IX. ОБ ОДНОЙ СТАРОЙ МЕТОДИКЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕДОСТАТОЧНО ИЗВЕСТНОЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЗАБЫТОЙ
Неформальные группы в силу своих особенностей становятся сферой раскрытия не только самых неожиданных способностей человека, но и самых разных черт его характера, "полем боя" различных систем мировоззрения, норм морали, иногда взаимонеприемлемых, хотя все они могут находиться в традиционных, с точки зрения общества, рамках.
Считается бесспорным, что клубу присущи воспитательные функции - в той или иной степени, в зависимости от социально-психологического (ценностно-ориентационного) типа клубной группы, от ее целей и задач. Однако в большинстве клубов, где критерии нравственности не строже общепринятых, воспитательный эффект собственно группы бывает исчезающе мал. Нельзя сказать, что это плохо, так как данный тип ее не предназначен для решения педагогической задачи; у него свои благородные цели, и в своем роде он незаменим.
Но в некоторых группах, особенно в коллективе, критерии морального плана, являясь важнейшими и, как правило, весьма строгими, выдвигают воспитательные задачи на первый план.
Психологи, в большинстве своем, сходятся на следующих трех цифрах (с небольшими отклонениями): 4; 10; 12.
Считается, что к четырем годам, в основном, складывается характер человека, к десяти формируется тип интеллекта, к двенадцати - система мировоззрения. Это значит, что после названного срока внести коррекцию в данную область значительно труднее, чем до. Перевоспитание подростка значительно более "энергоемко", нежели воспитание ребенка.
Работая со взрослыми, сложившимися людьми, даже воспитательные группы решают задачи не столько по перевоспитанию человека, сколько по "селекции" и "доводке". Это значит, что группа, имеющая жесткие критерии членства в нравственной области, способна создать неприемлемые условия для нравственно чуждого ей человека и, наоборот, вобрать в себя членов трех условных рангов:
1) "готовых", то есть, тех, чья личная мораль соответствует общегрупповой как по нормам, так и по уровню сознания;
2) "предрасположенных", чья мораль в целом непротиворечива групповой, но нуждается в коррекции и совершенствовании;
3) конформистов, чьи взгляды зависят от взглядов ближайшего окружения - в этом случае конформный член группы принимает ее мораль и, находясь в ее составе, действует в соответствии с ее установками.
Чаще всего в "воспитательном" коллективе, не осознающем себя таковым (а считающим себя функционерским, творческим, общенческим и т.д.), логика мотиваций имеет следующий вид:
- Мы собрались, чтобы работать (творить) на благо людей, ради их нравственного совершенствования (вариант: "Мы собрались ради общения с целью своего нравственного совершенствования"). Поэтому в наших рядах не должно быть людей аморальных, с нашей точки зрения.
Однако ориентация на, якобы, главную деловую (творческую) задачу (правда, на нравственной основе) на самом деле ничего не меняет по сути, так как в результате главной всегда оказывается задача воспитательная.
Клубы различных типов из широкого спектра форм и методов работы выбирают каждый - свои, специфические. Из них наиболее привычными кажутся те, которые встречаются в профессиональной практике (репетиции, тренировки, занятия в мастерских, экспедиционные сборы, творческие дискуссии), а также те явления, к которым мы привыкли в общественной жизни (авторитарный или, напротив, либеральный стиль руководства, пассивность "рядовых" участников, конфликты).
Методы же создания и формы работы коллектива кажутся иногда экзотическими, но лишь потому, что задачи подобных групп до середины 80-х годов противоречили реальным установкам бюрократической системы общества, вследствие чего не поощрялись, не пропагандировались, не культивировались; сами такие группы были (и пока еще являются) большой редкостью. В последние годы потребность в коллективах и коллективистах резко растет, так как без их участия решение назревших проблем общества сильно затруднено, если не невозможно в принципе.
(Было бы интересно поразмыслить вот на какую тему: с одной стороны, тот пионерский "коллективизм", присущий недавней еще личине нашего общества, где личность долженствовала служить государству и "народу" (как будто сама она - не народ), - тот "коллективизм" в мировой практике себя как-то не оправдал. У нас же некоторые сопутствующие ему черты ментальности помогали человеку элементарно выжить "в миру". Теперь он, по идее, отойдет, отомрет как и все противоестественное. Его место, видимо, займет нечто иное, что мы условимся называть в этой книжке коллективизмом без кавычек и что воспевалось и воспевается даже современными писателями-романтиками, даже из развитых проклято-капиталистических стран. С другой стороны, в числе национальных наших черт не последнее место занимает так называемая соборность, которая в чем-то сродни коллективизму. К чему придет наше общество, что примет и что отвергнет, займет ли в нем свое место коллективизм без кавычек, понадобится ли та методика, о которой пойдет речь в этой главе? Мы надеемся, что - да.)
В "воспитательных" коллективах, как правило, делаются попытки решения следующих задач:
- создания развитой внутригрупповой демократической системы;
- обучения всего состава группы приемам организации (работы ли, жизни клуба); увеличения числа ситуативных лидеров;
- соблюдения чистоты рядов группы в моральном и психологическом плане; поддержания на максимально высоком уровне человеческих отношений в коллективе; критики чрезмерных личных притязаний, высокомерия и чванства; сдерживания лидерских амбиций (вплоть до отторжения от группы членов с "наполеоновскими" или менторскими замашками);
- обеспечения высокой рабочей эффективности группы. Решение этих задач требует создания в клубе соответствую-
щего механизма. Такой механизм был создан группой ленинградских педагогов во главе с И.П.Ивановым (впоследствии, как всегда у нас, едва ли не на смертном одре, - академиком педнаук) в конце 50-х гг. в рамках разработанной или коммунарской методики [10 - 12; 27; 34 - 36].
Цели ее можно представить следующим образом:
1. Воспитание человека в духе коммунистической морали, коллективизма (если кого-то смущает слово "коммунистической", пусть успокоится, узнав, что методика, в принципе, не нуждается в политизации и зиждется на тех общечеловеческих ценностях, к которым пришла цивилизация к концу данного столетия; если же смущает и это словосочетание - своей неконкретностью, например, - то добавим, что имеются в виду ценности, связанные с "экологией человека", с проблемой выживания человека как индивида и человеества как вида; специфическая терминология и атрибутика коммунарства, являясь данью эпохе, сами по себе мало что определяют).
2. Выработка активной жизненной позиции, независимости мышления, самостоятельности; становление социальной состоятельности.
3. Развитие организаторских навыков, умения анализировать.
4. Раскрытие творческих способностей.
Основные отличительные особенности методики:
1. Формирование личности в процессе деятельности трудового коллектива.
2. Создание системы развитой демократии, самоуправления.
3. Поиск нетрадиционных, творческих форм работы, способов осуществления намеченных дел.
Остановимся подробнее на каждом из трех пунктов.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 2272;