Творческое приспособление
Понятие творческого приспособления является центральным для теоретических разработок гештальт-терапии как основное средство и цель лечения. Творческое приспособление обозначает способность — ее также называют self — быть преобразованным средой и в то же время выступать ее преобразователем. В нашем микрокосме и под псевдо-кулыурным влиянием нахлынувшего New-Age креативность часто понимается и являет собой цветок индивидуализма, утверждения себя, выражение самотождественного и уникального «я», которое порождает потребность в занятиях макраме или керамикой как существенную для развития, внутреннего роста и самореализации. Между тем Абрахам Маслоу (я вполне осмысленно ссылаюсь в этой связи на одного из отцов гуманистической психологии — того интеллектуального течения, к которому обращаются многие гештальт-терапевты) сумел установить различие между тремя формами креативности: первой, второй и интегрированной.
Первая форма креативности подразумевает осуществление начальных процессов воображения, фантазирования, игры и увлеченности.
Вторая форма креативности подразумевает рациональное производство новых реальностей в мире, решение технических, научных или художественных проблем или даже преодоление простых трудностей повседневной жизни.
104 |
Жан-Мари Робин
Интегрированная креативность, по Маслоу, «требует не только озарения, вдохновенности, предельного опыта (l'experience limite)24, она требует также тяжелой работы, долгого учения, безжалостной критики, перфекционистских критериев. Иными словами, на место спонтанности должна прийти рефлексия, на место тотального принятия — разборчивость, на место интуиции — строгая мысль, на место смелости — мудрая осторожность, на место воображения и фантазии — испытание реальностью».
Именно этой формы креативности я ожидаю от нас, гештальт-терапевтов. Такая креативность сопряжена с приспособлением и интегрирована в приспособление, она не есть ненасытное искание неслыханных переживаний и не требует отказываться от некоторых выборов, налагать некоторую связность. Она поддерживает напряжение между креативностью и нормативностью, так как в ее основе лежит осознание того, что это напряжение может быть устранено только обращением к отрицанию.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 922;