Определение понятия преступности
Элементы определения преступности. Исторически обусловленные перемены в социально-политической и социо-культурной организации общества влекут за собой изменения в определении понятия преступности. Это понятие не самостоятельно. Оно производно от господствующего представления о миропорядке, общественном устройстве, о месте человека в мире и обществе о природе человека,- с одной стороны. Из этих представлений вытекает и определение того, что правильно, нормально, соответствует объективному порядку вещей и природе человека (что есть добро) и, отсюда — что нарушает нормальный порядок, не соответствует ему и поэтому считается злом (преступлением). Из этих двух кардинальных представлений вытекают и соответствующие им определения преступности.
Первое из них — представление о мире, обществе и человеке менялось и меняется от эпохи к эпохе (такие представления социально-исторически относительны и производны), изменяются при переходе от одного типа культуры к другому (они социо-культурно относительно и производно). В истории человечества сменяются различные представления такого рода. Нет единого на все времена абсолютного представления о мире, обществе и человеке, есть лишь история возникновения и смены таких представлений.
Второе кардинальное представление (производное от первого) — представление о том, что в поведении людей правильно, нормально (соответствует природе общества и человека). Оно служит основой для определения должного, т.е. соответствующего этим представлениям поведения людей в обществе. Нет единого для всех времен и всех народов определения сферы должного, есть различные варианты этой сферы, они также социально и исторически относительны и производны.
При всем многообразии определения преступности самым общим, хотя и наименее содержательным является указание на то, что оно складывается из совокупности деяний, запрещенных в уголовном законе под страхом наказания. В свою очередь, при всем многообразии уголовно-правовых запретов, преступление всегда есть нарушение того, что определено как должное, как соответствующее норме. В основе определения преступности, следовательно, лежит содержание тех социальных норм, соблюдение которых признано существенно необходимым в рамках данной социально-политической и социо-культурной общественной системы.
Сфера долженствования — принципиальный исходный элемент возникающего в обществе определения преступности. Если определена норма, если утвердилось представления о том, что должно, что правильно, то возникает и соответствующее представление об отклонении от нормы, может быть сформулирована и суть отклонения от нормы, дана его характеристика в уголовном законе. Понятие о характере мира и общества, о природе человека и его месте в обществе определяет норму в его поведении, понятие нормы позволяет дать определение отклонения от нормы (преступления), а все вместе позволяет определить причины преступности, определив их в качестве некоей силы, противоречащей нормальному порядку, враждебной и противоположной ему. Затем можно определить и меры, противостоящие такой силе, преследуемые при этом цели.
Таков набор элементов, из которых складывается определение преступности. Их шесть: 1) исходное представление о мире, обществе и человеке; 2) представление о правильном, нормальном, соответствующем «естественному порядку вещей», должном в поведении людей в обществе, о норме в таком поведении; 3) определение крайних отклонений от этой нормы (преступлений); 4) определение причин преступлений; 5) определение мер необходимого реагирования общества, государства на преступность; 6) определение конечной цели подобного реагирования.
Тип культуры и определение преступности. Первый из этого набора элементов, формирующих определение преступности, носит существенный, решающий характер в связи с тем, что со сменой указанных исходных представлений о мироздании, обществе и человеке меняется центральная, определяющая характеристика данного типа господствующей культуры и соответствующего понятия преступности. Сама типизация разновидностей культур основывается на едином системообразующем критерии. В своей работе Питирим Сорокин (1957) в качестве такого логико-содержательного принципа, позволяющего различать типы культур, выделил доминирующее представление о высшей реальности. По этому принципу им был выделен тип культур, в рамках которых предполагается, что реальность постигается сверхчувственным образом, а чувственно воспринимаемая реальность не более чем иллюзия. В рамках другого типа культур реально только то, что постигается органами чувств. Существуют также культуры смешанного типа.
Культуры первого типа (идеалитические, «ideational» по терминологии П. Сорокина) это культуры идеалистически ориентированные, связанные с теократическим социо-политическим устройством. Культуры другого типа — материалистически ориентированные (сенсуалитические, «sensate» по его же терминологии), где наличествует светская власть. В культурах первого типа господствует этика абсолютных принципов, им придается значение высших ценностей. В материалистически ориентированных культурах — этика гедонизма, в рамках которой счастью жизни человека, его удовольствию придается высшая ценность. Определения преступности отражают, соответственно, эти принципы.
Исторически можно выделить следующие разновидности определения понятия преступности: 1) теологически-религиозное; 2) рационально-гедонистское; 3) антропологическое; 4) психиатрическое; 5) тоталитарно-идеологическое; 6) культурологическое.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 943;