ЛЮБОВЬ И ОРГАЗМ 17 страница
направлены на удовлетворение собственного "Эго", но никогда не приносят
ему эмоционального или физического удовлетворения. Его скованность
препятствует получению удовольствия от сексуальной разрядки точно так же,
как лишает смысла и сами сексуальные отношения. Ригидный человек работает,
добивается успехов, играет и занимается любовью, потому что это "надлежит
делать", но вовсе не потому, что он стремится к удовольствию, которое они
могут дать. Другими словами - это вынужденные действия.
Ригидность - это защита против того, чтобы поведение не показалось
инфантильным. Проще всего проиллюстрировать это примером, когда ригидный
индивидуум произносит: "Я докажу вам, что я мужчина, а не ребенок". Все,
что он хочет доказать, так это то, что он не "плакса". Нетрудно
догадаться, какие ключевые факторы лежат в основе возникновения подобной
личностной структуры. Отвергая свое желание заплакать, ригидный характер
подавляет все чувства вообще. Устраняя чувственное удовольствие, ригидная,
компульсивная личность разрушает возможность самодостижения полноты
чувств.
Понятие оргастической потенции - эта наиболее значимая разработка в
аналитическом понимании секса и личности со времен Фрейда, была
первоначально сформулирована Вильгельмом Райхом в 1927 году. Согласно
Райху, способный к оргазму человек не подвержен неврозам. Следствие этого
заключения состоит в том, что полноценный и завершенный оргазм разряжает
весь избыток энергии организма; поэтому не остается энергии на поддержание
невротического конфликта или невротической угнетенности. Можно доказать,
приведя клинические примеры, что каждый эмоционально здоровый человек
оргастически полноценен; то есть постоянно получает полное удовлетворение
от сексуального переживания. В этом отношении теория Райха сегодня даже
более широко принимается, так как невозможно вообразить себе эмоционально
здорового человека, лишенного данной способности. Этот вывод, однако,
сталкивается с существенным противоречием. Верно ли то, что невротичный
человек не способен к оргазму? Райх и его последователи непоколебимо
отвечали на этот вопрос утвердительно. Ранние исследователи творчества
Фрейда и многие другие отмечали, что некоторые из их невротичных пациентов
отчетливо переживали оргастическое удовлетворение во время полового акта.
Кто же прав?
Райх пришел к своему заключению на основании двух открытий, сделанных
в процессе аналитической работы. Во-первых, он обнаружил, что пациент был
способен сохранить и интегрировать плоды и опыт аналитической работы
только в той степени, в которой в курсе лечения улучшились его сексуальные
функции. Во-вторых, Райх обнаружил положительную корреляцию между
невротическими отклонениями и отсутствием сексуальной удовлетворенности.
Это означает, что при нормальной половой жизни неврозов быть не может.
Путаница и споры, которые появились в связи с этой концепцией, возникают
из-за различного понимания того, что такое "нормальная половая жизнь".
Одна школа полагала и полагает, что каждое завершение полового акта
является оргазмом. Однако Райх ограничил смысловое значение "оргазма",
подчеркнув, что он обязательно приносит полное высвобождение и
завершенность. Между этими подходами пролегает бездна различий.
До определенной степени, эти различия отчасти объясняются тем, что
оргастическое переживание изменяется, будь то разные люди или же один и
тот же человек, в зависимости от обстоятельств.
Это следует полагать самоочевидным, поскольку трудно сыскать двух
людей, реагирующих одинаковым образом, и даже один и тот же человек всегда
по-разному реагирует на какой-либо раздражитель. Поэтому интенсивность
оргазма всегда изменяется. В одном случае он переживается как возвышенный
экстаз; в другом - он воспринимается как устойчивое чувство
удовлетворения, ощущаемое как раскрепощение. Любое оргастическое
переживание имеет один общий элемент, который, по моему мнению, и является
центральным для понимания данного явления. Этот элемент - физическое
чувство удовлетворение. Сексуальное раскрепощение, подразумеваемое
понятием "оргазм", должно быть неразрывно связано с чувством физического
удовлетворения. "Вершина наслаждения" имеет несколько иной смысл.
Преждевременную эякуляцию у мужчин до некоторой степени тоже можно считать
наступлением вершины наслаждения, которая фактически наступает, но не
приносит чувства удовлетворения. Часто получается совсем наоборот. Женщина
может достичь клиторической вершины наслаждения, так называемого
клиторического оргазма, и получить при этом некоторое чувство
освобождения, но не испытать при этом достаточного удовлетворения.
Мы сталкиваемся здесь с субъективным переживанием, которое невозможно
проанализировать объективно. Кто может утверждать - удовлетворен он или
нет, если не сам переживший этот процесс? В данной области утверждения
людей довольно ненадежны. Существует слишком большой самообман; а кроме
того, большинство склонно скрывать свои неудачи и недостатки. Большинство
начинающих лечение пациентов часто утверждают, что их сексуальный отклик и
переживания вполне удовлетворительны и, только получив дополнительный опыт
и основываясь на нем, они переоценивают свои утверждения. Слишком многие
мужчины считают, что их сексуальные отношения удовлетворяют их, если они
чувствуют, что женщина удовлетворена. Другие подменяют чувство физического
наслаждения, удовлетворяя свое "Эго", принимая обольщение за само
удовлетворяющее переживание, совершенно оторванное от их собственных
физических реакций. Многие женщины довольствуются только тем, что лежат,
прижавшись к мужчине, чувствуя себя защищенной, даже вовсе не испытывая
высшего возбуждения.
Если не доверять тому, о чем рассказывают люди, то как выяснить,
каковы их физические реакции? Существует большая группа сексологов,
которые полагают, что непроизвольные или конвульсивные оргастические
реакции, завершающие половой акт, определяют оргазм. Оргазм действительно
вызывает конвульсии, но это особый вид конвульсивных реакций.
Подергивание, рывки, спазматическое сокращение тела можно скорее назвать
защитой против оргастических движений, нежели самим оргазмом. Такие
движения не приносят физического ощущения удовлетворенности, хотя их не
назовешь и неприятными. Вздохи, плач, стоны и всхлипы мало что; говорят,
кроме того, что что-то происходит. Вместо удивленных возгласов, которые
возникают в высшей точке наслаждения или при оргазме, переживание
удовлетворенности может быть спокойным, расслабляющим, но, очень
впечатляющим. Стоны и всхлипы знаменуют скорее страдание, а не
удовольствие, и их, пожалуй, следовало бы истолковывать именно так.
Это оставляет нам только один базовый критерий сексуального оргазма -
удовлетворение. Человек, который пережил оргазм, удовлетворен. Он не
возбужден и не угнетен, не капризен и не угрюм. Мне не забыть пациента,
который сам был сексопатологом и консультировался у меня по поводу своей
жены. Все признаки указывали на то, что она переживает оргазм, ведь во
время полового акта она стонала, вздыхала. На прямой вопрос мужа она
ответила, что действительно пережила его. Однако он спросил меня, если это
правда, то почему она такая злобная по утрам? Почему она так
раздражительна с детьми? Так беспокойна? Почему она не чувствует
удовлетворения, успокоения? Я уверен, что и другие также пытались
разгадать столь непоследовательное поведения своих избранниц. Я полагаю,
что у жены моего пациента оргазм отсутствовал. Это было либо притворство с
ее стороны, столь присущее женщинам, либо просто неведение. Его жена
консультировалась у меня некоторое время спустя, и я обнаружил, что
оказался прав. Причем, что интересно, она пришла ко мне с жалобами на
мужа.
Способность получать удовлетворение - это признак зрелой,
интегрированной и деятельной личности. Если исключить полностью фригидных
женщин, то каждая из оставшихся может найти собственные возможности для
получения удовольствия от секса. Сенсуальный подход в большей степени
ориентирован на удовольствие, чем на удовлетворение. Удовлетворение
требует целенаправленных усилий и тотальной согласованности в достижении
цели. Это характерно и для любого другого вида активности, но только в том
случае, если энергия и чувства полностью сосредоточены на выбранной цели,
независимо от того, играем мы в теннис, читаем книги или ремонтируем дом.
Это верно и при получении отрицательного результата. Неважно, победа это
или поражение, они должны захватить вас полностью, только тогда вы сможете
получить удовольствие от ваших попыток, но только вы сами. Что-либо
меньшее, чем полная самоотдача, не обеспечат вам физического чувства
удовлетворения, возникающего только при полной мобилизации и затратах всей
имеющейся энергии и чувств на достижение цели.
Эти принципы относятся и к сексуальной активности. При отсутствии
полной согласованности в отношении к половому общению и к своему
сексуальному партнеру удовлетворительного результата ожидать не
приходится. Ясно, что любое отвлечение внимания во время полового акта,
такое, как прослушивание музыки или размышления о бизнесе, приводит к
таким отрицательным последствиям, что их даже нет необходимости здесь
обсуждать. Однако сексуальные фантазии во время полового акта также
говорят о неспособности достичь полного слияния со своим сексуальным
партнером. Часто реальное содержание происходящего находится в глубине
бессознательного. Некоторые измеряют степень слияния по конечному
результату. Субъективно степень слияния можно осознать, оценивая степень,
в которой организм насыщается и заряжается сексуальными ощущениями.
Подробнее мы поговорим об этом в следующей главе. Только в том случае,
когда сексуальное чувство и движение вовлекает все тело целиком, если
человек всем существом переживает вершину наслаждения, он способен
испытать оргастическое удовлетворение.
Оргастические переживания у одного и того же человека постоянно
меняются. Даже полнота взаимослияния может различаться по интенсивности
или глубине. Мы не может предаваться половому взаимодействию с одинаковой
интенсивностью в любом случае. При достижении наибольших глубин
сексуальный отклик затрагивает и активно вовлекает в себя сердце. Это не
метафора. В редкие моменты человек способен ощущать, как реагирует его
сердце. Это дополняет повышенное сердцебиение и углубление дыхания,
которые всегда сопряжены с достижением вершины наслаждения. Отклик сердца
на достижение вершины наслаждения - это глубочайшее и всепоглощающее
чувство открытости и свободы. А поскольку отклик буквально возникает в
самом сердце, то можно сказать, что сексуальность - это переживание,
затрагивающее саму сущность человеческой личности. В этом глубочайший
смысл любви.
В главах 2 и 3 я описал взаимоотношения секса и любви. Анализируя эти
взаимосвязи, я подчеркнул, что сердце и гениталии связаны друг с другом
через систему кровообращения. Секс рассматривается как выражение любви. И
это справедливо, но только в той степени, в которой человек переживает
удовольствие и удовлетворение в сексуальных отношениях. Если это правда,
то полнейшее, глубочайшее и наиболее емкое выражение любви через
сексуальные отношения - это оргазм.
Я использовал понятие "удовлетворение" для описания качественного
уровня получения удовольствия в процессе оргастического переживания. Это
понятие удовлетворительно, но недостаточно адекватно для выражения всей
полноты чувств, возникающих при получении такого удовлетворения. Оргазм
несет не только удовлетворение, но и радость. Радость, которая свободна,
неограничена, спонтанна и желанна. Это те качества и свойства, которые
присущи чистой детской реакции: она истекает прямо из глубин вашего
существа (сердца). Испытывая оргазм, взрослый получает радость ребенка,
спрятанного глубоко внутри его истинной личности. По этой причине оргазм -
это величайшее достижение в области постижения мира, доступное взрослому.
Если устремления сенсуалиста - это поиск возбуждения и удовлетворения, то
сексуальная личность постигает истинность наслаждения через то, что мы
описали как радость.
Глава 11. СЕКСУАЛЬНЫЙ ОРГАЗМ
Предшествующая глава была посвящена психологическим составляющим
оргазма. Я утверждал, что оргастическое переживание воспринимается как
физическое удовлетворение через полное отождествление себя с сексуальной
активностью. Физическая реакция, лежащая в основе этого чувства
удовлетворения, воплощается в непроизвольных приятных движениях
сексуальной разрядки, охватывающих все тело. Это подчеркивает именно такое
тотальное телесное участие, которое отличает гетеросексуальность от
гомосексуальности и высшее наслаждение, ограниченное гениталиями, от
мощной разрядки, описанной Вильгельмом Райхом как оргазм.
Ценность и значимость этого отличия несомненна, однако, к сожалению,
ограниченна. Поскольку каждая сексуальная кульминация обладает некоторыми
элементами оргастического переживания, было бы точнее говорить о частичном
и полном оргазме. Частичный оргазм по своей сути ограничен и лишен полноты
и не вызывает чувства физического удовлетворения. Тем не менее он является
одним из вариантов сексуального раскрепощения и хотя и временно, но все же
устраняет сексуальную напряженность. Для тех женщин, которые лишены иных
форм кульминации в половом акте, частичный оргазм часто становится важным
и раскрепощающим переживанием.
Легко рассуждать об отличиях, гораздо труднее применить их к реальной
ситуации. Никто, кроме конкретного мужчины или женщины, не сможет с
уверенностью утверждать, достигнут ли ими оргазм в половом акте.
Ощущение оргазма неразрывно связано с субъективным чувством
удовлетворения. Довольно часто все же мы сами не очень-то ясно
представляем себе качество собственного субъективного переживания.
Проблема зачастую маскируется стремлением к удовлетворению самолюбия
("Эго"), которое может совсем не связываться с физиологическими
отношениями. Женщинам свойственно получать определенное удовольствие от
умения очаровывать избранного ею мужчину, и что, пожалуй, случается еще
чаще, мужчина испытывает удовлетворение, если ему сопутствует успех в
соблазнении женщин. Даже если принять в расчет подобного рода искажения,
все же существуют и другие источники путаницы. Субъективные состояния или
чувства не измеришь. Понятие "удовлетворение" связано с целым спектром
ощущений. Даже полноценный и завершенный удовлетворением оргазм зависит от
характера личности. Причем у одного и того же человека он тоже варьирует в
зависимости от интенсивности первичных чувств, от времени, места и
окружения, где состоялся половой акт. К сожалению, нам все же придется
ссылаться на чувство сексуального удовлетворения, поскольку оно остается
единственным критерием оргастической реакции.
Чтобы облегчить нам дальнейшее обсуждение оргастического переживания,
прежде кратко опишем ощущения и действия, сопутствующие полноценному
половому акту. Прелюдия эротического контакта создает состояние пред
вкушения удовольствия, которое создает условия для сношения. При этом
несконцентрированные ощущения организма мобилизуются, подготавливая его к
переживанию кульминации. Они фокусируют возбуждение на гениталиях и
обеспечивают их готовность к завершению полового акта. Однако, если
прелюдия длится слишком долго, возбуждение влагалища исчезает, оно
перестает орошаться и высыхает, а пенис становится перевозбужденным и
готовым к эякуляции. Если у мужчины отсутствует настоятельное желание
войти в женщину, это может указывать на боязнь влагалища. При отсутствии
сексуальных отклонений возбуждение предвкушения естественно подводит к
желанию еще более тесного телесного контакта. Это достижимо только в
процессе полноценного сношения, когда пенис проникает во влагалище.
Чувственное удовольствие от контакта резко возрастает до тех пор, пока
проникновение не станет полным и завершится. Сразу после завершения
кульминации наступает стадия спада возбуждения - любовь достигла своей
основной цели; двое сблизились, насколько возможно. Если в этот момент
проникнуть в мысли мужчины, то нас, вероятно, посетит ощущение домашнего
уюта. Это ощущение принадлежности, порождающее чувство безопасности. У
Таласса в его "Теории генитальности" Шандор Ференци постулирует, что для
мужчины половой акт - это символическое возвращение в матку, в его первое
убежище. Матка, согласно Ференци, символизирует море, в котором зародилась
жизнь и из которого она вышла в незапамятные времена. Сперматозоиды же в
буквальном смысле возвращаются в матку. Чувства женщины совершенно иные. У
нее нет причин сопереживать мужчине в его символическом возвращении в
матку. Многие женщины, которых я расспрашивал об этом, утверждали, что
испытали чувство полноты и завершенности. Другие воспринимали проникающего
в них мужчину как часть самой себя. Это переходило в чувство
расслабленности и удовольствия. Поэтому, если во время акта
взаимопроникновения мужчина как бы символически возвращается в матку, то
женщина символически становится маткой, окружающей мужчину.
Это чувство расслабленности, словно после завершения долгого
путешествия, только прелюдия. За ощущением все возрастающей потребности
слияния следует переживание высшей точки наслаждения или кульминация.
Происходящее выражается в особых сексуальных движениях тела, которые
пробуждают новые ощущения и более мощные желания. К переживаемому
чувственному удовольствию добавляются мышечные ощущения, порождаемые
сексуальными движениями.
В первой фазе сношения сексуальные движения находятся под контролем
сознания ("Эго"), и поэтому они полностью добровольны. Вначале они
медленны, осторожны и слабы. Обычно в этот период доминируют движения
мужчины, но и женщина может взять на себя инициативу.
Поза и ритм, которые избирают партнеры, выражают их индивидуальные
потребности и настроения в данный момент. Пусть мужчина находится над
женщиной и играет более активную роль. В этом случае женщина остается
пассивной до тех пор, пока она не начинает гармонизировать установленный
мужчиной ритм своими движениями. Однако, до того как это произойдет,
мужчина перемежает свои движения короткими периодами отдыха или сменой
позы.
Прерывание движений в это время не приводит к спаду возбуждения,
которое остается на достаточно высоком уровне. Однако прерывание полового
акта снижает окончательное удовольствие, поскольку оно препятствует
ритмичности движений. Свобода движений служит единению телесных
проявлений, поскольку ритм дыхания и ритм тазовых толчков
синхронизируются. Если нет помех, то толчковые движения таза вперед
совпадают с выдохом. Произвольные движения мужчины направлены так, будто
он старается "погрузиться" всем телом вниз, совершая тазовые движение
вперед, а ногами вспахивая постель. Рост активности нижней части тела
освобождает путь непроизвольным движениям таза. В фазе раскрепощения
внимание половых партнеров сконцентрировано на притоке удовольствия от
гениталий и на эффективности тазовых толчков. До установления спокойного
длительного ритма тазовых движений они должны полностью раскрепоститься и
освободиться. Толчковые движения, в отличие от вращательных и
раскачивающихся, дольше удерживают нас от непроизвольных движений.
Мышечное удовольствие сексуальности зависит от качества движений таза.
Представители современной цивилизации обычно ограничены в своей
двигательной активности. По сравнению с примитивными народами, наши бедра
сильнее скованы, а мышцы таза больше напряжены. Такое ограничение тазовой
подвижности нужно преодолеть, чтобы сношение принесло полное
удовлетворение. Таз должен плавно скользить, как хорошо смазанный
механизм, а не дергаться произвольно.
У мужчин импульс движения восходит от ног и полностью контролируется
сознанием ("Эго"). Если он "погружается" используя свои ноги, то женщина,
которая лежит навзничь, "погружается" в мужчину благодаря контакту,
возникающему между ее ногами и телом мужчины. Это синхронизирует движения
обоих партнеров.
Фаза непроизвольных движений завершается в тот момент, когда
устанавливается определенный ритм, гармонизирующий движения обоих
партнеров. Данная фаза занимает самое длительное время в половом акте. Ее
функция состоит в максимальном вовлечении тела в сексуальные движения.
Так завершается подготовка к переходу от сознательного контроля
движениями (из головы) к бессознательному (в таз). Происходит плавный
переход от "Я" к "оно" [от "я" - сознания, к "оно" - подсознанию
(психоаналитические термины) (прим. переводчика) ]. Фаза завершается,
воплощаясь в объективизации. Если мужчина не способен сдержать нарастающее
возбуждение, развивается преждевременная эякуляция.
В этом пункте темп сексуальных движений возрастает. У некоторых
мужчин и женщин он сопряжен со все нарастающим желанием еще более
глубокого проникновения и более сильных фрикций. Это воспринимается как
произвольное действие мужчины, когда он чувствует, что готов достичь
кульминации. Как только темп возрастает, движения таза вдруг становятся
непроизвольными и вызывают еще более глубокий отклик всего организма.
Это сопровождается сильным ростом половых ощущений, так как фрикции
между пенисом и влагалищем еще более интенсифицируются. В тазовой области
возникает чувство истомы, предшествующее разрядке.
Оргазм начинается сокращением пещеристого тела у мужчины и луковицы
преддверия влагалища у женщины. Эти мышцы окружают основание пениса у
мужчин и преддверие влагалища у женщин. Оргазм переживается словно прорыв
плотины, когда высвободившийся поток чувств устремляется вниз, в то время
как тело конвульсивно изгибается в едином порыве на каждый непроизвольный
толчок таза вперед. Чувство истомы и потока счастья затопляет все тело.
Если кульминация достаточно сильна, создается нарастающее ощущение тепла,
которое как бы излучается из области таза и проникает во все телесные
ощущения. Когда начинается эякуляция, у мужчины возбуждение возрастает и
остается на пиковом уровне всего несколько мгновений. Эти мгновения
оргазма переживаются как "полет", "вращение в вихре" или нечто в этом
роде. Оргастическое переживание женщины параллельно мужскому во всех
отношениях, за исключением чувства пульсации во время эякуляции. Эякуляция
протекает как сокращения гладкой непроизвольной мускулатуры простаты и
семенных протоков. Она состоит из пульсирующих струек семенной жидкости.
Для женщины мужская эякуляция - дополнительное удовольствие.
Мужской оргазм обычно состоит из двух непроизвольных реакций: первый
- всеобщая реакция организма в виде конвульсий, второй - эякуляция. Есть
свидетельства, что некоторые могут переживать оргастическую разрядку без
эякуляции (согласно Кинси). Известно также, что возможна эякуляция без
непроизвольной реакции организма (согласно Райху). Каждое из этих
состояний, по-видимому, только часть общего оргазма. Если отсутствует
непроизвольная реакция организма и семя просто вытекает вместо того, чтобы
выбрасываться наружу толчками, то это значит, что какая-то часть мужчин не
способна испытывать полноценную оргастическую разрядку.
У женщин аналогом эякуляции является сокращение гладких мышц
преддверия влагалища. Этот процесс воспринимается мужчинами как
"втягивание" его пениса. Таким образом, у женщины также есть две
непроизвольные реакции, которые, объединенные вместе, создают переживание
полноценного оргазма: конвульсивная реакция всего тела, такая же, как и у
мужчин, и ритмические сокращения мускулатуры преддверия влагалища и свода
таза. Если женщина достигает кульминации вместе с мужчиной, то их реакции
взаимно усиливаются.
После кульминации возбуждение быстро исчезает, в то время как чувство
истомы и удовлетворения длится гораздо дольше. Непроизвольные движения
могут продолжаться еще несколько мгновений; затем наступает расслабление,
часто переходящее в желание уснуть.
Во время оргастической кульминации исчезает самосознание (эго-
сознание). Это временное затемнение "Эго", отнюдь не омрачено чувством
покинутости. Мы не теряем сознание в процессе оргазма. Было бы правильнее
говорить о потере личностной самости. Я (самость) исчезает, растворяясь в
объекте любви: любовь достигает своей конечной цели. Здесь возникает не
только чувство полного единства и объединения с партнером, но и появляется
сознание себя как части единой пульсирующей вселенной. Последняя мысль
подтверждает идею Райха, что в оргазме человек осознает себя как единое
целое с космическими процессами.
Если первую стадию сношения можно рассматривать как символическое
возвращение мужчины в материнское лоно, то вторую стадию можно считать его
появлением из матки. В своей высшей интенсивности оргазм заставляет нас
думать о процессе рождения. Мужчина возрождается через оргазм. Поэтому,
выражаясь фигурально, давайте вспомним, что оргазм часто переживается как
возрождение. Благодаря оргазму нас посещает чувство обновления и
освеженности. Весь половой акт мужчины можно рассматривать как
символическое возвращение в материнское лоно и повторное рождение. Тогда
что же можно сказать о роли женщины? Поскольку первая стадия является для
нее наполнением, то вторая - опустошением. В то время как мужчина
возрождается в оргазме, женщина дает ему рождение, символически, конечно.
Это объясняет, почему некоторые женщины действительно переживают роды как
оргазм. Некоторые женщины отмечают, что получили способность переживать
оргазм только после того, как родили ребенка.
Заблуждение, существующее в сексологии в отношении природы оргазма,
коренится в недопонимании большинством изучающих половые функции важности
движений при оргастическом переживании. Внимание в большей степени
обращается на чувственный компонент, сексуальности, в то время как
практически пренебрегают моторным компонентом. Обычно полагают, что
функция сексуальных движений заключается в усилении фрикций половых
органов.
Но обычно не упоминают о том, что сенсорные элементы контакта и
фрикции служат для обеспечения возбуждения, порождающего движения.
Ощущение оргазма - это функция движения; таким образом, если движение
прекратить, то и оргастические ощущения немедленно исчезнут. Контакт и
фрикции, взятые отдельно, могут вызвать семяизвержение, как, например, во
время мастурбации, когда пенис доводится до состояния кульминации
мануально или оральным способом, что может привести к эякуляции, но
никогда не вызовет оргазма.
С другой стороны, оргастическое переживание может возникнуть как
результат одного движения. Например, женщина может достичь оргазма, даже
если контакт с пенисом сведен до минимума. Если мужчина добился
кульминации и пенис утратил свое эрегированное состояние и даже вынут из
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 592;