Жизнь во Вселенной.
Поиск грани, отделяющей живое от неживого, неизбежно приводит к выводу, что нет никакого особого свойства, присущего органике, которое не имело бы аналога в неодушевленной природе, кроме одного – способности к самовоспроизведению.
Но одной этой способности явно недостаточно для определения специфики живых систем. В соответствии с принципом эквивалентности массы и энергии в одном грамме любого вещества содержится такое количество энергии, какое достаточно, чтобы вскипятить триста тысяч тонн воды. Однако данная способность вещества может обернуться реальностью только при наличии особых условий. Органика же не «дожидается милостей от неорганической природы», она ищет и находит их сама. Живые системы реализуют свои способности к самовоспроизведению и саморазвитию с величайшей последовательностью. Надо отдать должное молекуле нуклеиновой кислоты (НК), вдохновительнице и движущей силе жизни. Именно она положила конец «зависимому положению» органических соединений и взяла свою судьбу в свои руки. Первое, о чем ей следовало позаботиться, так это о самосохранении и защите от превратностей, поджидающих ее на каждом шагу. Она нашла блестящее решение – создала предохраняющую оболочку, для чего использовала близкую ей по структуре, но не обладающую «волей к жизни» молекулу белка. Она научалась поглощать энергию извне и заодно избавляться от отходов ее переработки. Она изобрела механизм метаболизма. Она нашла ключ к бессмертию, открыв процесс копирования самой себя в своих потомках. В целях уменьшения вероятности сбоев и ошибок, возникающих при самокопировании, молекула НК продублировала себя, образовав двойную спираль – ДНК.
Спустя некоторое время ее перестали удовлетворять темпы расширения своей экологической ниши. Она вновь нашла достойный выход, осуществив разделение труда в клетке и между клетками, тем самым, породив организмы со специализированными органами функционирования и самовоспроизведения. Вместе с тем, чтобы организмы могли создавать для НК все новые формы обитания, включая космическое пространство, она обрекла свои творения на смертность, гарантирующую ей самой бессмертие.
Разумеется, принцип дополнительности реализуется в организме иначе, чем в физико-химических системах. Вся индивидуальность организмов представляет собой убедительную иллюстрацию принципа дополнительности: ни одна из частей, составляющих животное, не может существовать без совокупности всех прочих; мужские и женские особи могут исполнять свой «священный» долг перед жизнью, только сообразуясь с принципом дополнительности. Жизнь и смерть также находятся между собой в отношениях дополнительности. Бессмертная молекула НК «изобрела» смерть для организмов с целью ускорить эволюционный процесс и создавать все новые, болеет сложно организованные формы жизни, вплоть до появления разумного человека. Если развитие жизни в целом понимать как прогресс, то следует признать, что без смерти нет и прогресса.
Большинство биологов разделяют мнение, что видоизменение происходит благодаря триаде: наследственности, изменчивости и естественному отбору. Серьезным возражением против такой трактовки механизма к эволюции все еще остается интерпретация источников изменчивости. Дискуссия по поводу направленности или ненаправленности мутаций, порождающих новые виды организмов, далека до завершения. Однако появление и стремительное (по геологическим меркам) развитие жизни на Земле не могло стимулироваться только лишь случайными факторами.
Многообразие организмов и эволюционное развитие по пути усложнения структур обязано исключительно принципу дополнительности, определяющего соотношение случайного и закономерного в длинном ряду последовательных смен поколений живых систем. Только лишь закономерность (необходимость) ни в какое обозримое время не смогла бы произвести наблюдаемый спектр видов животных и растений, в том числе и исчезнувших. Случайность же сама по себе не смогла бы породить даже одной-единственной жизнеспособной клетки.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 806;