VIII. О СОГЛАСОВАННОМ ДВИЖЕНИИ В ПОЛЕ ПРИТЯЖЕНИЯ И ПОМАЛКИВАНИИ В ПОЛЕ ОТТАЛКИВАНИЯ
Сначала о приятном. Речь пойдет об осмыслении практического опыта объединения генетически разнотипных клубов в некую систему (назовем ее словом "система" и условимся, что в пределах этой главы никаких других значений, кроме нижепредложенного, мы этому слову придавать не будем).
Зачем нужна система, что она делает? Представим себе дворец пионеров, где несколько симпатичных кружководов конфликтуют с несимпатичным начальством (каждый за себя), пытаясь отвоевать свободу действий, выбить оборудование, помещение получше и финансов побольше; в конце концов, защитить свою честь. В случае, если они покажутся симпатичными не только читателю или самим себе, но и друг другу, кому-либо из них может прийти в голову идея образования неформальной группы внутри формальной (штатов дворца) с целью объединения усилий и возможностей. Буде же при этом они заключают серию джентльменских соглашений (см. ниже), то в результате не теряют ничего, а приобретают многое. Что именно?
Во-первых, большую, нежели ранее, свободу действий, вплоть до автономии (так, реальная группа кружководов одного из домов пионеров Украины образовала экспериментальный отдел со своим руководителем, имеющим солидные полномочия, - конечно, при попустительстве симпатичных деятелей местного наробраза).
Во-вторых, лучшую, нежели прежде, материальную базу (разумеется, дом пионеров богаче не стал, но "самостийный" отдел, завязав отношения с Фондом социальных изобретений, комсомольскими хозрасчетными объединениями, прогрессивными (идейно) кооперативами, склонными к благотворительности, обрел нужное количество меценатов и спонсоров. А некоторая финансовая автономия и собственный счет в банке позволили вести независимую хозрасчетную деятельность. Кстати, система оказалась более рентабельной, чем ее слагаемые в воображаемой сумме: ведь частью оборудования можно пользоваться совместно (по очереди или хором - чем и как удобно) и не делать лишних затрат.
В-третьих (в данном случае это оказалось не так важно, но для кого-то может иметь решающее значение), это может облегчить легализацию того или иного клуба.
В-четвертых, происходит взаимообогащение внешними контактами и внутренним опытом (обмен связями, так же как и идеями, продуктивней обмена яблоками).
В-пятых, облегчается возможность суммирования усилий (например, рытье хозрасчетной траншеи соединенными штатами всех групп системы).
В-шестых, заметно смягчение проблемы выпуска "стариков" (имея информацию о других клубах и людях системы, выпускник может заранее произвести "прицеливание", а в рамках совместных действий и "пристрелку" - и в нужный момент "выстрелиться" не в пустоту, а в другой клуб, где он вступит в новую фазу своего развития).
В-седьмых, становится возможным некоторое продление жизни самих клубов системы, благодаря обмену идеями, методами, кадрами, всяческим взаимным демпфированием и пр.
Наверное, что-то - в-восьмых, в-девятых и т,д.
В принципе, не обязательно образовывать неформальную группу руководителей внутри чего-то. Можно и на пустом месте. Не обязательно ее легализовывать, формализовать, но у оптимально формализованной системы больше возможностей. Важно построить горизонтальную структуру системных связей, как внутреннюю, так и внешнюю. Такая социальная структура, будучи демократичной, лучше отвечает задачам системы. По аналогии с деревом, можно назвать ее "корневой" с намеком на упрочение положения системы в обществе.
Итак, система - это добровольное объединение клубов (групп) с целью обеспечения максимальных возможностей их деятельности.
Основой системы является КРК - клуб руководителей клубов. Это неформальная группа производственного (или функционерского, если угодно) типа, чья задача - развитие имеющихся клубов и создание новых, а цель - возможно большая независимость каждого из них (и материальная, и идеологическая) как от внешнего мира, так и, как ни странно, от самой системы.
КРК - важнейший ее элемент. Он, как и всякий клуб, может иметь ядро, актив и прочие сферы (см. гл.II). Распоряжаясь благами и влияя на судьбы, КРК вынужден иметь институт членства. Ядро его, будучи производственной группой по сути, должно состоять из хорошо знакомых друг с другом людей, между которыми существует гласная или негласная договоренность о граничных условиях морали. Именно на их знании друг друга и взаимном доверии строится свобода системы клубов. Выше совместно установленной моральной планки непременно должна быть взаимная (основанная на том самом доверии) терпимость к иным ценностям, установкам, методам, стилям, характерам и привычкам.
Ядро, будучи ценностно более строго выстроено, нежели остальная часть КРК, обладает дополнительными полномочиями наподобие учредительских.
В любом случае, клуб представлен в КРК своим руководителем, при смене которого пересматривается само членство клуба в системе. Член КРК отвечает за результаты деятельности своего клуба.
Вышеупомянутый пакет джентльменских соглашений членов КРК, кроме, как уже понятно, уговора об уровне моральной планки, содержит следующую конкретизацию.
Член КРК отдает себе отчет о своей ответственности перед Законом и системой. Остальные члены, оказав ему доверие быть равным среди них, считают, что он должен отвечать лишь, как говорится, перед Богом и собственной совестью.
Член КРК является хозяином своей " территории". "Территория" - это помещение его клуба, иное базовое пространство (бивак, концертная сцена, площадка трудового лагеря, плантация, на которой работает клуб), материальные ценности, формальный статус клуба, служебная должность его руководителя. В случае, когда клуб по договоренности пользуется общим помещением или оборудованием, объявляется их "экстерриториальность", при которой в течение обусловленного периода они являются частью "территории" клуба - пользователя.
В любом случае посягательство на суверенитет соседнего клуба недопустимо. Все, что происходит на его территории, считается происходящим по воле его руководителя. Максимум вмешательства - постановка его в известность о происходящем.
Пример:
- Коллега, у тебя в клубе светопреставление!
- Знаю.
Конец диалога.
Внешние обстоятельства могут внести свои поправки в этот идеализированный вариант. Тогда возможен -
Пример N2 (лидер КРК обращается к руководителю клуба):
- Коллега, из райотдела милиции сообщили, что видели через окно светопреставление в твоем клубе.
- Ну и что?
- Если сообщат в горотдел, учти, у меня там знакомых нет, я ни тебя, ни всех нас вытащить не смогу.
- Хорошо, я повешу шторы.
Конец диалога.
Вариант более реалистичный -
Пример N3 (тоже разговор руководителя системы с руководителем клуба):
- Коллега, у тебя в клубе смертельная опасность!
- Где?!!
- Паяльники на 220 вольт, а положено на 36.
- Знаю.
- Но завтра комиссия по ТБ из области!
- Хорошо, повешу на розетки таблички "24 В".
Конец диалога.
Разумеется, члены КРК данной системы заслуживают самого сурового порицания за игнорирование правил техники безопасности, но сейчас речь о важнейшем условии существования системы - независимости клубов.
Добавить к этому можно разве что принцип недопустимости ревности клубов друг к другу (к их успехам, переходу людей из одного в другой и т.п.).
Система, разумеется, не вечна, как и клубы, ее составляющие. Причем периоды перезревания частей и целого могут не совпадать. Какие-то клубы отомрут, а система еще будет действовать. Система состарится, а некоторые ее части будут в расцвете сил.
Каковы же признаки приближения финала?
1. Прежде всего, старение самого КРК (см. гл.VI).
2. Увеличение числа элементов системы до количества, когда координировать, снабжать, защищать их из единого центра становится несподручно. Эмпирически установлено, что чувство дискомфорта возникает в окрестностях числа 12. Диалектично, что рост числа клубов системы является одной из главных ее целей. Наиболее предпочтительным представляется вариант, когда система растет не за счет кооптации готовых клубов, а за счет создания новых. При этом членом КРК может стать человек, еще не имеющий клуба, но на которого система будет работать, помогая этот клуб создать.
3. Наличие внутри системы явственно ощущаемого ядра новой системы (или систем, или хотя бы клуба), которая останется после распада данной, либо фактически уже возникла и ведет параллельное существование. Благо, если такое ядро оформилось в результате обсуждения, заключения новой серии договоров и т.п. То есть, готов ответ на вопрос: "А что будет вместо (после) этой системы?"
К сожалению, в реальной жизни систем гораздо меньше, нежели явлений обратного порядка [18].
Существование в ограниченном пространстве нескольких родственных (по интересам), но альтернативных (по своим параметрам) клубов решает одни проблемы, но способно породить другие. В частности, проблемы взаимоотношений между соседними клубами. Соседними в данном случае мы условимся считать те из них, к числу желанных завсегдатаев которых (например, членов) принадлежат одни и те же люди.
Нередко новый клуб возникает в результате деления более старого. Этот болезненный процесс не всегда осознается как естественный и закономерный акт размножения, но чаще (в силу возникающих при этом межличностных коллизий) как раскол.
Если же альтернативный клуб возникает самостоятельно, возможна следующая цепочка событий: взаимный интерес клубов - тяготение - тесное контактирование (вплоть до слияния) - возникновение конфликтов (чаще между лидерами) - вражда, напоминающая последствия раскола.
В глазах клубного поколения, ставшего свидетелем рождения конфликта, враждебное отношение к лидерам соседнего клуба является естественным следствием происшедшего. Следующее поколение уже принимает это как данность, нечто вроде одной из традиционных клубных легенд.
Как известно, взаимодействие клубов бывает двух разновидностей: сотрудничество и конфликт. Причем, что очень важно, если уровень сотрудничества обуславливается степенью участия обоих клубов, то на глубину конфликта может влиять каждый клуб в отдельности.
Бесконфликтности можно ожидать при выполнении следующих условий:
1. Вопрос о том, в каком из мероприятий, проводимых соседними клубами одновременно, участвовать, решает сам участник (в крайнем случае, руководство клуба может обратиться только с просьбой и только к нему, но не к руководству соседнего клуба).
2. Участие в мероприятиях соседей безоговорочно признается уважительной причиной для неучастия в своих.
3. Участие в нескольких клубах одновременно приветствуется как залог разностороннего и гармоничного развития.
4. Последующий выбор одного из клубов трактуется как целеустремленность и приветствуется не меньше (считается, что один из клубов может быть интереснее другого, причем такие параметры как численность, официальность, престижность, оснащенность здесь значения не имеют).
Возникновение в одном из клубов мнения, что сотрудничество неравноправно, чревато конфликтом.
Признаки конфликта (по мере его разрастания) можно попытаться представить следующим образом:
1. В сфере общения клуба соседний не упоминается; личных каналов связей между ними нет.
2. Соседний клуб упоминается в узком кругу тех, кто был свидетелем начала конфликта.
3. Круг заметно расширяется.
4. Обсуждение поведения соседей становится в порядке вещей. Следующая стадия наступает, если появляются каналы информации между клубами, практикуются посещения соседей и (или) участие в мероприятиях, где возможны контакты между членами обеих групп, в результате чего начинаются переходы из клуба в клуб. На этом этапе признаки могут иметь следующий вид:
5. Факты совместительства и перехода осуждаются хотя бы в одном из клубов.
6. Возникает конфликт мнений о том, какой из клубов вправе считать совместителя (перебежчика) своим.
7. Один клуб требует от другого освободить совместителя от участия в каких-либо мероприятиях.
8. Критика перехода или совместительства обосновывается неправильностью политики соседей.
9. Один из клубов требует отказать совместителю в любезности (вернуть перебежчика).
10. Действия соседнего клуба обсуждаются в самых широких кругах.
11.Действия соседей обсуждаются с людьми, ведающими деятельностью клубов.
12. Мнения о соседнем клубе направляются в официальные инстанции на предмет "принятия мер".
Конфликт может начаться с любого этапа и на любом уровне остановиться и зафиксироваться - все зависит от терпимости более активного клуба. Переход на низший уровень возможен при ослаблении взаимодействия групп - естественного (при снижении активности стареющего клуба) или искусственного. В последнем случае можно рекомендовать клубу следующие меры:
1. Отказаться от мероприятий, где возможны случаи встречи с соседями.
2. Отказаться от людей, которых соседи считают своими; переход в соседний клуб сопроводить запретом на посещение своего.
3. Объявить соседний клуб запретной темой для разговоров, а информацию о нем - тайной.
Совокупность этих мер можно условно назвать стратегией уклонения от конфликта.
Что касается тактики уклонения, она может быть различной, в зависимости от причин, породивших конфликт.
Довольно распространена следующая ситуация. Некий клуб является единственным, представляющим данный интерес в данном городе. Все люди и все лавры достаются ему. В случае возникновения альтернативного приходится все делить с ним (в том числе и сферу влияния, и успех, и славу). Как правило, второй, будучи моложе и учитывая негативный опыт старшего собрата, становится сильнее и эффективнее его. Не имея возможности выиграть в рабочем порядке, старый клуб выбирает политику устранения конкурента с целью вернуть свою уникальность.
Во многих случаях к этому может примешиваться, а может и отдельно существовать (и также становиться причиной конфликта) обычная ревность.
Но интересно, что зачастую коллизии происходят в рамках гуманистического мировоззрения, и поводы для них носят резко позитивный идеологический характер. При этом особенности методов, уклада жизни соседнего клуба, вследствие нетерпимости и фанатичности инициаторов конфликта, сильно преувеличиваются и возводятся в ранг проявлений враждебной идеологии, подрывной деятельности и т.п. Ими могут быть применение ненадежных способов страховки в туризме ("удавка" вместо "рыбацкого штыка"), употребление вредных продуктов питания (жирного мяса), перекос в сторону спорта или, напротив, игнорирование его в спектре занятий соседнего клуба ("мы не будем растить интеллигентов с длинными пальцами!"), нарушение техники безопасности (доверяют электродрель третьекласснику), обвинения в национализме (поют народные песни) или в космополитизме ( не поют), осквернение революционных традиций (неправильно завязывают пионерский галстук) - короче, все, что угодно.
Действительно, существует немало людей (и в числе клубных лидеров процент их заметен), уверенных в правоте своих позиций, истинности и объективности оценок, и нетерпимых к явлениям, по их мнению, вредным. Борьбу со злом, носителем которого является соседний клуб, они считают важнейшим делом. В этом случае, как правило, вырабатываются следующие критерии победы в конфликте:
1. Переход всех симпатичных людей из соседнего клуба в клуб-победитель.
2. Отсутствие обратных переходов.
3. Изменение деятельности соседнего клуба в "правильную" сторону или прекращение его существования.
Углубление конфликта ограничено только моральной оправданностью средств, с помощью которых ведется борьба. Существуют лидеры, считающие, что благородная цель (а свою цель они оценивают только так) оправдывает любые средства.
Опыт цивилизации, который мы, кажется, начинаем усваивать, показывает, что гораздо лучше, будучи непреклонным во взглядах и бескомпромиссным в клубной политике, считать свои оценки субъективными и уважать чужое мнение как свое собственное. Для носителей таких взглядов главной задачей является созидание, а борьба предполагается исключительно в крайнем случае защиты своего клубного детища. Частности, упомянутые выше в качестве поводов для конфликта, не возводятся в ранг нравственных и не являются причинами, способными породить конфликт. Победой считается только ликвидация конфликта, а наличие его (даже если налицо все вышеупомянутые признаки "победы") приравнивается к поражению.
Между клубами, представляющими первую позицию, как правило, возникает борьба. От клубов, исповедующих второй вариант, можно ожидать сотрудничества.
Во всяком случае, имея критерии оценки особенностей нравственных позиций и состояния взаимоотношений клубов, можно более успешно строить внешнюю политику группы, не желающей оказаться в изоляции от других.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1303;