СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА
Спиральная модель эскалации конфликта (Упоминание этой модели встречается в работах многих теоретиков (North et al., 1964; Osgood, 1962, 1966; Richardson, 1967)) демонстрирует, что эскалация — результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают наступательное же поведение второй стороны, что провоцирует первую сторону на дальнейшее применение тактик борьбы, круг замыкается, и с новых взаимных противодействий начинается новый виток эскалации. Мягкие тактики сменяются жесткими, поскольку каждая новая реакция каждой стороны более суровая и сильная, чем того требуют вызвавшие ее поступки.
Спиральная модель конфликта позволяет понять широкую эскалацию, происходившую во время «холодной войны» — она как раз и шла по замкнутому кругу. В ответ на инициативы СССР в отношении Восточной Европы, Греции и Турции Соединенные Штаты и их союзники начинают восстанавливать Западную Германию. СССР отвечает на это блокадой Берлина. Этот шаг влечет за собой создание НАТО, а затем Соединенные Штаты с союзниками берутся за перевооружение Западной Германии. И так далее.
Помимо того что эта модель объясняет, почему применяются сначала более мягкие, потом все более жесткие тактики, спиральная модель конфликта помогает разобраться, отчего при эскалации конфликтов часто происходят трансформации типа от меньшего к большему — количество спорных вопросов растет, и стороны все больше вовлекаются в эти новые проблемы, а рост проблем объясняется тем, что каждое ответное или защитное действие одной из сторон в спирали порождает новую мишень. Поэтому у каждой из сторон список прегрешений другой стороны становится все длиннее, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса.
Спиральная модель конфликта не только объясняет, как развивается эскалация, но к тому же помогает понять, почему высокий уровень, достигнутый эскалацией, закрепляется, то есть почему мы наблюдаем, как в процессе конфликта снова и снова обращаются к применению тех жестких тактик, которые уже были использованы. Возьмем для примера обычную драку. Если я вас ударил, вы, наверно, ударите меня, за что я ударю вас снова и т. д., и т. п. Сначала удары становятся все более жестокими — идет эскалация конфликта. Но поскольку физические возможности человека ограничены, сила ударов постепенно достигает предела, после которого они не могут делаться больнее. Каждый из нас реагирует на провокацию на ее же уровне. Спираль конфликта продолжает расти, но теперь она не ведет к дальнейшей эскалации, а поддерживает на одном уровне крайне напряженное состояние.
На рис. 5.1 можно видеть сравнение агрессивно-оборонительной и спиральной моделей конфликта. В агрессивно-оборонительной
Рис. 5.1. Модели эскалации конфликта: агрессивно-оборонительная и спиральная модели конфликта
модели последовательность событий носит односторонний характер: агрессор действует, обороняющийся реагирует, в спиральной модели конфликта последовательность действий идет в обоих направлениях: одна сторона реагирует на действия другой стороны и наоборот.
Рисунок конфликтной спирали несколько упрощен в том смысле, что она изображает действие каждой стороны как непосредственную реакцию на только что произведенный выпад. Между тем в реальных условиях каждое действие является «результатом впечатлений, накопившихся от всех предыдущих действий другой стороны» (White, 1984), хотя более близкие по времени акции обычно оказывают и более сильное воздействие, чем им предшествовавшие.
Спиральная модель эскалации конфликта ни в коем случае не должна рассматриваться как усовершенствованная агрессивно-оборонительная модель или заменяющая ее. Эта последняя модель применима к тем случаям, когда одна сторона ставит себе цель, вызывающую протесты другой стороны, и старается добиться своего, оказывая все более сильное давление на другую сторону. Во многих случаях эскалация конфликта носит именно такой характер. Но, как правило, конфликты агрессивно-обронительной модели являются составной частью эскалации более обширных конфликтных спиралей, что мы уже видели на примере действий Советского Союза против введения единой валюты в Западной Германии. В подобных случаях цель, которую ставит себе агрессор, является, по крайней мере отчасти, реакцией на какие-то действия обороняющегося в прошлом (зачастую и сами участники конфликта, и наблюдающие за его ходом упускают этот факт из виду и усматривают причину конфликта исключительно в агрессивной настроенности одной стороны. Обычно каждая из сторон считает агрессором своего противника. Если не выходить за пределы конкретного фрагмента конфликта, они, может быть, и правы, но надо уметь увидеть всю картину происходящего в целом).
Примером этого положения может быть попытка нацистской Германии завоевать Европу — начатые ею в конце 1940-х гг. военные действия соответствовали определению «агрессия» со всех точек зрения. Отчасти намерения Германии были реакцией на унижения, которые она перенесла после Первой мировой войны, — репарации, спровоцированная ими инфляция. Таким образом, Вторая мировая война может рассматриваться как агрессивно-оборонительная модель, являющаяся лишь частью большой конфликтной спирали, начавшейся до Первой мировой войны.
Рис. 5.2. Усовершенствованная спиральная модель конфликта, изображающая цикл эскалации
Эта преобразованная модель хороша тем, что позволяет, основываясь на психологических реакциях, сформулировать гипотезы о причинах эскалации. Психологи хорошо разбираются в условиях, способствующих развитию этих реакций, то есть в условиях, усиливающих причинную последовательность, изображенную в сегментах А и С на рис. 5.2. Имеются также представления о том, что стимулирует проявление этих психологических реакций, тем самым усиливая причинную последовательность, изображенную в сегментах В и D. Из схемы 5.2. следует логический вывод, что все эти условия способствуют развитию спирали конфликта, отчего повышается вероятность эскалации (те же самые условия могут временами способствовать появлению причинной последовательности, характерной для агрессивно-оборонительной модели. В тех случаях, когда «агрессор» хочет заставить другого изменить поведение или наказать его за прошлые провокационные действия, уровень эскалации поведения агрессора зависит от его состояния — насколько сурово он обвиняет другую сторону, насколько разгневан на нее, насколько ее боится или насколько боится угрозы своему имиджу. Уровень же эскалации поведения также может быть следствием тех же психологических состояний. Если в такой ситуации действия обороняющегося не вызывают эскалации в поведении агрессора, значит, перед нами агрессивно-оборонительная модель в чистом виде. Однако если поступки обороняющегося вызывают эскалацию поведения агрессора, последовательность агрессор—обороняющийся становится эпизодом большой спирали конфликта).
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 3851;