АГРЕССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
В этой модели роли первой и второй сторон различны. Считается, что первая сторона — агрессор, — желая добиться определенных изменений, вступает в конфликт со второй стороной — обороняющейся. Агрессор может ставит себе целью что-то отнять у обороняющегося, или изменить существующие условия в ущерб ему, или призвать его к порядку, поскольку агрессор недоволен его поведением. Обычно агрессор сначала пускает в ход мягкие тактики соперничества, потому что это менее рискованно. Но если мягкие методы не помогают, сторона использует более жесткие тактики, и конфликт набирает силу, пока цель не достигнута или пока на обнаружится, что затянувшаяся эскалация обходится дороже, чем цель, ради которой затеян конфликт. Обороняющийся же лишь отвечает на выпады агрессора, причем его реакции обостряются с обострением эскалации. Процесс этот длится до тех пор, пока агрессор не добьется своего либо не отступится.
Агрессивно-оборонительная модель помогает понять одну из фаз в развитии «холодной войны». Мы имеем в виду поведение Советского Союза, когда он восстал против воссоздания единой валюты в Западной Германии. Сначала СССР прибег к мягким тактикам, выражая протест. Когда это не помогло, он перешел к более жестким тактикам, время от времени прерывая сообщение между Западной Германией и Берлином. Когда не помогло и это, а единая валюта все-таки была введена, СССР прибег к крайним мерам — полностью отрезал от Западной Германии Берлин (термины агрессор и обороняющийся в этой модели не имеют оценивающей окраски. Они не предполагают, что агрессор не прав, а обороняющийся прав. Под агрессором просто подразумевается та сторона, которая стремится как-то изменить существующее положение вещей, а обороняющимся именуется другая сторона, которая этим устремлениям противостоит. В нашем примере о супружеской ссоре в роли агрессора выступала жена, требовавшая, чтобы муж, сидевший на заднем сиденье, подвинулся. Можно согласиться, что требования ее были справедливы, поскольку она заботилась о безопасной езде, но с точки зрения нашей терминологии она все-таки агрессор. Пример этой пары очень хорошо подходит для агрессивно-оборонительной модели, поскольку первая сторона вызывает эскалацию, пытаясь изменить позицию второй стороны, а та упорствует, пока сама не входит в состояние эскалации).
Агрессивно-оборонительная модель подходит для некоторых случаев эскалации, но в обыденных представлениях ей придают слишком большое значение. Характерно, что именно к ней обращаются чаще всего, когда хотят представить себе процесс эскалации. Вероятно, модель эта пользуется популярностью потому, что удовлетворяет естественному побуждению найти зачинщика, на которого можно свалить вину (в общепринятом взгляде на эту модель, отличающемся от нашего к ней подхода, того, кто заклеймен кличкой агрессор, обычно обвиняют и в развязывании конфликта. Социологи же, не стремясь к поискам виноватых, стараются проанализировать, как и что в мире происходит.).
Агрессивно-оборонительная модель применима далеко не ко всем видам эскалации. Не годится она и для мощной эскалации «холодной войны», включая и действия СССР против введения единой валюты в Западной Германии. Дело в том, что агрессивно-оборонительная модель предполагает одностороннюю причинную последовательность — обороняющийся только реагирует на поведение агрессора, но эскалация чаще представляет собой процесс круговой— одна сторона реагирует на действия другой, а та отвечает тем же. Для понимания такого процесса требуется другая модель — спиральная модель конфликта.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1184;