Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. Техника выживания Пенни состояла в том, что она погружалась в виноватость, пока не начинала чувствовать ужас
I
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
127
Техника выживания Пенни состояла в том, что она погружалась в виноватость, пока не начинала чувствовать ужас, что «это никогда не произойдет». Такое поведение сулило некое странное спасение. Человек учится тому, что может выжить с помощью порока или развращенности. Не в его власти отстранить своими прегрешениями смерть. Бояться сексуальности — это нечто меньшее, что позволяет, несмотря на мучительность переживания, сохранить рассудок.
Тот, кто утратил контакт с собственным телом, сталкивается с угрозой шизофрении. Отчаянный маневр — это крайний способ сохранить контакт. Распутство Пении предоставило ей возможность переместить чувство стыда с тела на действие. Вызов, который Билл бросал высоте, помещал его страх тела на отвесную стену. Стыд и страх можно вытерпеть, если проецировать их на внешние события. Отчаянный маневр — это способ сохранить рассудок, перемещая ужас на актуальные ситуации. Ум может быть наполнен специфическими страхами; он чувствует, что уязвим перед неизвестностью. Если такой маневр не удается, последнее безрассудное движение, направленное на то, чтобы избежать обреченности, — суицид.
Секс и смерть неизбежно вплетены в расщепление личности. Страх секса — это страх смерти. Когда человек борется за выживание, все, что угрожает потерей самоконтроля, смертельно опасно. Сексуальные чувства представляются именно такой опасностью. Еще одна моя пациентка отчетливо выразила это. Она сказала: «Я борюсь за выживание. Если отпущу себя, что-нибудь овладеет мной и выгонит на край пропасти». Билл пытался увериться, что его не могут поставить на край скалы. Пенни беспрестанно уклонялась от глубокой «кончины». В каждом случае побуждающей силой была сексуальность. Но этот демон неизменно поднимал голову, что видно из следующего замечания: «Я чувствую сильные сексуальные чувства и боюсь умереть». Эти слова, принадлежащие замужней женщине, выража-
ют не страх сексуальной активности, они сообщают только о страхе сексуального чувства. В этом смысле распутство Пенни усиливало ее сексуальное чувствование, удерживая ее, таким образом, от большего ужаса. Как правило, этот ужас все же выплывает на поверхность. Вот что она говорит об этом: «Со мной происходит что-то, что ужасает меня. Когда я просыпаюсь, но еще перед тем, как полностью очнуться ото сна, я сознаю, что мое сердце сильно и громко бьется, и что я не могу дышать. Я понимаю, что если сию минуту не вздохну, то умру. Голова разрывается, и грудь будто вот-вот лопнет. Это похоже на описание сердечного приступа, которое я как-то читала».
Позже Пенни пересказала сновидение, которое объясняло ее ужас: «Я была в спальне и смотрела через какое-то препятствие в другую комнату, в которой видела саму себя. Мне было очень страшно, и я проснулась с бьющимся сердцем. Открыв глаза, я подумала о своем сне и поняла, что препятствием были мои родители, которые в постели занимались сексом. Это заставляло меня почувствовать ужас.»
Почему это видение ужаснуло ребенка? Почему ему так трудно принять мысль о половом взаимодействии родителей? Если физическая близость в детском уме ассоциирована со страхом и стыдом, половой акт будет рассматриваться как нападение на эго и тело. Ребенок видит это как вторжение в личную жизнь, удар по личности. На более глубоком уровне реакция ребенка на то, что он видит сексуальную близость, отражает бессознательные чувства родителей по поводу полового акта. Ужас Пенни указывает на сознательную или бессознательную боязнь матери. Описывая мать, Пенни отметила, что та была физически непривлекательна, индифферентна, и что она была женщиной, которая не получала удовольствия от своего тела. Отец, как она сказала, был бесстрастным и неспособным выразить привязанность. Секс для такого человека — только потреб-
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 758;