ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
ство становится иллюзией, которая служит для поддержки эго и для отрицания жертвы. Она не может поддерживать во взрослом состоянии. Следовательно, человек фиксируется на детской ситуации.
Шизоидная иллюзия превосходства и особенности присуща и мужчинам. Один из моих пациентов описывает это так: «Я вдруг понял, что у меня был идеализированный образ себя, как принца в изгнании. Я мечтал, что мой отец, король, должен был прийти и объявить меня своим наследником.
Я помню, как на выпускном вечере в школе я ждал, что появиться мой отец. Он не появился. Занимаясь спортом и учебой, я всегда старался доказать, что достоин его. Он никогда не обращал на это внимания. Потом он умер.
Я понимаю, что до сих прибываю в иллюзии, что когда-нибудь меня найдут. Для этого, мне необходимо было не расставаться со своими «претензиями». Принц не мог посвятить себя ординарной работе. Я должен был показать, что я — особенный.»
Претензии этого человека на благородство и превосходство контрастировали с реальностью его борьбы и провалов. Несоответствие иллюзии и реальности приводили его в отчаяние. Поскольку этот клиент был актером, мечта о том, что его «откроют», вполне ему соответствовала. Чем больше он старался, тем сокрушительнее был провал. Пробы на роль всегда были импрессивными, но спектакли редко соответствовали начальным надеждам. Он тратил все силы на пробу, рассчитывая на исполнение иллюзии. Когда этого не происходило, он вкладывал сердце в репетиции, а на спектакли его не хватало. Постепенно он научился тому, что усилия, потраченные на репетициях, не должны быть «беззаветными». В конце концов, во время одной из репетиций, его способность играть очень ослабла и он расторг контракт.
Этот пациент вел себя на терапии так же, как в театре. Вначале он прилагал массу усилий, чтобы мобилизовать тело и показать мне, как хорошо он может выпол-
нить то, что я ему предлагал. Однако компульсивность, скрытая за усилием, повышала напряжение, и хорошие чувства, которые он переживал первое время, рассыпались. Так как это произошло одновременно с потерей работы, он впал в отчаяние. Пока продолжался кризис, иллюзия была разоблачена. Затем он понял, что вовсе не обязан быть самым лучшим. «Если вы не самый лучший, — сказал он, — вам не грозит провал». Он имел в виду, что всегда мог оправдать свой провал. Иллюзия предупреждала конфронтацию с реальностью.
------------ ОТЧАЯНИЕ И ДИССОЦИАЦИЯ
Хотя отказ от иллюзии представляет собой шаг к здоровью, он неизбежно сопровождается отчаянием, которое возникает из страха быть покинутым или оставленным. Поскольку отчаяние иррационально, как и страх быть покинутым, оно переносит во взрослую жизнь человека его инфантильные чувства. Когда рассыпается иллюзия, и прежде скрытое отчаяние прорывается в сознание, пациент может понять, что и то, и другое — продукт лежащей глубже безысходности.
Чем сильнее глубокая безысходность, тем большую иллюзорность она порождает; еще больше иллюзия связана с отчаянием. Когда иллюзия обрела силу, она начинает требовать исполнения, неизбежно толкая человека на конфликт с реальностью, который приводит к безрассудному, отчаянному поведению. Чтобы гнаться за исполнением иллюзии, приходится пожертвовать хорошими чувствами в настоящем, и человек, живущий в иллюзии, не может получить удовольствия. В отчаянии он стремится отказаться от удовольствия и сохранить жизнь, откладывая надежду, что его иллюзорно-правдивое проявление отодвинет отчаяние. Психология отчаяния объясняет, почему шизоид живет на грани катастрофы. С помощью безысходности и деструктивного поведения он бросает вызов обре-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
139
ченности, надеясь ослабить ее ужас; с помощью иллюзии он отрицает безысходность, надеясь избежать отчаяния.
Согласованность различных элементов в личности Пенни можно описать следующим образом. Отрицание ее детской потребности в физической близости, повторявшееся вновь и вновь, вызвало у девочки чувство отверженности, которое переросло в отчаяние. В интересах выживания Пенни вытеснила страстное стремление к эротическому удовлетворению, диссоциировавшись с собственным телом. Этот процесс (отвержение — отчаяние — диссоциация) породил разлом личности, в результате чего сформировалась иллюзия и возникло чувство отчаяния. Давайте изобразим это графически.
Пока в личности присутствует разлом, раскачивание между иллюзией и отчаянием остановить невозможно. Только отождествление с собственным телом позволяет ликвидировать этот разлом. Отождествленность редуцирует отчаяние и разоблачает иллюзию. Появляется возможность обнаружить лежащее глубже чувство обреченности или безнадежности, что открывает путь для реконструкции инфантильной ситуации. В этой точке травмирующее детское переживание может быть «перереагировано» и разрешено.
Иллюзия и отчаяние замыкаются в петлю, которая медленно душит человека. Удивительно то, что отчаяние представляет собой единственный путь, позволяющий вырваться из этой петли нереальности. Возьмем алкоголика. Он пьет не потому, что находится в отчаянии. Употребляя спиртное, он отрицает свое отчаяние, убегает от чувств и уходит от реальности. Именно отчаяние заставляет его искать помощи. Но тем, кто имел дело с алкоголиками, отлично известно, как трудно заставить их признать, что они переживают отчаяние. Алкоголик — это отчаявшийся человек, который не может взглянуть в лицо собственному отчаянию или допустить возможность существования надежды. Алкоголика поддерживает иллюзия. Самая большая иллюзия состоит в том, что он может остановиться и перестать пить, если решит сделать это.
Иллюзия: уровень эго. |
Трудно найти что-нибудь более далекое от правды, чем эта иллюзия. Природа наркотической зависимости такова, что человек бывает не в силах освободиться от ее хватки. Какое же высокое мнение о своей воле надо иметь, чтобы думать, что можешь контролировать паттерн поведения, представляющий собой переживание провала и повторявшийся бессчетное число раз!
Разлом Диссоциация с телом |
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 995;