Структура языка и лингвистическая типология значений
§ 1. Вначале предстоит уточнить само понятие лексического значения (JI3), а также сопряженные с ним понятия номинативного (НЗ), грамматическою (ГЗ) и синтаксического (СинЗ) значений. В основе такого разделения значений лежит уровневая, стратификационная природа значимых единиц: то или иное значение квалифицируется как лексическое или грамматическое в зависимости от уровневой природы выражающей его единицы. Типология значений в этом случае строится на собственно языковых основаниях: значения подразделяются не по их содержанию, а сообразно подразделению значимых единиц в функциональной структуре языка по их уровневой принадлежности. К примеру, английское слово plurality «множественность» и суффикс множественного числа сходны по содержанию их значений, но относятся к единицам разных уровней: одно является словом (точнее, лексемой), другое—морфемой. Поэтому и первом случае речь идет о значении лексическом, а во втором — о грамматическом <…>.
§ 2. Естественным языкам при всем их типологическом разнообразии свойственны общие черты, или, как теперь говорят, лингвистические универсалии. Наличие таких универсалий в структуре языков обусловлено общностью функции языков и общностью психического и физиологического субстратов, на которых основан язык. Иначе говоря, функция, для которой возникает язык, и особенности человеческой природы, т.е. условия осуществления этой функции, вынужденно приводят к выбору определенной структуры, принципиально одинаковой при всем разнообразии ее конкретного воплощения.
2.1. Единицы языка, как и единицы любого функционального устройства, могут быть охарактеризованы двояко: по их функциональному назначению в структуре языка (функциональные единицы) и по их формальным особенностям (формальные единицы). В первом случае единица характеризуется по ее назначению, а во втором — по ее строению, внутренним особенностям.
Соответственно устанавливаются два ряда единиц, понятий и терминов для описания структуры языка: 1) относящиеся к функциям в структуре; 2) относящиеся к форме. Аналогия для пояснения: в структуре транспортного средства необходима ходовая часть. Ею могут быть колеса, штанги, гусеницы, винт и др. Все они тождественны относительно того, какую функцию они выполняют, т.е. все они являются одной и той же функциональной частью целой структуры. Вместе с тем все они различны относительно того, как эта функция ими выполняется, т.е. по внутреннему строению, по заложенному в них принципу осуществления функции, т.е. по форме. Между формой и функцией наблюдается двусторонняя зависимость: функция задает предел вариабельности формы, со своей стороны форма модифицирует функцию.
Общая функция телеологического объекта может иметь некоторую структуру, т.е. состоять из некоторой иерархии определенным образом связанных и обусловленных функций. В нашем примере это — помещать груз, пассажиров, обеспечивая их сохранность, удобства, перемещать их в требуемом направлении и т. д. Соответственно устройство имеет функциональные части: кузов (кабина, салон, багажник), двигатель, шасси, рулевое управление, тормозная система, сигнализация и др. Таков смысл различения функционального и формального в телеологических объектах. В том же смысле различаются функциональные и формальные единицы в языке.
2.2. В естественных языках возможны два класса функциональных единиц: 1) единицы, связанные с различением смысла (контентивные функциональные единицы), 2) строевые, технические единицы, не связанные с различением смысла, «но обеспечивающие с технической стороны функционирование механизмов языка, построение контентивных единиц (функциональные единицы обеспечения, форматоры, или формативные единицы).
2.3. Основные контентивные функциональные единицы, выявляющиеся в структуре естественных языков, следующие: дистинкторы смысла, фиксаторы смысла, номинаторы смысла и коммуникаторы смысла. Здесь они перечислены и порядке восходящей иерархии <…>.
2.3.1. Дистинктором является такая единица, которая способна различать смысл в составе единиц высшего порядка, но сама по себе не соотносится с каким-либо концептом (или, в иной терминологии, с некоторым элементом системы содержания, семемой). <…> дистинктор — это класс артикуляторно-акустических (или графических и т.д.) репрезентантов, образуемый единством смыслоразличительной функции, а не общностью физических характеристик. Очевидно, что простой дистинктор — это приблизительно то же, что фонема в функциональной трактовке. Разница, однако, в том, что дистинкторы могут быть не только простыми (= фонема в функциональном понимании), но и сложными, а также в том, что единица любого порядка в ее фонологическом аспекте является дистинктором. Понятно, что помимо некоторого перечня дистинкторов в языке имеются определенные правила их комбинирования при образовании сложных дистинкторов. Дистинкторами, таким образом, являются фонемы (в функциональном понимании), слоги, морфемы, слова, словосочетания, предложения с фонологической стороны, тоны, ударения, интонации и т.п. Функция простых дистинкторов выполняется как базисными, так и просодическими средствами.
2.3.2. Фиксаторами смысла являются те единицы, которые не только различают смысл, но и фиксируют его, т.е. соотнесены с определенными единицами содержания. От дистинкторов их отличает то, что они содержательно специализированы. Простое различение смысла дополняется распределением дискретизированного смысла.
Помимо набора фиксаторов, в языках имеются определенные правила их комбинирования в составе единиц высшего уровня.
Можно видеть, что простой фиксатор — это приблизительно то же, что морфема в функциональной трактовке. Разница, однако, в том, что фиксаторы могут быть не только простыми, но и сложными, а также в том, что единица любого порядка выше дистинкторов, т.е. любая значимая единица в определенном аспекте должна быть признана фиксатором смысла. Кроме того, фиксатор определяется исключительно на функциональном основании и, в отличие от морфемы, не связан с импликациями, касающимися формального статуса единиц. Поэтому к уровню фиксаторов (но не выше) должны быть отнесены служебные слова, не способные к номинации. Наряду с этими базисными средствами функция фиксаторов смысла выполняется также просодическими (интонация) и модельными, или схемными (чередования, нулевые морфемы) средствами.
2.3.3. Всякая значимая единица выше уровня дистинкторов обнаруживает свойства фиксатора. Одни из них оказываются фиксаторами par excellence, другие дополнительно к свойствам дистинктора и фиксатора обладают еще способностью номинировать смысл. Номинатором следует считать такую единицу, которая сама по себе способна актуализировать в сознании фиксируемый ею концепт. Фиксаторы актуализируют связанный с ними смысл только в составе номинаторов как часть смысла последних. Поясним это примерами. Десигнатор «чан» актуализирует концепт «вид сосуда...». Тот же десигнатор сам по себе не может актуализировать смысл «житель некоторого места», хотя он и соотнесен с этим концептом, ср. «ростовчане», этот смысл им актуализируется только в составе номинирующих единиц <…>.
Содержательно значения фиксатора и номинатора могут быть одинаковыми, — они несопоставимы функционально. В словоформе «деятелем» значение агента, действующего лица представлено трижды: в морфемах -тель, -ем и деятель: То же значение имеет и номинатор «деятель», но все они функционально разнородны.
Помимо простых номинаторов, языки располагают также определенными—синтаксическими и семантическими — правилами их комбинирования для образования сложных номинативных единиц.
2.3.4. Наконец, коммуникатор — это функциональная языковая единица, содержащая сообщение. Назначение коммуникатора состоит в том, чтобы вызвать определенные информационные состояния SR. В этом и заключается существенное отличие коммуникаторов от единиц других уровней. Простой коммуникатор — приблизительно то же, что предложение в обычном функциональном понимании. <…>
§ 5. Таков «стратификационный минимум» понятий, необходимых для определения лексического и сопряженных с ним видов значения. Лингвистическая типология значения производна от функциональной стратификации языка. Категории лингвистической типологии значения— Н3, ГЗ, ЛЗ, СинЗ и т.п. — описывают модусы концептов в структуре языковых выражений. По сути дела, это квалификация означаемого через его означающее, а именно, уровневая характеристика значимых единиц, приписанная тем значениям, которые ими выражаются.
5.1. Номинативное значение — значение номинаторов. Согласно принципу иерархического включения — фундаментальному принципу языковой структуры, номинативным значением обладают также единицы выше номинативного уровня, так что номинативное значение — это значение простых и сложных единиц уровня номинаторов и выше. Грамматическое значение — значение грамматических фиксатров разного рода, это, таким образом, та часть значения номинаторов, которая приходится в их структуре на долю грамматических фиксаторов. Синтаксическое значение — значение синтаксических фиксаторов, это часть номинативного и разновидность грамматического значения, приходящаяся в структуре номинатора на долю синтаксических фиксаторов. Словообразовательное значение — значение словообразовательных фиксаторов, это часть номинативного и разновидность грамматического значения, приходящаяся в структуре номинатора на долю словообразовательных фиксаторов.
<…> Лексическое значение— это семантический инвариант номинаторов с общей лексемой, т.е. ЛЗ отвлекается как общее в семантике грамматических форм одного имени. ЛЗ приходится в структуре номинатора на долю фиксатора, называемого лексемой. Поскольку, как уже было сказано, лексема может включать в свой состав словообразовательные фиксаторы, то словообразовательные значения подключены в ЛЗ, и оппозиция ЛЗ — ГЗ неправомерна. Реально противопоставлены не значения грамматическое и лексическое, а значения грамматическое и номинативное.
5.2. Есть существенное различие между ЛЗ и ГЗ в характере их выявления: ЛЗ может быть номинировано в том же классе номинаторов, от которого оно отвлекается как семантический инвариант. Дело в том, что формообразовательные грамматические оппозиции построены как привативные и один из номинаторов в таких оппозициях совмещает в себе два значения: одно маркированное по основанию оппозиции с другим — немаркированным.
В одном классе номинаторов с общей лексемой может быть размещено несколько привативных оппозиций и соответственно имеет место несколько последовательных нейтрализаций. При этом выявляется форма, не маркированная по любому основанию, — максимально немаркированный номинатор <…>.
Нам важно заметить, что немаркированный номинатор выступает как представитель имени «в чистом виде», на уровне класса. Инвариантное значение множества номинаторов с общей лексемой оказывается при этом не просто «взвешенной» абстракцией, реально существующей только в частных значениях номинаторов. Оно номинировано немаркированным номинатором как одно из его значений, для содержания которого иррелевантны семантические основания грамматических оппозиций. Понятно, что именно такие формы должны избираться в качестве словарного представителя данной системы номинаторов. Ср. также в русском языке: формы ед. ч. им.п. существительных, ед.ч. им.п. м.р. положительной степени прилагательных, инфинитива (несовершенного вида действительного залога) глаголов.
Таким образом, JI3 связывается и с фиксатором-лексемой и с (максимально) немаркированной грамматической формой имени. Обе они имеют одинаковое содержание: вторая номинирует значение, фиксируемое первой.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1767;