УГРОЗЫ ИМИДЖУ
Особенно важным источником эскалации являются угрозы имиджу одной из сторон, то есть тому впечатлению, которое она производит. Некоторые угрозы представляют опасность для имиджа первой стороны, имеющегося у второй стороны, другие наносят ущерб ее собственному образу, тому, который сама для себя создала первая сторона. В случаях, когда ставятся под сомнение такие характеристики имиджа, как власть, статус, всесильность, адекватность, независимость, лояльность, неподкупность, возможность эскалации заметно возрастет. Угрозы этим характеристикам вызывают обычно и страх, и гнев.
Точ (Toch, 1970) приводит пример эскалации, возникающей вследствие угрозы имиджу как первой, так и второй стороны, угрозы репутации сильного, властного, завоевавшего определенный статус индивида. Действие происходит в тюрьме.
«Стоим мы это, смотрим, как эти чуваки дуются в карты, и стоим как раз позади этого дурня. Он, знаете, был из этих тяжеловесов, что пудовые штанги подымают, сечете? В обхвате футов девяносто, не меньше, представляете? И вдруг он поворачивается и выдает:
„Эй вы, подонки, не стойте у меня за спиной! Терпеть не могу, когда у меня за спиной отсвечивают, когда я играю!" Видали? Я только глянул на моего напарника, а он на меня, а тот дурень обратно повернулся и снова свое:„Я вам что сказал? Не смейте у меня за спиной отсвечивать!" А потом говорит: „Ну, молите бога" и подымает свою тушу и рычит „Держись!" Ну я ему врезал, и мой напарник тоже, и отделали его как надо! Навалились двое на одного. И так его отколошматили, надолго запомнит! А я после был ну прямо король! Чувствовал, понимаете, что я мужик крутой, попробуй кто-нибудь, сунься ко мне!» (р. 164—165).
Такого рода угрозы имиджу представляются важными для государств так же, как и для и индивидов. Государства обычно чрезвычайно дорожат своей репутацией сильной страны, готовой в любой момент пустить силу в ход. Для поддержания этой репутации затевалась не одна война, возьмем для примера решение США принять участие во вьетнамской войне. Стратегических интересов Вьетнам для Америки не представлял, однако, по мнению государственной администрации США, укрепление там коммунистического режима несло угрозу американскому имиджу. Соединенным Штатам казалось, что их сочтут слабовольным государством, если они не вступят в борьбу с коммунизмом и тем самым позволят ему расплодиться в других уголках земного шара. Это было частью их более широких представлений типа «если мы не подавим их хотя бы где-нибудь, нам придётся подавлять их повсюду».
Беспокойства по поводу своего имиджа можно, конечно, считать чем-то несерьезным, бессмысленным и даже ребячеством, однако зачастую такое беспокойство — оправданная и разумная (хотя, может быть, и несколько близорукая) реакция на многие жизненные ситуации. В таких неуправляемых «джунглях», как международная арена или (пусть и в меньшей степени) тюрьма, главным средством защиты от эксплуатации и нападения со стороны других является репутация сильного и готового к борьбе противника. В подобных условиях «джунглей» нет поддержки третьей стороны или норм, предупреждающих эксплуатацию и насилие, поэтому люди вынуждены заботиться сами о своей безопасности. Таким образом и вырабатываются имиджи «крутых», чтобы окружающие знали — этому пальца в рот не клади. Существуют, конечно, и другие, более умеренные способы избежать насилия и эксплуатации, но большинству они либо неизвестны, либо в их эффективность не верят. Самым популярным лозунгом стали слова Лио: «Настоящие парни умирают последними».
Этот лозунг и сама проблема защиты имиджа имеют свою оборотную сторону — благодаря им люди нередко попадают в серьезные неприятности. Стараясь казаться «крутыми», люди вызывают страх или озлобление у окружающих, толкая их к таким же шагам, и спираль конфликта закручивается. Как это ни парадоксально, многие в результате становятся жертвами тех самых насилий, от которых хотели защититься (Glasi, 1982).
ВЫВОДЫ
Мы рассказали здесь о двух моделях конфликта, которые объясняют процессы, благодаря которым развивается эскалация, — агрессивно-оборонительной и спиральной моделях конфликта. Кроме того, мы рассмотрели здесь усовершенствованную спиральную модель конфликта, определяющую психологические условия, в которых вероятность возникновения конфликтной спирали особенно велика. В следующей главе будет говориться о третьей, более сложной модели: модели структурных перемен.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1266;