Темпоральность
Привычные мыслительные формы «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику - и использование понятия «топический» это иллюстрирует. В отличие от них теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральное -ти, прибавляет «^рОНйчёС1ШёТ"йзмерение (дабы связать заново «топос» и «хронос»). Напомним, что определение «топический» указывает на место. Этот термин служит обозначению точки зрения некой мета-психологической концепции, которая рассматривает «психический процесс» в терминах «пространств», которые заимствованы из аппарата физики. Эта локализация, естественно, является фикцией, и она отличается от «топологии», которая представляет собой
62
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
63
знание мест. Она отличается также от «топологической психологии» Курта Левина, которая заимствовала свою описательную модель из физической теории поля и математической топологии. Между «топическим» и «топологией» можно найти то же различие, что и между «хроническим» и «хронологией». Хронология имеет в виду установить порядок и датировки событий истории, тогда как «хронологическим» является, прежде всего, рассказ, реальный или вымышленный, который силится отразить историческую или социальную «реальность» во временной последовательности. Лет двадцать назад я подчеркивал важность Кайроса7, который знаменует собой точный, определенный момент и который мог нам помочь лучше понять наше знаменитое «здесь и сейчас». Кайрос должен быть сопряжен с Хроносом, позволяющим ухватить длительность и тем самым — процесс, последовательность и другие циклы.
Основная координата — основная, но не единственная — гештальт-терапии является, таким образом, скорее «хронической», чем «топической». Нас интересует последовательность построения форм, последовательность опыта, последовательность обустройства смысла, поля осознания, контактов, последовательность конструирования контактов в межличностных связях и отношениях и т. д. Потому что self в опыте не может быть локализован каким-то единым образом: в ходе действия или в ходе контакта self переживается не так как в фазе интеграции, ассимиляции, отступления, отдыха, размышления или приготовления.
Я говорю сегодня об этой стороне дела, чтобы подчеркнуть, что необходимо дополнить западную «локализующую» мыслительной модели, которая опери-
7 Греч, χάιρός — «надлежащая мера».
рует терминами пространственной ориентации (глубинный/поверхностный, центр, ниже, позади, передний план/задний план, внутренняя жизнь и т. д.), обращением к времени. На мой взгляд, только отсылка к темпоральное™ может позволить нам преодолеть парадоксальность, которая содержится в разных определениях self, выдвинутых Перлзом и Гудменом. Конец Восьмой главы их сочинения напоминает о такой парадоксальности со всей силой. Данная отсылка к темпоральное™, к конструированию своего рода «хроники», сопряженной с парадигмой поля, должна придать нам сил сопротивляться пению сирен, которые подстерегают моряков, вроде нас: я имею в виду идеи развития, биографии как причины обуславливающей психику, психопатологии, основанной на фиксации/регрессии в стадиях развития либидо или объектных отношений. Перечитаем в связи с этим весьма поучительные страницы Левина, посвященные регрессии и ретрогрессии. Если мы больше не ставим темпоральность в центр наших интересов в форме историчности и этиологии, я делаю предположение, что мы можем начать рассматривать ее на уровне процессов, динамики, межличностных и социальных процессов, которые поддерживают страдание и симптомы.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1129;