оказал влияние не только на формирование современных ему представлений о государстве и праве, но и на сам процесс строительства российской государственности. Особенностью творчества Иосифа Волоцкого является то, что на протяжении своего жизненного и политического пути он неоднократно менял и корректировал свои позиции и взгляды. В период, когда Иван 3 разделял подход нестяжателей и пытался осуществить секуляризацию церковных владений, он поддерживал противников великого князя. После Церковного Собора 1503 г., который запретил покушаться на владения церкви под страхом небесных кар, он занял более лояльную по отношению к великому князю позицию. При этом он неизменно настаивал на неприкосновенности церковной собственности, оправдывая ее необходимостью для церкви творить «благие дела» (т.е. строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным, и т.д.). Помимо вопросов церковного устройства, он создал весьма оригинальное религиозно – политическое учение о власти:
1) Царская власть имеет божественное происхождение (т.е. установлена Бога), но духовная власть возвышается над ней и имеет право ее наставлять;
2) Властитель выполняет божественное предназначение, но при этом сохраняется возможность совершения им ошибки и впадения в грех, ответственность за который распространяется на всех подданных;
3) Поэтому следует повиноваться царю или князю не во всех случаях, но только тогда, когда он подчиняет свои страсти и интересы обеспечению блага подданных;
4) В случае, если он впадает в грехи и творит произвол, отклоняется от веры – то превращается в мучителя, которому подданые имеют право оказать сопротивление.
Таким образом, политическое учение Иосифа Волоцкого имеет явную ограничительную направленность впервые в русской пытается определить нравственные ограничения для царской власти, критикует тиранию («мучительство») как форму правления. После соборов 1503 – 1504 гг., когда Иван 3 переориентировался на прочный союз с церковью и иосифлянскими иерархами, Иосиф стремится возвеличить царскую власть. Сохраняя положение о подобии царя всем остальным людям, он одновременно подчеркивает его божественное избранничество и требует от простых людей безоговорочно подчиняться царю без всякого права на критику. Единственным ограничением царской власти при этом должна оставаться необходимость следовать божественным заповедям и законам (т.е. тирания не допускается, и сохраняется право церкви на нравственную цензуру).
Глава 13. Политическая концепция иеромонаха Филофея «Москва – Третий Рим»
Автором этого оригинального политического учения является Филофей, монах Елиазаровского монастыря в г. Пскове, иосифлянин по своей политической ориентации. Биографических данных о нем немного. Преположительно, период его жизни пришелся на время правления Московского великого князя Василия Ивановича и первые годы властвования Ивана Васильевича (Грозного). Сохранившаяся о нем заметка указывает, что Филофей постоянно жил в монастыре («той старец нисходен бе из монастыря») и был образованным человеком («премудрости словес знаем»). Его биографы также отмечают среди черт его характера смелость и принципиальность, которую он проявил в обличении властей и их злоупотреблений в своих письмах великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Эти качества обеспечили Филофею признание со стороны духовенства и мирян. Значение идей русского богослова состоит прежде всего в том, что Филофей – создатель первой версии общероссийской национальной идеологии, учения, в котором были сформулированы представления об исторической судьбе и призвании России. Его доктрина стала реакцией на создание единого Московского царства и становление самодержавной монархии. Наряду с этим, она была вызвана к жизни целым рядом предшествовавших внешнеполитических событий, изменивших место и роль России в мире – Флорентийской унией 1439 г., в соответствии с которой с целью получения помощи латинян против турок византийский император Иоанн Восьмой Палеолог согласился на объединение католической и православной церквей при главенстве папы римского, падением Константинополя под натиском турок – османов в 1453 г.
Сама теория «Москва – Третий Рим» была изложена Филофеем в посланиях великокняжескому дьяку Мисюрю – Минехину и непосредственно князю Василию Ивановичу. В этих письмах Филофей сформулировал мнения, уже распространенные в русском обществе, дополнив их легендами о родословной и происхождении киевских князей.
Основные положения доктрины «Москва - Третий Рим»:
1) Царская власть имеет божественное происхождение («единый во всей поднебесной христианский царь»), и обязанностью царя является забота о подданных, поддержание веры и наказание неправды;
2) Монарх, не исполняющий своего предназначения, не избегнет Божьей кары, а его царство постигнет трус (землетрясение), мор и глад;
3) Подданые обязаны бесприкословно подчиняться своему государю, испонять его приказания и со смирение терпеть даже несправедливые наказания (выразить свою печаль «горьким стенанием и истинным покаянием»);
4) Духовная власть должна подчиняться светской, но за духовными пастырями сохраняется право «говорить правду» правителям, побуждая их жить по законам;
5) Происхождение (династическая родословная) русских князей восходит к византийским императорам, что обязует их править по заповедям великих предков (Константина Блаженного, Владимира Святого и Богоизбранного Ярослава);
6) У России нет иного призвания и судьбы, помимо утверждения и воплощения ценностей православия (православного благочестия);
7) После падения Византии и покорения иноверцами (мусульманскими) завоевателями «христианских царств» Россия должна стать мировым центром и опорой истинной православной веры, т.е. «Третьим Римом» (после второго – Византии). Филофей пишет: «яко вся христианская церква снидашеся в твое едино, яко два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется».
Теория Филофея «Москва – Третий Рим» получила очень широкое распространение, была усвоена русским общественным мнением, неоднократно воспроизводилась в произведениях церковной и светской живописи и литературы. Она также использовалась в качестве обоснования венчания Ивана Грозного на царство (он короновался как государь – самодержец, и как бы унаследовал корону и власть византийских императоров).
Некоторые исследователи усматривают в доктрине Филофея оправдание агрессии и претензии России на мировое господство, обнаруживают в ней корни великорусского шовинизма, нетерпимости и мессианизма. Однако подобное толкование учения Филофея не оправдано, поскольку он не призывает к завоеваниям, и навязыванию православия всему миру силой - но лишь к обороне от внешней экспансии (т.е. предлагает не захватническую, а изоляционистскую доктрину). Призвание России состоит в том, чтобы своей внутренней жизнью создать образец праведного православного царства, и личным примером обратить к православию другие народы.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 4091;