Психологические предпосылки возникновения и развития теневой экономики и коррупции
Размытость доходов российского чиновника размывает его правовое сознание, затягивая в коррупцию, стирая грань между законным и незаконным.
Существует небезызвестный Указ Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 г., которым федеральные госслужащие, т. е. чиновники, обособляются от прочих госслужащих в особую касту со своим уставом и льготной системой финансового, медицинского, бытового и иного обеспечения.
Размытая формулировка законов порождает беззаконие и способствует превращению честного чиновника в коррупционера. Врагом рыночных реформ в посткоммунистической России стали сами реформаторы.
На этой почве широко развивается злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Коррупция способствует развитию теневой экономики.
Феномен коррупции тесно связан с низким уровнем профессиональной компетентности российского чиновничества. В ряде случаев коррупционные связи являются механизмом компенсации низкого уровня профессионализма. Не будучи в состоянии компетентно разрешить сложную экономическую ситуацию, чиновник симулирует активную деятельность путем создания дополнительных запретов.
Фактором, способствующим коррупции и теневой экономике, является психология так называемого «двойного стандарта» поведения. В первую очередь это относится к декларированию органами власти целого ряда мер, в том числе законодательных, по борьбе с коррупцией. Так, например, указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» предусматривался ряд запретов для служащих государственного аппарата, в декларативной форме препятствующих коррупции. Однако по существу эти запреты остались на бумаге, так как не были проработаны механизмы исполнения и контроля положений, содержащихся в Указе. В другом случае указ Президента РФ «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» от 15 мая 1997 г. также по существу остался декларацией, так как контролировать его исполнение должны были работники кадровых подразделений в отношении своих непосредственных начальников.
Наконец, психологической предпосылкой развития теневой экономики и коррупции является манипулирование индивидуальным и общественным сознанием, которое способствует латентности этих явлений, их мимикрии и видоизменению. В арсенале коррупции наряду со взяточничеством находится лоббирование, протекционизм, переход политических лидеров и государственных чиновников на должности «почетных» президентов коммерческих компаний, создание таможенных и налоговых привилегий.
Философия активного манипулятора зиждется на том, чтобы главенствовать и властвовать во что бы то ни стало. Философия пассивного манипулятора — никогда не вызывать раздражения. Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой. Философия индифферентного манипулятора — отвергать заботу[126].
Примером манипулирования в области потребления электроэнергии может быть следующее журналистское расследование.
В России цену электроэнергии устанавливает не рынок, а региональная комиссия (РЭК). Цена при этом зависит не от спроса и предложения, а от издержек.
Иначе говоря, цена, которую платит завод за электроэнергию, зависит от статуса потребителя. Если завод — царь и бог в области и держит в кулаке губернатора, то и платит он за электроэнергию копейки. А если заводишко средний, то он ходит под ярмом энергетиков.
При этом АО «Энерго» заинтересовано в высокой цене. Чем выше цена, тем больше искушение предприятия заплатить бартером. Чем выше доля оплаты бартером, тем больше комнат в усадьбе директора АО «Энерго»... Правда, когда директор АО «Энерго» объясняет, почему он покупает энергию по 400 р, он не ссылается на количество комнат. Он говорит о социальных проблемах, которые возникнут, если закрыть нерентабельную ТЭЦ. Беда в том, что социальный ущерб, наносимый ТЭЦ, куда больше, чем ущерб, наносимый ТЭЦ закрытой: завышенная цена энергии ведет к неконкурентоспособности всей окрестной промышленности.
Благодаря нерыночному устройству энергетики и неплатежам государства, которые составляют 50 % неплатежей энергетикам, тарифы на электроэнергию оказываются завышенными в два-три раза. Предприятия отказываются оплачивать завышенные вдвое тарифы деньгами и оплачивают их товаром — по завышенной цене.
Расчеты бартером требуют наличия двух вещей: векселей и посредников.
Так российская экономика попадает в порочный круг. Из-за того что энергия, вырабатываемая неэффективными электростанциями, неоправданно дорога, государство не платит за электроэнергию — и энергетики вынуждены перекладывать долги государства на другие предприятия. Другие предприятия не хотят платить за энергию по вдвое повышенным тарифам — и расплачиваются товарами по вдвое завышенным ценам. На завышенные вдвое бартерные цены начисляются налоги, превосходящие те суммы, которые можно выручить за бартер в живых деньгах. Чтобы не платить эти налоги, предприятия обрастают посредниками. Не получив налоги, государство оказывается не в силах расплатиться за электроэнергию...[127]
«Если все издательства системы Госкомпечати выдают в год на российский рынок книг примерно на десять миллиардов новых рублей, — говорит председатель комитета Иван Лаптев, — то пираты “добавляют” продукции еще на три миллиарда».
По данным экспертов, ежегодные потери в сфере книгоиздания из-за пиратов, по самым приблизительным оценкам, превышают 50 млн долларов. Это около 7 % стоимости всей производимой в России книжной продукции. Прямые потери государственной казны — более 20 млн долларов.
Принято считать, что потери на книгах не столь ощутимы, как на видео, где пираты зарабатывают миллиарды. Однако специалисты утверждают, что по уровню доходности книжный бизнес сегодня уступает только торговле наркотиками и игорному бизнесу. Ну, может, еще проституции[128].
Подавляющее большинство опрошенных предпринимателей (58 %) считает, что в наибольшей степени коррупция поразила непосредственно государственный аппарат; это мнение подкрепляется результатами опроса банкиров (51 %), которые сослались на личный опыт вымогательства со стороны чиновников. По мнению банковских работников, основными причинами недостаточной эффективности системы мер ограничения организованной преступности и коррупции являются общее несовершенство финансового и гражданского права (99 %), отсутствие закона о борьбе с организованной преступностью и коррупцией (44 %), отсутствие механизма получения информации о недобросовестных клиентах (42 %), недостаточная суровость наказания за преступления в сфере экономики (21 %).
Американский экономист Джеффри Сакс, анализируя причины провала экономических реформ, отмечал, что коррупция стала смертельной угрозой для самого существования России. «Коррупция компрометирует идею рыночных реформ на всем постсоциалистическом пространстве, однако беспрецедентных масштабов она достигла именно в России»[129]. Предпосылками развития коррупции в России явились низкий моральный уровень «номенклатурного слоя», отсутствие соответствующей правовой базы и возможность доступа представителей номенклатуры к «рычагам управления» российскими реформами.
Когда-то считалось, что в нашей стране если кто и не подкуплен, так это чекисты. Действительно, органы КГБ разоблачили и передали в прокуратуру ряд дел на высокопоставленных воров. Опыт других стран, в частности США, свидетельствует о том, что для борьбы с коррупцией необходим такой институт, который оказался бы способным противостоять организованной преступности. Им в России могла бы стать Федеральная служба государственной безопасности. В принципе, ФСГБ с этим согласна, что видно из цитируемого ниже документа, который называется «Актуальные проблемы практики борьбы федеральных органов государственной безопасности (контрразведки) с организованной преступностью и коррупцией».
«В развитых странах Запада спецслужбы стали подключаться к такой деятельности в той или иной мере в начале—середине 1980-х годов, а в США — с конца 1970-х годов. Использование разведовательных, контрразведовательных и иных методов работы спецслужб расширяет арсенал противодействия рассматриваемым опасным криминальным явлениям.
Решение этой проблемы у нас в государстве в существенной степени зависит и будет зависеть не от репрессивных, силовых мер соответствующих правоохранительных и силовых структур, а во многом связано с тем, как будут решаться общие и частные проблемы экономического, политического, социального и иного характера на пути создания цивилизованного, правового государства и общества с нормальными рыночными отношениями»[130].
Психологические портрет «коррупция в армии»
Николай Козырев служил в воинском спецназе в Чечне и прошел там, как говорится, огонь и воду и медные трубы. Достаточно сказать, что его раненного, чеченцы взяли в плен, из которого ему удалось бежать. Отдохнув после этого в госпитале, Николай снова принял участи в боевых операциях, и был еще раз ранен, но в плен больше не попадал. Но речь в этом рассказе пойдет не о подвигах Николая Козырева. Мы хотим рассказать о более скучных материях. Так вот, за каждый день службы в боевых условиях, Козыреву полагалось шестьсот сорок два рубля за каждый день дополнительной оплаты. А пробыл он в боевой обстановке больше двух лет. И все эти дополнительные деньги ему только обещали заплатить. В конце концов Николай демобилизовался и поселился в Подмосковье вместе с женой. Он стал работать и как типично русский человек уже стал забывать о том, что за пролитую кровь и всякие прочие рискованные дела родина должна ему еще несколько сотен тысяч рублей. И в это время он встретил своего бывшего командира Остапенко, который кстати обязан был ему жизнью, потому что Николай этого самого Остапенко, тяжело раненного вынес из под огня. Они обрадовались друг другу, выпили, помянув славное прошлое, и разговорились о сегодняшнем житье - бытье. И Николай между прочим сказал, что Зарплата у него весьма скудная и других источников дохода не видно. И бывший командир Остапенко поинтересовался, получил ли Козырев свои "боевые". И узнав, что Козыре их не только не получил, но даже махнул рукой на это дело, пообещал помочь.... После этого разговора Козырев слабо надеялся на успех, но вскоре Остапенко появился и сказал, что деньги Козырев может получить в финансовом управлении министерства. Велика же была радость и удивление Козырева, когда обратившись туда, к нужному чиновнику, он узнал, что деньги ему начислены и в "одни руки" получил около четырех сот тысяч рублей. На радостях Козырев купил себе старую иномарку и стал на ней ездить. А молодой жене купил новую шубку. Остатки полученных денег ушли на посиделки. И как раз в то время, когда деньги полностью кончились, к Козыреву приехал Остапенко и заявил, что он, Козырев, должен "им" двадцать процентов от полученной суммы в виде комиссионных. Козырева это сообщение и смутило (все - таки человек оказал ему большую услугу) и разозлила (все - таки этого же человека он спас от смерти). Он сказал своему бывшему командиру всю правду, что денег нет, что все они истрачены. Остапенко ему на это ответил, что деньги нужны не ему, а большому начальству, в министерстве, которое эти деньги распределяет, и что деньги надо достать, иначе и ему и Козыреву будет плохо.
И действительно через несколько дней Козырева на улице остановили два крутых парня в кожаных куртках и защитных очках. Говорил один из них, который казался постарше, на лице которого от мочки уха ко рту шел рваный шрам. Он сказал, что если в течение трех дней Козырев не соберет нужную сумму, на него включат "стрелку- счетчик" и сумма эта будет расти и расти, и никуда от них Козыреву не деться.
Козырев был смелым человеком и угрозы этого парня не очень его испугали. Но ему вдруг стало ужасно противно жить вот так, думая о том, что часть денег за пролитую им кровь он должен отдать спрятанному в финансовом управлении военному чиновнику, который здесь, далеко от Чечни и в двух шагах от столицы, насылает на него бандитов...
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 980;