Самостоятельная работа.
Да, да, мы не ошиблись, это еще один пятый пункт. И не в том дело, что у авторов комплекс по части пятых пунктов. Просто, как несложно заметить, он логично вытекает из 4-го, правда, в другую сторону, ибо речь в нем уже не о лидере, а о бунтаре, который после "событий" начинает жить своей жизнью. Причем, как минимум, с представлением, чего и как ему бы не хотелось делать. Приобретенной же квалификации вполне хватает для того, чтобы попробовать повести (или создать) клуб самому.
Известный советский драматург В.Кетлинская справедливо заметила, что "память все идеализирует". Восстановлению добрых отношений с бывшим лидером способствует также отрезвление от бунта, а в детских клубах - еще и взросление бунтовщиков . Как правило, и жизнь показывает, что период ученичества дал много хорошего. Стабилизация положительной величины авторитета бывшего лидера происходит через 2-5 лет после бунта.
Все вышеописанное было сказано для того, чтобы показать, почему в клубах, где происходит развитие критического мышления их членов, необходим выпуск "стариков".
Своевременный выпуск - своего рода искусство. Каковы требования к нему?
1. Он должен произойти до начала бунта, но не слишком рано, иначе клуб не в полной мере выполнит свою воспитательную или развивающую задачу.
2. Моральная травма при этом должна быть минимальной (это возможно в случае, когда убедить выпускника в необходимости его ухода удается).
3. Для уменьшения психологического стресса желательно предложить выпускнику пути дальнейшего развития его личности (участие в группе более высокого уровня, специализацию, создание собственного клуба).
Какова главная психологическая трудность выпуска для руководителя? Расставаться приходится с самым любимым, самым квалифицированным, самым необходимым в клубе человеком. Именно эти соображения приводят к оттягиванию момента прощания до тех пор, пока поезд не уходит.
Форма выпуска может быть различной - от ухода "старика" "по-английски", не прощаясь, до торжественного роспуска всего клуба. В некоторых клубах (например, свердловском, по тем временам, детском клубе "Каравелла") это имело вид напутствия выпускников перед строем, под барабанный бой, с дальнейшим запретом появления в клубе без особого приглашения.
Некоторые руководители практикуют весьма своеобразный способ избавления от выпускника. Лидер вступает с ним в конфликт, в котором он, лидер, заведомо неправ. В этом случае у выпускника не возникает мысли (ибо нет причин) вернуться к учителю с покаянием. А просто прийти не позволяет гордость, чувство собственного достоинства (что, отчасти, также является продуктом клубного воспитания). Метод этот представляется хотя и действенным, но менее корректным, так как в основе его лежит несправедливость и лицемерие. Все же знание его необходимо для анализа такого рода конфликтов, которые в случае правильнойоценки сразу перестают быть загадочными. Этот способ выпуска "хорош" тем, что по-своему менее "энергоемок": руководителю не надо уговаривать выпускника уйти или готовить сложное ритуальное действо. Все свершается быстро, "в рабочем порядке". Метод этот присущ, в основном, стареющему клубу, где лидер старается экономить силы на "второстепенных" (как ему представляется) вещах, чтобы сохранить их для "основной" работы.
Сами формы выпусков также бывают различны. Это либо "штучный" выпуск, либо роспуск, когда из клуба уходят большинство его активных, зрелых членов, после чего оставшиеся составляют нежизнеспособную группу. Для продолжения деятельности необходим новый набор, а это уже, как мы говорили, другие люди, другая стилистика отношений; они нуждаются в своем названии, своих традициях, атрибутах. Фактически это уже другой клуб.
От чего зависит тип выпуска? В огромной степени - от системы взаимоотношений в клубной группе. Можно говорить о двух моделях - "Трамвай" и "Кино".
Первая из них соответствует клубу с авторитарной системой отношений, когда наиболее сильны связи по линиям "член клуба - руководитель", а связи "член клуба - член клуба" сравнительно слабы. В этом случае социальное развитие новичка идет по индивидуальному "графику" и, начавшись в момент его появления в клубе, достигает стадии низвержения авторитета в свой срок. Такой "старичок" нуждается в индивидуальном выпуске. Это похоже на трамвай: едут пятьдесят, двое вошло, трое вышло. Где-то будет конечная, когда сойдут все, но не скоро.
Модель "Кино" соответствует коллективу с демократической системой отношений и руководства. В нем наиболее сильны связи между рядовыми членами, и социальное развитие происходит более или менее синхронно у всего ядра. Особенно наблюдается это явление в клубах, где произошел большой одновременный набор новичков. Начиная с какого-то времени после этого (года через полтора - два) вновь пришедшему становится трудно войти на равных в сплоченную, претерпевшую значительное социальное развитие, компанию. Она поневоле обретает черты замкнутости, но этот недостаток с лихвой компенсируется более высоким социальным уровнем выпускника самоуправляемого клуба, где многие решения принимаются всем сообществом, причем, даже как бы без руководителя, который демонстративно (из педагогических соображений) держится в стороне. Речь идет о социальной квалификации развитого коллектива, когда попавший в него новичок чувствует себя неловко, не умея еще так работать, убеждать, организовывать, как умеет это любой другой, пришедший ранее. (В этом случае речь должна идти не об элитарности, когда члены группы ставят себя выше не-членов, а об элитности, то есть более высоком уровне подготовки и развития, позволяющем решать достаточно сложные и специфические задачи.)
Такая группа почти одновременно для всех членов ядра исчерпывает возможность клуба в деле развития личности. Наступает момент группового выпуска, то есть роспуска клуба. Сеанс кино кончается. Все, кто не спит, уходят.
Являясь бывшими советскими людьми, коим, как никому в мире, присуще резонерство, чтобы не нарушать традиций прошлого, скажем итоговую фразу. Владея приемами выпуска, можно успешнее решать проблему смены поколений в клубе. Кроме того, как уже было показано, вопрос выпуска может становиться вопросом жизни и смерти группы, и грамотно разбираться в нем нелишне любому уважающему себя практику.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1137;