Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 18 страница
или же использовать для этого спинку кровати, и даже стену, в зависимости
от выбранной позы. Если ноги располагаются без динамического напряжения,
то таз начинает совершать "толчковые" движения, которые локализуют
ощущения на гениталиях, в ущерб остальному телу.
Принцип лука в применении к человеческому организму является
физическим механизмом, через который осуществляется принцип реальности.
Движения тела, которые мотивированы в соответствии с принципом реальности,
являются целенаправленными, контролируемыми, координированными и
эффективными. Эти движения захватывают весь организм, и он действует как
единое целое. В противоположность этому, движения младенца, который
действует в соответствии с принципом удовольствия, случайны,
неконтролируемы и нескоординированы. Младенец не терпит напряжения; его
тело немедленно реагирует на любой стресс, отвергая его. Его движения не
имеют определенной цели или сознательного контроля. Однако, это не значит,
что случайные движения ребенка бессмысленны. Их значение следует искать в
терминах, которые описывают то, что происходит у него внутри; их смысл не
может определяться ссылкой на внешние цели. На основе такого анализа
движений можно понять различие между понятиями подвижности и мобильности.
Подвижность описывает спонтанные движения живого организма; она
включает в себя такие непроизвольные действия, как дыхание, плач, смех и
т. д. Эти спонтанные реакции обусловлены изменчивостью [букв, fluidity -
текучестью (прим. переводчика).] живущего тела, которая позволяет волнам
чувства или возбуждения, протекать через него. Младенец крайне подвижен;
любое свое чувство он сразу же выражает соответствующим телесным
движением. Но, с другой стороны, он лишен стабильности и твердости,
которая позволила бы ему стоять на ногах и эффективно передвигаться, чтобы
удовлетворить свои потребности или желания.
Подвижность тесно связана с выражением чувств, составляющих
биологический базис принципа удовольствия. Мобильность означает движения,
которые сознательно мотивированы и целенаправленны. Обычно это относится к
перемещениям тела в пространстве. Поэтому новорожденный ребенок, хотя и
обладает высокой двигательной активностью, относительно неподвижен из-за
неспособности перемещаться в пространстве. А вот взрослый человек может
быть мобильным, но испытывать дефицит подвижности, если блокировано
спонтанное выражение его чувств.
Волевая (произвольная) фаза сексуальности, как целенаправленная
половая активность, является функцией зрелого организма. Ей требуются
мобильность, стабильность и тонус. Это лежит в рамках принципа лука,
который я сформулировал выше. Он объясняет динамику, лежащую в основе
произвольных движений полового акта. Непроизвольные движения, приводящие к
оргазму, не следуют этому принципу, поскольку не контролируются "Эго". Они
выражают подвижность тела, поскольку нацелены, как и движения младенца, на
немедленную разрядку напряжения.
И снова нам пригодится аналогия с луком. Как я уже говорил выше,
произвольные движения соответствуют повторяющемуся натяжению тетивы лука,
приводящей к повышению напряжения. Источник непроизвольных движений -
"отпускание". Конвульсии тела - это реакция на "отпускание". Люди, которые
страшатся "отпустить себя", не имеют оргазма.
Непроизвольные движения спонтанно сменяют произвольные, столь же
незаметно, как ночь сменяет день. Они возникают спонтанно из произвольных
после того, как человек достигает определенной интенсивности переживаний.
Это случается, если чувство возбуждения становится столь велико, что
переполняет "Эго". Возбуждение оказывает влияние на тело и ум человека и
переворачивает его нормальную ориентацию. Если произвольные движения
направляет "Эго", то непроизвольные контролируются ощущениями в тазовой
области. Получается так, будто центр возбуждения и ощущений переходит в
область таза и оказывается достаточно сильным, чтобы преодолеть главенство
"Эго". Перед оргазмом поток возбуждения направлен от головы к гениталиям.
Но как только начинается оргазм, направление потока меняется на
противоположное. Возбуждение затем растекается по спине из таза по всему
телу. Райх, описавший этот обратный поток, считал его одним из критериев
полноты оргазма. Полноценный вид движений может быть выражен фразой:
"Собака виляет хвостом". При оргазме характер событий меняется и звучит
так: "Хвост виляет собакой". Утрата самосознания (эго-сознания) во время
оргазма - это результат передачи команд организма более глубокому уровню
процессов жизнедеятельности. При оргазме "оно" устанавливает свой без
оговорочный авторитет. Это сравнимо с землетрясением, разбивающим
уверенность человека в себе самом и показывающим ему, насколько он зависим
от земной стабильности. Интересно отметить здесь, что Хемингуэй, описывая
переживание оргазма, передавал его как ощущение того, будто "земля
движется". Во время оргазма самость (self), но не "Эго", реализуется на
своем глубочайшем уровне.
Организм по своей внутренней сути является изолированной
индивидуальностью. Независимо от того, до какой степени он ощущает себя
частью своего окружения, он существует внутри замкнутой системы,
ограниченной своеобразной мембраной, кожей. Его подвижность и мобильность
зависит от свободной и обновляемой энергии, которая заключена внутри
замкнутого тела. Как отмечалось выше, каждому живому организму необходимо
преодолеть свою индивидуальность, чтобы победить чувство одиночества и
заброшенности, чтобы стать частью целого. Он достигает этого через
сексуальность, с помощью которой он соединяется с другими организмами и
утрачивает чувство одиночества и неполноты. Но для того, чтобы достигнуть
полного слияния, он должен изменить качество движений, присущих ему как
индивидуальности. Он должен двигаться иным путем, его движения должны
стать частью другого, более широкого движения, той их разновидностью,
которая возвращает к первоистокам и к первотворению.
Мы можем преодолеть ощущение одиночества и неполноты с помощью
определенных пассивных процедур. Медитация, религиозная изоляция, общение
с самим собой и мистицизм - вот некоторые способы, позволяющие достичь
такого эффекта. Эти пассивные методы включают в себя уход от собственного
"Я", отказ от самосознания. Они возможны в рамках повседневной жизни, но
не могут стать заменителями полноценной жизни. Пассивность не является
естественным способом существования. При соединении с другим организмом
возникает возбуждение, которое способно двигать организм на уровне его
биологического фундамента. В пассивных техниках этого не происходит; там
переживание связано с внутренним покоем и миром. Существует различие между
активным и пассивным, между частичным и общим. Любая реакция, которая
проявляется активно и захватывает весь организм, воспринимается как
"переживание движения". В этом смысле "существования в движении" мы
ощущаем себя частью вселенной. Как раз вследствие того, что религиозное
общение способно воздействовать на нас (в эмоциональном смысле), мы
переживаем его как экспрессию нашей связи со вселенной или с Богом.
Сексуальный оргазм глубже, теснее связан с биологическим переживанием
единства человека с природой и с вселенной.
Далее мы приводим то, что поведала одна женщина, пережившая этот
феномен; ее описание отличается краткостью и точностью: "Однажды во время
полового акта я пережила нечто, настолько отличное от всего прочего, что я
думала, что никогда больше не смогу почувствовать удовлетворение, пока это
не произошло со мной снова. В течение этого переживания, безо всяких
усилий и стараний с моей стороны мое тело как бы двигалось изнутри, и все
было чудесно. Тут был и ритм и чувство экстаза от осознания, что я часть
чего-то гораздо большего, чем я сама, и, наконец, вознаграждение в виде
реального удовлетворения и спокойствия".
Накал и просветление являются другими аспектами этого феномена,
которые делают его сходным с космическим событием. Полноценный оргазм
сопровождается, как правило, ощущением "начала", представляющим собой
более высокую стадию сексуального "горения", когда оно проявляется с
наибольшей интенсивностью. Если интенсивность и степень оргазма достигают
высокого пика, все тело заполняет вспышка тепла, которая сопровождается
чувством просветления. Внешним проявлением этого тепла является сияние,
которое естественно излучает любящий человек. Теплота и свечение -
свойства небесных тел. Влюбленный чувствует себя на небесах. В любви
личность преодолевает ограниченность своего существования, а во время
оргазма выходит за пределы чувства существования в физическом теле.
Оргастическое переживание имеет и иные значения (аспекты). Это
касается переживаний возрождения и обновления.
Существует несколько объяснений подобных переживаний, связанных с
чувствами истомы и растекания, которые предшествуют, а затем и составляют
часть оргастической реакции. Структура, - однажды сказал Райх, - это
замороженное движение. Определенно - это антитезис движению и потому, в
данном смысле, антагонист жизни. Жизнь начинается с очень малой структуры
- оплодотворенной яйцеклетки. Она заканчивается, когда энергия организма
неспособна поддерживать и двигать окончательную структуру, которую
организм приобрел, прожив эту жизнь. Когда скованность растворяется в
оргазме, мы до некоторой степени возрождаемся, о чем свидетельствует
восприятие этого переживания. Оргазм также переживается как созидательное
событие, иногда воплощаясь в создании новой жизни, новой личности. Но, в
любом случае, он приводит к созданию нового и свежего восприятия жизни.
Я упоминал, что при оргазме мы возвращаемся к той особой форме
движений, которые лежат в основе нашего существа. Данное переживание
ощущается как переполненность, будто нами движет глубочайшая сила жизни. В
обычной повседневной жизни движение индивидуума контролирует и направляет
его ум, и поэтому действия человека являются целенаправленными. Так
действует обычный человек, когда идет, собираясь попасть в какое-то
определенное место. Когда мы наблюдаем за городскими пешеходами,
механистичность их движения производит гнетущее впечатление. Как мы сами,
так и другие, мы часто не получаем достаточного удовольствия от прогулки.
Мы оживляемся, только когда нам надо куда-то попасть. Конечно, после
достижения цели появляется новая. На культурологическом уровне это
продолжающееся старанье пожаловано термином "прогресс". Удовольствие от
движения, приток радости от гармоничных и грациозных движений тела
исключен из нашей обычной повседневной подвижности. Мы настолько погружены
в собственное "Я", что от нас ускользает сознание собственной
индивидуальности (самости - self), воплощаемой в движениях нашего тела.
Менее цивилизованные люди выражают своими движениями различные
качественные взаимодействия между "Эго" и телесной индивидуальностью.
Например, пронаблюдав, как двигаются индеанки Запада, сознаешь, насколько
легки и непринужденны их движения. Бедра непринужденно раскачиваются, ноги
двигаются без усилий, а верхняя половина тела грациозно скачет верхом на
этом "скакуне".
Туземной женщине чужды беспрерывно возникающие компульсивные
[компульсивные - осознанно необходимые (прим. переводчика)] чувства.
Движения большинства людей нашей культуры принужденны (компульсивны). То,
что так восхищает нас в походке индейских женщин - их непринужденная
сексуальность. Сексуальность, лишенная провоцирующего оттенка призыва к
сексуальным действиям и естественная потому, что выглядит жизненной,
энергичной, грациозной. Сексуальность возникает из-за осознания женщиной
своего тела, осознания его движений и проникновения в сексуальную природу
своей сущности. Сексуальность - это одно из звеньев, крепко спаянных с
нашей животной природой.
У животного отсутствуют иные цели, кроме удовлетворения собственных
потребностей. Это освобождает его от необходимости действовать в целях
принудительного прогресса. Он получает удовольствие в самом движении.
Естественное состояние животного, как тонко подчеркнул Достоевский в
"Братьях Карамазовых", - радость. В некоторых отношениях мы превосходим
животных. Мы несем груз осознания, что существует добро и зло, и
направляем свою жизнь, ориентируясь на эти ценности. Мы осознаем, что есть
мы и окружающее нас, что существует пространство и время, и все это
связывает нас с Богом. Но ведь мы один из видов животного мира - в чем-то
возвышающихся, если принять во внимание достижения нашей культуры, но и
отстающих от него, если посмотреть на наше зверство и жестокость. В любви
- мы люди; в сексуальности - мы животные. Не забывайте, что первое
вырастает из последнего. Нет иных целей у сексуальной активности, кроме
удовольствия. Мы "движемся" в никуда, занимаясь сексом. В сексуальности,
как и в детской игре - мы постигаем себя через возбуждение движений и
чувств. В этом состоянии мы ближе к истинной животности, но вместе с этим
ближе и к переживанию истинной радости!
Способность личности придать телу свободу движений является
способностью создать условия для получения оргазма. Но мы не может
позволить этому произойти, не ощутив безопасность собственного тела и не
отождествив себя с ним. Безопасность тела противостоит безопасности "Эго",
зависимостью от интегрированности и координированности телесных движений.
Она базируется на тесноте нашего контакта с землей. Если для дерева
безопасность в его корнях, то для человека - безопасность в его ногах.
Чувство "погруженности" означает укорененность в землю и в животные
функции. Оно эквивалентно способности удерживаться на собственных ногах и
чувствовать их. Слияние с собственным телом требует проникновения в
собственную животную природу, но не возвышения над ней. Любое презрение
или отвращение к функциям собственного тела нарушает это чувство единения.
И, что еще важнее, мы должны принять сексуальность природы нашего
существа.
Я специально подчеркиваю физиологичность, животность и сексуальность
нашей природы, поскольку эти аспекты существования были опорочены в нашей
культуре. Человек, который лишен животных качеств, - бесчеловечен, но
человек, который является только животным, - недочеловечен. Силу тела
нельзя оторвать от силы ума. Безопасность тела не более зависима от
функционирования "Эго", чем от функционирования ног. Эмоциональное
здоровье тесно связано со способностью раздвоения (быть одновременно в
двух местах); мы должны обладать силой, чтобы переносить напряжение
двойственных ситуаций. Читая лекцию, я сознаю не только аудиторию, но и
себя самого. Я в контакте с аудиторией и с самим собой. Конечно, мы
сознаем, что невозможно одновременно находиться в двух местах. Однако
можно столь быстро переключать внимание, что нет никаких помех в
двойственности восприятия. Внимание вращается словно радиомаяк, то внутрь,
то вовне, то внутрь, то вовне. Если это происходит плавно, то нет
препятствий чувству контакта между внутренней сущностью и внешним миром.
Точно так же мы в какой-то момент ощущаем свое тело и землю, а в следующий
- свои мысли и чувства. Здесь точно так же осцилляции в переключении
внимания должны быть достаточно быстрыми, чтобы избежать разрывов в
непрерывности восприятия и сознавания. В этом смысле, говоря, что человек
здоров, мы подразумеваем, что он сексуален. Это значит, что здоровый
человек одновременно и мыслящая личность и подвижный животный организм.
Это значит, что его движения также участвуют в этом двойственном
взаимодействии. Они сексуальны, жизненны [букв, animal-like -
животноподобны (прим. переводчика)] и имеют твердую земную основу; они
уравновешены, контролируемы и целенаправлены свыше. Если подобные
переживания являются частью нашей повседневной жизни, то переход от
контроля "Эго" и произвольных движений к сильным непроизвольным движениям
оргазма осуществится легко и непринужденно. Другое дело, если оргазм
воспринимается как надвигающаяся опасность, пронзающая пространство,
словно вращающийся кончик ракеты. Сексуальность - не досуг или
времяпрепровождение. Это - смысл жизни.
Глава 12. ОРГАСТИЧЕСКАЯ ИМПОТЕНЦИЯ У МУЖЧИН
Сексуальные нарушения можно грубо подразделить на две категории:
нарушения, связанные со спадом или отсутствием сексуального влечения, и
нарушения, проявляющиеся в неспособности достижения оргазма.
Первая категория включает проблемы эрективной импотенции мужчин и
фригидности женщин. Вторая категория касается таких расстройств, как
преждевременная эякуляция и задержка эякуляции без достижения кульминации
у мужчин, а у женщины - неспособность достичь высшего момента возбуждения
или переход к ней только с помощью клиторической стимуляции.
Обоснование аналогичной классификации базируется на том, что проблемы
первой категории представлены нарушением нарастания возбуждения и
сенсорной реакции; что касается оргастической импотенции или неспособности
достичь полноценной кульминации, то они возникают из-за нарушения моторных
сторон сексуальных функций, проявляющихся вследствие снижения подвижности
или мобильности. Но две стороны сексуальных функций - сенсорная и моторная
- это две части единой реакции. Любое снижение уровня восприятия снижает
окончательную реакцию, а всякое ограничение подвижности редуцирует
сенсорное переживание.
Я особо выделяю проблему оргастической импотенции, основываясь на
клинических наблюдениях, которые свидетельствуют, что тревожность и
страхи, связанные с полной неудачей в половом акте, являются прежде всего
отголоском отклонений в возбуждении и влечении.
Поэтому данный раздел посвящен анализу страхов и тревожности, а также
их связи с оргастической импотенцией у мужчин.
Существуют два критерия, по которым можно определить, является
кульминация оргазмом или нет. Субъективно переживание кульминации должно
включать в себя физиологическое ощущение удовлетворения. Объективно
физиологическая реакция в момент кульминации должна охватывать все тело
единой и интегрированной реакцией. Даже опираясь на эти критерии, в каждом
отдельном случае бывает трудно решить, испытал человек оргазм или нет.
Термин "удовлетворение" не абсолютен, его можно сравнить с рейтингом в 75
баллов по экзаменационной шкале. На одном конце шкалы располагается то,
что вызывает явное чувство разочарования и неудовлетворенности, на другом
- кульминация приносит завершение и экстаз. Эти крайние чувства легко
воспринять. Где-то между ними удовлетворение постепенно размывается,
переходя в разочарование, и сущность реакции становится неопределенной.
Сходным образом, момент, когда все тело вовлекается в сексуальный порыв,
бывает довольно трудно определить. Связанные с оргастической импотенцией
проблемы наиболее очевидны при рассмотрении крайних случаев.
Нарушения оргастической потенции интимно связаны со страхом
сексуального движения. Мысль, что во время полового акта необходимо
движение, сцеплена со множеством табу и тревожностью, которая
ассоциируется с сексуальностью. Некоторое время назад я лечил молодую
женщину, которая, помимо прочих затруднений, была озабочена отсутствием
полового удовлетворения. Она никогда не переживала оргазма, хотя по тому
образу жизни, который она вела, она была довольно раскрепощенной.
Чтобы помочь ей, я дал ей копию статьи, которую написал для
"Энциклопедии сексуального поведения". Она называлась "Секс в движении и
ощущениях". Ее реакция на эту статью открыла многие искажения, которые
окружают смысл и функции секса в нашей культуре. Женщина записала в форме
диалога с самой собой мысли, возникшие у нее при чтении статьи:
- Взглянула на вашу статью - что за неудачное название: "Секс в
движении и ощущениях". Движение! Это скучно. Чувства чудесны - движения
пресны... Движения стесняют. Это открытый призыв к удовольствию.
- Но почему открыто не признать стремленья?
- Потому что ты не предполагаешь, что хочешь этого.
- Почему?
- Потому что это нежелательно.
- Отчего же?
- Если это случается, все прекрасно, но я не должна специально
заниматься его поисками.
- Почему же не предпринять каких-то действий?
- Если я предприму какие-то действия, мама это заметит. Если же буду
вести себя (букв. - лежать) спокойно, то смогу устроить, чтобы "это"
произошло, но они об этом не знали. Я не хочу, чтобы меня поймали.
Однажды я прочла рассказ: когда животные пугаются, то некоторые из
них лежат очень тихо, и все бывает хорошо. Поэтому я буду лежать тихо, так
как я не хочу неприятностей.
- Но как же ты почувствуешь что-нибудь? Разве тебе не нравится
движение? Иногда, двигаясь, ты наслаждаешься вместе с мужчиной.
- Да, я пыталась, но как только что-то приятное начинает
приближаться, как тут же ускользает прочь. Еще мгновение назад были какие-
ощущения, и вот уже их нет.
- Ты движешься, когда на самом деле сексуально увлечена мужчиной?
- Да. Я наверху, и я двигаюсь, но тогда я - мужчина. Мужчина должен
двигаться, а женщина - лежать спокойно.
- Разве не возмутительно, что ты наверху и ведешь себя (движешься)
как мужчина?
- Нет. Я уверена, что происходящее доставляет ему удовольствие. Ему
приятно и то, что мне приятно.
- Почему ты не движешься?
- Движение сродни шулерству! Я могла бы двигаться и устремляться всем
сердцем, чтобы произвести впечатление на того ублюдка, с которым занимаюсь
этим. Но это ничего не значит. Пустота под оболочкой. Притворство.
Движения призваны скрыть полную неудачу во время полового акта. Глупые
мужчины! Чем больше движений, тем больше их уверенность, что ты
наслаждаешься этим. Чем быстрее, тем лучше. Эта работа, за которую я
должна была бы получать деньги и признание, вместо того, чтобы
притворяться, будто это любовь.
- Что же на самом деле не нравится тебе в статье "Секс в движении и
ощущениях"?
- Открытое признание влечения.
- Таков для тебя смысл движения?
- Да, и еще оно означает, что я доставляю удовольствие мужчине.
- Разве это неправильно?
- Не то чтобы неправильно, это смущает. Обычно, когда я двигаюсь, это
фальшивка. И совершается для того, чтобы воздействовать, возбудить или
стимулировать партнера. Но я редко делаю это для себя. Нужно быть очень
"самоуверенной", чтобы достаточно раскрепоститься и получить это для себя.
- Почему?
- Плохой секс не заслуживает хороших чувств.
- Возможно, это не так трудно другим - книги - фильмы, все кажется
так легко...
- Ты не отличаешься от них. Секс - хороший секс - это нелегко.
- Нет наслаждения от него - только иногда.
- Обычно, когда все позади, они оставляют меня - хорошо это или
плохо. Что же предпринять"?
Читаю и ловлю себя на том, что чертовски увлекся.
Оказывается, двигаться для своего собственного удовольствия
достаточно трудно. Вот где истина! Для этого от себя требуется достаточная
раскрепощенность и сила, чтобы требовать удовлетворения, причем не только
в сексе, но и во всех других сторонах жизни. В свете данного требования
легко видеть, почему любой невротик неспособен сдержать оргастическое
завершение или препятствовать ему.
В связи с этим требованием возникает важный вопрос: приложимо ли это
к мужчинам так же, как к женщинам?
В силу своей позиции сверху, мужчина доминирует в сексуальных
отношениях. Однако, по крайней мере, мужчина не сдерживает своих движений
сознательно. Обладая пенисом, который способен эякулировать, он почти
всегда может быть уверенным в какой-то кульминации. Кроме того,
клинический опыт показывает, что, в терминах полноценного удовлетворения,
мужчины страдают от оргастической импотенции в той же мере, что и женщины.
Наиболее распространенное нарушение сексуальных функций у мужчин -
преждевременная эякуляция. Как обычно, никаких точных указаний по этому
поводу нигде нет, потому что никто не определял, в чем состоит
"преждевременность" и какой должна быть "нормальная" длительность
процесса.
Альфред Кинси утверждает: "Вероятно, у трех четвертей всех мужчин
оргазм развивается через две минуты после начала полового акта, а кое-кто
может пережить кульминацию менее чем через минуту или даже через десять
или двадцать секунд после коитального проникновения". Я могу подтвердить,
что треть мужчин, которых мне пришлось лечить, страдали от этого
расстройства. Его эффект выходит за рамки дефицита мужской
удовлетворенности. В тяжелых случаях преждевременная эякуляция лишает
женщину возможности достичь вагинального оргазма, даже если она способна
испытать его. Общий результат проявляется в виде неполноты сексуальных
отношений для обоих партнеров, ведет к напряженности в их отношениях и
часто приводит к расторжению брака.
Существует много степеней преждевременности эякуляции. В тяжелых
случаях семяизвержение происходит еще до того, как мужчина проникнет в
женщину. При средней тяжести этого нарушения эякуляция наступает как
только мужчина начинает ритмические движения. Во всех случаях
преждевременная эякуляция переживается как неудача.
В норме половой акт продолжается от трех до двадцати минут от начала
проникновения до достижения момента кульминации. Длительность полового
акта зависит от степени возбуждения обоих партнеров до его начала. Поэтому
преждевременность нельзя соизмерить в рамках только временной шкалы. По
определению, это указывает на то, что мужчина достигает кульминации
раньше, чем сам к ней готов. Очевидно, преждевременная эякуляция
происходит до того, как женщина достигла высшего момента возбуждения, но
это не критерий преждевременности, поскольку ее реакция может быть
замедленной или вообще не проявиться.
Отсутствие адекватного понятия оргазма может легко привести к
путанице при обсуждении преждевременности. На основании сообщений о том,
что у большинства приматов, особенно у шимпанзе, очень быстро наступает
сексуальная разрядка, Кинси с соавт. приходят к абсурдному заключению, что
быстрота наступления преждевременной эякуляции является прогрессивным
типом реагирования: "Трудно обнаружить иную ситуацию, в которой личность с
быстрыми и интенсивными реакциями не была бы сразу снабжена ярлыком кроме
титула - превосходный, и это именно то, чего заслуживает быстро
эякулирующий мужчина". Несложно обнаружить ситуацию, аналогичную
преждевременной эякуляции. Возьмем солдата на линии фронта, который
стреляет из своего ружья при любом признаке движения или шума. Его реакция
быстра и интенсивна, но кто назовет ее превосходной? Скорее, это ближе к
реакции крайне встревоженного солдата, а преждевременная эякуляция как раз
и является примером сексуальной реакции встревоженного мужчины в
напряженной ситуации. Знакомое наставление "Не стреляй, пока не увидишь
белков глаз противника" вполне приложимо и к половому акту, если
сравнивать его с действиями солдата на фронте. Однако еще более серьезная
ошибка в утверждении Кинси кроется в том, что он не понимает сути
проблемы. Если бы преждевременность была признаком превосходства, было бы
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 657;