ЭФФЕКТЫ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК И ВОСПРИЯТИЯ
Существуют по меньшей мере семь путей, которыми негативные установки и восприятие, имеющиеся у одной из сторон конфликта по отношению к другой, способствуют эскалации и препятствуют улаживанию конфликтов.
Во-первых, при наличии негативных установок и восприятия легче винить противную сторону в собственных неприятностях. Поскольку людям свойственно искать виноватых, чтобы объяснить свои проблемы, а ответ на вопрос о том, кто несет ответственность, часто неоднозначен, те, кто вызывают неприязнь и недоверие, часто становятся объектами обвинений, а те, кто нравятся, освобождаются от обвинений. Из-за того что обвинения часто приводят к применению жесткой и чреватой эскалацией тактики по отношению к тем, против кого они направлены (Sillars, 1981; Syna, 1984), получается, что негативные установки способствуют эскалации конфликтов.
Влияние установок на обвинения может быть проиллюстрировано наблюдением Блюменталя (Blumenthal et al., 1972). Выяснилось, что в период политического брожения в США, происходившего летом 1969 г., вина за конфликты неизменно возлагалась на те группы, взгляды которых вызывали неприятие. Либералы винили полицию, а консерваторы — демонстрантов. И те и другие использовали для описания действий вызывающей неприязнь стороны термин насилие, а о действиях группы, взглядам которой они симпатизировали, предпочитали говорить как об оправданном применении силы. Кроме того, отмечалось одобрение применения силы по отношению к группам, выступавшим в качестве объекта обвинений.
Вторая, связанная с первой причина, из-за которой негативные установки и восприятия способствуют эскалации конфликта, действует, когда противная сторона вызывает недоверие и ее неоднозначные действия истолковываются как угрожающие (Pruitt, 1965). Сомнения в ее лучших намерениях сильны, а вера в них слаба. Это способствует зарождению страха и эскалации защитных действий. Тенденция к неверному истолкованию поведения другого помогает понять одну из причин того, почему так трудно избежать эскалации конфликта. Противостоящая сторона, все больше уставая от эскалации, часто пытается избегнуть ее, для чего прибегает к жестам, призванным обозначить ее добрую волю. Но ее действия обычно весьма неоднозначны. Они трудноуловимы и подобны капле меда в бочке дегтя — используемых стороной жестких тактиках. Если другой не вызывает доверия (что после интенсивной эскалации конфликта весьма вероятно), такие жесты часто истолковываются неверно, и эскалация продолжает нарастать.
Третий способ, которым негативные оценки другого способствуют эскалации, состоит в ослаблении факторов, которые сдерживают возмездие в ответ на провокацию. Агрессия против стороны, которая вызывает уважение и симпатию, обычно совершается с нежеланием, даже если она явно считается виновной в неприятностях. Но на агрессию против стороны, которая не заслуживает уважения и симпатии, идут с готовностью. Эти обобщения подтверждаются тем, что в США белые студенты-южане (из которых многие предубеждены против черных) с большим ожесточением идут на ответные действия, когда их провоцируют афро-американцы, чем когда это делают белые (Rogers & Prentice-Dunn, 1981). Ответные действия являются важнейшей частью цикла эскалации.
Четвертый способ, которым негативные установки усиливают эскалацию, связан с тем, что они мешают общению. Людям свойственно избегать тех, к кому они настроены враждебно. Об этом точно сказал Коулман (Coleman, 1957): «По мере нарастания противоречий связи между представителями противоположных сторон ослабевают» (р. 11). Это способствует непониманию и умножению разногласий, а также затрудняет достижение их мирного урегулирования.
Не вполне ясно, почему все происходит именно так. Почему прекращаются встречи и разговоры, если усиливается вражда? Возможная причина здесь состоит в том, что контакты с другой стороной могут быть истолкованы как согласие с ее позицией. Отчасти по этой причине так долго не было контактов между Израилем и Организацией Освобождения Палестины — отчуждение, которому в конце концов должен был прийти конец. Кроме того, у обсуждаемого феномена могут быть глубокие эмоциональные корни. В соответствии с теорией баланса (Heider, 1958) негативные установки по отношению к чему-либо или кому-либо подразумевают плохие отношения с этим субъектом или объектом и, следовательно, стремление психологически дистанцироваться от него.
Пятый механизм основан на том, что негативные установки и восприятия создают тенденцию к снижению эмпатии по отношению к другому (White, 1984). Другая сторона кажется столь чуждой, что трудно поставить себя на ее место. Более того, имеется еще и простое объяснение отсутствию сочувствия: действия противной стороны рассматриваются как мотивированные злом, Отсутствие эмпатии, подобно отсутствию общения, взращивает непонимание. Кроме того, оно способствует эскалации конфликта, препятствуя пониманию сути спирали конфликта. Осознание того, что враждебность другой стороны является ее реакцией на враждебность по отношению к ней, может стать причиной снижения эскалации, подсказанной просто чувством самозащиты. Но если у одной из сторон конфликта нет сочувствия мотивам другой, непонимание собственной роли в провоцировании другой стороны на агрессию может сделать эскалацию безрассудной.
В-шестых, негативные установки и восприятия формируют ожидание строгого соперничества по принципу «все или ничего». Из-за этого кажется, что ориентироваться на разрешение проблемы бесполезно. Позиции сторон становятся жесткими, созидательное начало в них пропадает. Поэтому конфликт представляется трудноразрешимым, и возникает чувство, что единственным путем к успеху является соперничество. Результатом такого положения дел скорее всего будет эскалация конфликта.
Наконец, в-седьмых, когда негативное восприятие доходит до крайности, другая сторона начинает представляться демоническим врагом (White, 1984), а конфликт — войной света и тьмы. Мы — избранные, они — «империя зла» (так выражался президент Рейган о СССР во времена «холодной войны») (Чарльз Лэйн (Lane, 1992), руководитель берлинского бюро журнала «Ныосуик», сообщил о таком случае в бывшей Югославии: «Самое жуткое из слышанных мной сообщений по белградскому телевидению было о сербских младенцах, которых мусульмане в Сараево отдали на съедение львам в зоопарке. Я был в полном недоумении, пока не услышал эту же историю, слово в слово, от 55-летней женщины, стоявшей в очереди в банк. „Вот почему сербы должны были убивать этих зверей", — заключила она»). В такой ситуации одна сторона готова обвинить другую во всех грехах, коммуникация часто превращается в нападение, сочувствие очень слабо, а решать проблемы становится исключительно трудно. Жесткая эскалационная тактика становится правилом, и быстро появляются новые противоречия, подкрепляющие представления одной стороны о другой и наоборот.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1349;