Социо-культурная и социально-политическая организация общества
Социальная организация и её функции. Социологическое исследование проблем борьбы с преступностью предполагает прежде всего рассмотрение важнейших элементов, из совокупности которых складывается социальная организация общества. Под организацией вообще понимается определенный порядок взаимодействия между зависимыми и соподчиненными элементами комплексных структур. Свойства и отношения между элементами связаны с характером тех функций, которые они обеспечивают в рамках этих структур. Под социальной организацией понимается определенный порядок взаимодействия индивидов в рамках конкретных общественно-экономических формаций, порядок общественных отношений.
Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Именно общественные отношения — первичные элементы общества как комплексной социальной структуры. Содержание и характер общественных отношений, их связь и взаимозависимость определяются функциями, обеспечиваемыми конкретными общественными отношениями.
Социальная организация, т.е. определенная упорядоченность общественных отношений (экономических, производственных, политических, юридических, нравственных и других) — принципиальная часть любого общества. В качестве важнейших элементов социальной организации общества выступают его социально-политическая и социо-культурная организация. Социально-политическая организация общества — это определенный порядок социальных взаимодействий, возникающих в ходе осуществления политической власти. Социально-культурная организация общества основывается на господствующих представлениях о мировом порядке, о порядке общественных отношений, о месте человека в этом порядке и о сути самого человека. На основе такого представления возникают понятия о «правильном», «нормальном» устройстве общества, о нормах поведения и т.д.
Организация общества есть социальный факт и в этом смысле является особого рода объективной реальностью, неизбежной для существования человека и человечества. Нет и не может быть общества без элементов социальной организованности, поэтому факт социальной организованности существует объективно, т.е. вне зависимости от сознания людей. Общество — самоорганизующаяся система в том смысле, что организация возникающих общественных отношений, их упорядочение — неизбежный, самопроизвольный в принципе стихийный процесс. Однако тип социальной, в особенности социально-культурной организации общества, конкретные черты, характеризующие «порядок жизни» в конкретном обществе есть продукт конкретного социально-исторического развития.
Социальная организация общества обеспечивает следующие основные функции:
1) устанавливает порядок социальных взаимодействий, служит интегрированию общественных отношений между индивидами, а также социальными слоями, группами и классами;
2) формирует и обеспечивает приемлемые способы удовлетворения потребностей членов общества, дифференцируя понятия желаемого и допустимого по социальным признакам и категориям;
3) снабжает членов общества допустимыми методами и способами решения конфликтных проблем с тем, чтобы удержать конфликты в пределах социальной организации данного типа.
Специфическими социальными категориями, обеспечивающими указанные функции, являются социальные институты, социальные роли, ценности и нормы, регулятивный аспект которых охватывается понятием социального контроля.
Криминологическое значение социальная организация общества имеют в связи с тем фундаментальным обстоятельством, что именно от её характера зависит, во-первых, содержание уголовного закона, т.е. того решающего, единственного признака, который отличает преступления от иных актов поведения, и, во-вторых, зависит характер государственного, официального реагирования на преступность.
Преступность как ценностная категория. Очевидна историческая изменчивость, социо-культурная предопределенность того, что преступно в данном обществе, и как на преступление реагировать. Нет преступления всех времен и всех народов. Распространение представление о том, что, например, посягательства на жизнь и собственность являются такими преступлениями, не соответствует действительности. Как свидетельствуют древние источники права (римский закон Двенадцати таблиц, вавилонский закон Хаммураби, Русская правда и др.) таким им подобные деяния часто относили к гражданско-правовым (по сути) нарушениям и влекли за собой компенсацию причиненного вреда за счет причинителя и т. д. Преступлением, наказывавшимся смертной казнью, римский закон считал «пение или сочинение стихов, которые могут обесчестить или опозорить» потерпевшего, а тот, кто осуждался за дачу ложных показаний, должен был быть сброшен с Тарпейской скалы (гора на Капитолийском холме в Риме) и т. д. В древнем Египте и Греции считалось тяжким преступлением оставить родителей без погребения, по древним еврейским законам тяжкими преступлениями считалось идолопоклонство, волшебство, вызывание духов, неповиновение родителям. Сжиганием, убийством или повешением каралось ложное предсказание, прелюбодеяние с замужней женщиной и т. д. Самым тяжким преступлением в древнем Египте было убить кошку (священное животное) и т. д.
Известно, что запрет «не убий» не абсолютен. Он не распространяется на случай войны, необходимой обороны, прерывания беременности, смертной казни и т.д. В древней Спарте было узаконено убийство уродливых детей. Убийство в осуществлении завета кровной мести рассматривается как долг.
Отмеченная изменчивость, относительность определения в уголовном законе того, что является преступлением, не означает, что эта категория случайна и произвольна. Во всех случаях в понятии преступления отражается доминирующая в условиях данной общественно-политической формации система социальных ценностей, служащих важнейшим элементом социо-культурной организации общества (категорией «ценность» в социологии обозначают не то, что можно купить, а то, ради чего живут). Вместе с тем, приведенный анализ подтверждает, что определение преступлений, хотя и подвержено изменениям, но оно не произвольно, а зависит от социальных, экономических и политических характеристик организации общества.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 986;